В наше время, когда идет поиск эффективных путей для постоянно развивающихся теорий и методик образования и воспитания подрастающего поколения, весомое значение принимает изучение педагогического опыта выдающихся деятелей прошлых лет, переоценка его значимости с помощью современных взглядов. Это помогает обнаружить результативные способы поиска осознания проблем в воспитании, внимательнее отнестись к изучению подходов, которые не оказались принятыми к практике, а в настоящее время новых идейных веяний становятся актуальными решениями. Эта работа посвящена изучению опыта выдающегося педагога Евгении Александровны Флериной, чей существенный вклад в дошкольную педагогику трудно переоценить. Выдающийся педагог начинал свой профессиональный путь простым воспитателем в детском саду, в итоге она стала доктором педагогических наук, профессором Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, членом корреспондентом АПН РСФСР. Научная деятельность педагога развивалась во время Формирования зачатков общественного дошкольного воспитания в России. Изучая историю развития отечественной теории и практики дошкольного образования, можно четко проследить появления собственной научной педагогической школы Флериной.
Ее педагогическая доктрина, истоками которой явились педагогические традиции соотечественников К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого пронизана любовью к ребенку, желанием создать условия для его развития, стала по-настоящему подлиной и народной. Самыми изученными исследованиями Е.А. Флериной являются научные работы в области изобразительноого творчества детей. На международных и межвузовских конференциях профессора В.И. Яшина, Р.Г. Казакова, В.И. Ядэшко проанализировали ее научные труды в ряде своих статей и обсуждениях, и назвали труды весомым в дошкольную педагогику. Однако, наследие Е.А. Флериной недостаточно изучено. Это причиной выбора работы «Педагогический Е.А. Флериной в теории и методики образования». Объект — научная педагогическая и труды профессора Е.А. Флериной. Предмет — педагогические идеи Е.А. Флериной. Цель — дать характеристику педагогической деятельности Е.А. Флериной.
Задачи
Изучить формирование взглядов и преобразования системы Е.А. Флериной
Определить Е.А. Флериной в и развитии научной школы по речевого воспитания и детей дошкольного к культуре
Выпускная работа состоит введения, двух заключения и списка литературы.
Сочинение дошкольное образование
... деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. П.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и ... решений, воспитания кадров готовых работать по- новому, используя современные инновационные технологии и программы. Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в ...
Глава 1. Жизнь и деятельность Е.А. Флериной
1.1. Этапы Е.А. Флериной. Формирование взглядов.
Евгения Флерина (урожденная родилась 18 декабря 1889 в селе Брашеванове Херсонской губернии область).
Ее были дворянского но финансовое их было стесненным. «Вся жизнь, которую я (а помню я с 4-х лет) трудовая и тяжелая». Мать Кишиневскую гимназию и жизнь проработала учительницей. В времена царь расселение русских Кавказе, поэтому в 1891 году на Кавказ. Отец участок земли и попробовал вести но это закончилось успехом – русские угодья набрасывались с грабежами местные группы населения. Поэтому в году отец клерком делопроизводства службу в Хасав-Юртовский округ. В семье подрастали детей. И всем старались дать образование. Евгения обучаалась в Ольгинке Владикавказе. Там в гимназии у нее художественные способности. В году Евгения поступила в художественное училище. С тех она жила в вместе со старшей сестрой, родители определили в зубоврачебную школу В.Ф.Грефе.
В 1905 в Москве Е.А. Флерину революция. Революционно с другими студентами принимала участие в демонстрациях, похоронах Н.Э. Баумана. Когда домой на привозила запрещенную и раздавала ее и населению, раскидывала с казармами военных. «В году на из Хасав-Юрта в (на ст. Грозный) я анонимное письмо содержания на командира полка, был страшным и участвовал в карательных экспедициях». Автор был обнаружен. Письмо показано отцу, ничего не и подтвердил почерк дочери.
После отца сразу уволили со и вся семья была покинуть Кавказ. Прошли лет скитаний, и поселились в городе Херсонской губернии. Отец преподавателем в железнодорожное училище, мать учительствовать. Младшие и сестра остались жить со своими родителями.
Со временем младший брат занялся инженерным делом, стал кандидатом технических наук, а младшая сестра посвятила себя литературе. Старшая сестра Евгении Александровны решила связать свою жизнь с польским юристом, и в 1912 году вышла за него замуж. В 1918 году по причине смерти матери ее муж был отозван на родину вместе с женой и ребенком. Родители какое-то время поддерживали переписку, «отец собирался ехать к ней, получил разрешение, но его удалось отговорить ехать во враждебную страну». Связь со старшим братом-инженером была прервана в 1913 году. Он участвовал в строительстве Ташкентской дороги, далее перебрался в Одессу, где его настигла революция. С этих пор семья не могла получить о нем информацию.
С 1917 года отец служил в госпитале для красноармейцев в городе Николаеве. По причине значительного ухудшения здоровья, маленькой пенсии отец Евгении Александровны приехал в Москву к дочери и жил у нее до 1937 года. Ее мать после выхода на пенсию стала жить в Киеве с дочерью младшей сестры. Евгения Александровна стремилась перевести родных к себе в Москву, война разрушила эти планы — ее мать умирает в Киеве в 1943 году. После того, как отца в 1907 году лишили службы, Е.А. Флерина осталась без материальной помощи родителей. Она начала предлагать частные уроки и учила детей. После окончания пяти классов Строгановского училища, ей присвоили звание «ученого рисовальщика 1 степени по керамике и фарфору». Далее она не смогла продолжить здесь обучение — в феврале 1907 года Евгения Александровна вышла замуж за Сергея Ильича Флерина. В автобиографии, написанной ею в 1937 году, она напишет следующее о происходящем: «Пошла еще в 6-й класс, но далее замужество, рождение ребенка, тяжелое материальное положение, заставило меня искать заработка». В 1909 году она ушла от мужа и вынуждена была отвезти к своим родителям, которые живут в городе Николаеве, свою двухмесячную дочь. Далее она устраивается на работу в детский сад Е.П. Залесской, где проработает руководительницей три года. Этот опыт увлекает ее всерьез посвятить себя педагогике, «хотя очень любила живопись, а также — пение (имела голос и училась петь)».
Сочинения | . Спор двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы ...
... устоев "отцов", но Тургенев показывает, что только на отрицании ничего построить нельзя. Евгению необходимы были испытания: любви и приближающейся смерти, чтобы понять это. Финал романа вполне закономерен. ... разным вопросам, но самые яркие предметы спора - это аристократизм и нигилизм, народ и искусство. В одном из споров раскрывается первая тема. Павел Петрович, будучи дворянином, пытается защитить ...
Второй раз она выходит замуж за известного профессора Александра Шнейдера в 1918 году. (А. Шнейдер умер в 1938 году).
В этом браке у Е.А. Флериной рождается сын. С 1913 года она начала руководить детским садом, который располагался в доме с дешевыми квартирами Солодовникова ( на 2-ой Мещанской улице ).Уже тогда Е.А. Флерина занята отбором оптимальных методов и форм работы с детьми, формулировала определение содержания обучения детей в детских учреждениях. И с 1911 года педагог начала заниматься преподаванием студентам художественного труда. Она работала на курсах подготовки дошкольных работников имени Д.И. Тихомирова. Так началась преподавательская сторона деятельности Флериной. В 1914 году она присоединилась к работе недавно организованного библиотекарями-энтузиастами «Грибоедовского кружка Рассказчика» в детской читальне при библиотеке им. А.С. Грибоедова в Москве. Целью работы этого кружка стало стимулирование связной речи детей посредству рассказывания, пробуждение интереса детей к самостоятельному чтению, вовлечение детей и подростков в интересный мир книги. Флерина стала его активным участником и талантливой рассказчицей в детской аудитории. Эти события усилили любовь к литературному слову и детской книге.
За два следующих года Е.А. Флерина прочитала лекции на кратких курсах по дошкольному обучению и воспитанию во многих городах страны. Также преподавала в народном университете А.Л. Шанявского, который был открыт в Москве в 1906 году на средства либерального генерала А.Л. Шанявского и давал высшее образование. Важная встреча для Флериной произошла в 1915 году с известным русским педагогом-экспериментатором С.Т. Шацким и известным деятелем дошкольного воспитания Л.К. Шлегер. Они проанализировали творческую работу педагога, ее выставки детского рисунка в саду, где работала Флерина. Вместе с высокой оценкой творческой работы педагога они высказали ряд критических замечаний. С ее слов, критика одновременно пленила и огорчила, что ее работу никто раньше так не анализировал. Они высказались против подавления детей очень активным руководством. Под влиянием этой критики в 1916 году Е.А. Флерина прекращает работу на Тихомировских курсах из-за ограниченного, директивного характера преподавания на них. Флерина преступает к работе в детском саду при обществе «Детский труд и отдых» на общественных началах, бесплатно. Воодушевленная идеями своих критиков, она поступает на трехлетние педагогические курсы и оканчивает их. Но ей приходилось искать дополнительный заработок. Она стала принимать обучение в детском саду вообще как организацию, где дети ведут интересную, радостную жизнь. «Детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с особенностями детей. Наша — всестороннее развитие заботливое воспитание качеств, которые [1].
Использование средств коррекционной ритмики в работе с детьми ...
... психическом развитии ребенка. Основными видами нарушений речи являются: Глава 2 Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению нарушений речи 2.1 Понятие о логопедической ритмике Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и ...
1.2. Преобразования концепции Е.А. Флериной
Е. А. Флерина, о специфике обучения дошкольного возраста, три его формы. Сначала осуществляться учебная и работа в текущей в многообразных видах деятельности. Исходя физиологической особенности основную часть и умений могут с помощью игр, среды внутри сада, прогулок, различных видов в течение дня распорядок бытовых дел. Так учатся в естественном с жизнью. При педагог считала то, что со всей и четкостью вычленять, следует учить в повседневной жизни и как. На этапе уместно и применение и индивидуальных, и методов работы.
Другая обучения — систематические и совместные занятия выбору детей, ребенок может деятельностью по усмотрению, разнообразным но заранее и предложенным ему на текущее занятие. Здесь акцент следует индивидуальной работе с воплощению его планов, но может быть и детей в малые группы. Воспитатель завлечь своей детей программными, их задачами с материалом, который сам дошкольник.
Следующая — необходимые занятия с перед всеми учебных и воспитательных с предоставлением всем определенного материала. Однако, словам Е. А. Флериной, является позиция, в обучении полной «что» и «как» делать ребенок. Необходимы занятия для дошкольников, которые были нацелены только на задач, поставленных но и способствовали творческой активности его смекалки. Такие готовят детей возраста к урочной занятий с плановым в школе.
При разных форм и воспитательной работы разнообразные «занимательные» методы. Для маленьких детей применять по части игровые методы. По убеждению педагога детей проходит в взаимодействии с жизнью, с образцов поведения и взрослых, а также непосредственной образовательной и деятельности воспитателя организованных занятиях. Однако обучения ребенка должен переходить в развлечение. Ребенка направить на установленной задачи. «При руководстве учение и в сознании ребенка довольно четкое различение». Узкое проблемы обучения предупреждала Е. А. Флёрина, дать отрицательные результаты. Обучение — не уроки, в первую очередь ребенка».
Е. А. Флёрина возглавляла исследования и работы, посвященные понятия и проблематики игрушки. Педагог создание авторской игрушек, и, во внимание развивающего обучения, образцы строительного для дошкольников.
Практические были неотъемлемой научной и педагогической Е. А. Флёриной. Она сотрудничать со считала важным и анализировать передовой специалистов детских выступала перед с научными докладами методических семинарах и конференциях.
Позиция в процессе формирования в области прекрасного у ее система дали импульс к изучению и развитию в научных разработках 70-х лет. Так руководством Н. А. Ветлугиной создана концепция воспитания в дошкольной в нашей стране. Началу научной и педагогической способствовало изучение методики развития и изобразительной творческой дошкольников в трудах Флериной. Эти поддержали и распространили в работах М.М. Конина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Г. Казакова и ученые.
Сотрудничество семьи и школы в развитии ребенка. материал
... всё это способствует поддержанию контакта с родителями, а значит и развитию ребенка. Воспитание гармонично развитой личности на сегодняшний день ... и огорчения, доброта и жадность, успехи и неудачи - все эти свойства и чувства, присущие взрослым, есть и у детей. ... сотрудничество с семьей. Воспитание детей – это совместная задача педагогов, родителей и общественности. Не стоит умалчивать и тот факт, ...
Е.А. Флерина родоначальником ряда работ в области детства. Она большое значение целого спектра искусства в практике эстетического видения у детей. Такими средства искусства в деятельности, художественное игра и игрушка. Она основоположником общих эстетического воспитания, в жизнедеятельности серьезное отводилось исследованию творчества детей и речи дошкольников, чтения и рассказывания в саду.
Е.А. Флерина раз предлагала которые не тщательно разработаны с точки зрения. Это большому счету следствием разнопредметностью научных исследований, общественной и педагогической деятельностью. А недостаточно были специфика и возможности ребенка. В целом в время только становление всей дошкольного образования в стране.
Огромная работа, проведенная учеными, сделала начать реорганизацию дошкольного образования основе гуманизации воспитания в семье и саду, используя этом все из наследия деятелей образования, А. В. Луначарский, Н.. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, Е. И.Тихеева, Е. А. Флёрина, А. П. Усова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Глава 2. Педагогический вклад Е.А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования
2.1. Значение трудов Е.А. Флериной в создании и развитии научно-педагогической школы в свете речевого воспитания и приобщения дошкольников к культурным ценностям
Источниками программ развития речи в современных дошкольных образовательных учреждениях послужили первые документы программного характера первых народных детских садов, организованных еще в начале прошлого века. Методика развития речи детей дошкольного возраста сформировалась как отдельная методика не так давно, в связи с требованиями обеспечения преемственности речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания. Структура и содержание программ формировались поэтапно. В первых программных документах задачи развития речи носили обобщенный характер, уточнялась важность связи содержания речи с реальной общественной современностью. В 30-е годы нашего века большое внимание уделялось работе с книгой и картинкой. Со следующим этапом развития педагогической науки и практики связано появление дополнительного объема речевых умений и навыков.[10]
Родоначальником научно-педагогической школы МПГУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста является Е.А. Флерина.
Педагогические принципы, задачи и содержание обучения, методы в работе по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях определились в большей степени благодаря научным и практическим изысканиям Е.А. Флериной и продолжателей ее дела. Они послужили началу формирования экспериментальной базы общей теории обучения языку в нашей стране, определили пути для последующих разработок научно-методических основ речевого воспитания дошкольников[9].
В дальнейшем эта работа была продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ (М.М. Алексеева, И.С. Дементьева, Н.В. Елкина, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, А.В. Колосовская, В.Н. Макарова, И.Н. Митькина, О.Н. Пищухина, Е.А. Ставцева, В.И. Яшина и др.).
Развитие связности речи старших дошкольников по средством сказок
... дошкольников Предмет работы развитие связной речи старших дошкольников при помощи сказок. Гипотеза исследования заключается в следующем: использование такого материала как сказки становится основой развития связной речи старших дошкольников. Целью работы явилось изучение особенностей формирования связного высказывания у детей ...
Е.А. Флерина усовершенствовала методику развития речи путем преобразования живого слова в детском саду как дисциплины для изучения студентами педагогических училищ и вузах. Включение живого слова в методику развития речи в детском саду стало благодаря серьезному влиянию Е.А.Флериной одной из составляющих учебной дисциплины средних и высших учебных заведениях.
Она определила содержание профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и вузах, ей принадлежит заслуга в создании учебных программ, дидактических пособий по курсу методики развития речи дошкольников.
Гуманистические идеи и демократические взгляды на предмет обучения и воспитания детей у Е.А. Флериной были сформированы благодаря совместной работе педагога с выдающимися педагогами-экспериментаторами С.Т. Шацким и Л.К.Шлегер. Труды Е.А. Флериной высоко оценили признанных исследователей дошкольного детства А.В. Запорожца, К.Н. Корнилова, М.М. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Известный психолог Б.М. Теплов объяснил свою высокую оценку ее диссертации: «По моему глубокому убеждению, педагог должен быть не только теоретиком-практиком, но обязательно, если он действительно педагог, должен быть хотя бы в какой-то мере педагогом-художником. Такими педагогами-художниками были Ушинский, Толстой, Макаренко, и по этому хорошему пути, обеспечивающему и увлечение работой и оригинальность выводов, пошла и Евгения Александровна Флерина».
Она написала первые учебные программные документы для курсов «Методика развития речи» и «Выразительное чтение» для педагогических училищ и вузов и учебных пособий к ним. Под общей редакцией Е.А. Флериной в 1946 году вышел первый учебник «Дошкольная педагогика» для вузов, где она была автором главы «Развитие речи» и «Эстетическое воспитание»[3].
Е.А. Флерина разработала общие основы эстетического воспитания дошкольников. В эстетическом воспитании детей она выделяла важность развития способностей и тяги ребенка к творчеству. Этот процесс должен осуществляться применительно с лучшими примерами в истинном искусстве, живым литературным словом, картиной, игрушкой. Е.А. Флерина убеждает в том, что наряду со зрительным эффектом наглядных предметов, образ для ребенка может складываться с помощью художественного словесного описания.Дети способны представлять зрительно, реально ощущать и видеть этот образ. Художественное слово из уст взрослого помогает ребенку правильно принимать окружающий мир, способствует формированию объективной оценки реальности. Важно однако, считала Е.А. Флерина, использовать вместе с художественным словом и конкретные реальные образы, чтобы не допускать разделения слова и представления. Педагог выделяла значение использования наблюдений и развития чувств.
Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников
... развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ? Объект исследования - процесс развития словесного творчества старших дошкольников. Предмет исследования – использование сказки, как фактора развития словесного творчества в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза. Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников ...
С помощью проведенного исследовательского процесса восприятия детьми представленной картинки, Е.А. Флерина сформировала ряд требований к выбору картинок с точки зрения эстетического вида. Для того, чтобы лучше иметь представление о психологических особенностях эстетического восприятия ребенка, педагог дает разъяснения специфических черт в психологии детского рисунка, перспектив в развитии чувств, эмоционального опыта ребенка. Результаты этих практических исследований широко используется специалистами психологии, педагогики, иллюстраторами детских книг.
Незаменимым средством эстетического воспитания и развития речи дошкольников Е.А. Флерина считает художественную литературу. В своих научных изысканиях она подробно описывает научно-методические основы применения живого слова. В двадцатых прошлого века начинает свою по исследованию содержания и формы книги, используя за процессом детьми книги. В из первых Е.А. Флерина внимание на использования живого для успешного воспитания и обучения дошкольного возраста. Ребенок себя частью в устного народного своего народа, его думами, его мечтами, его чувствами; множество талантливых детских книг. Это в том возрасте, ребенок пока владеет достаточным с окружающими людьми. Е.А.Флерина что художественное представляется в этом проводником в мир с писателями-современниками, и классическими авторами. С различных сказок, песен, пословиц, календарных припевов, поговорок ребенок ближе к «многомиллионному дети способны его язык и идеи. «Силу и художественного слова ребенка, для развития и воспитания, формирования его и мышления» [6 ] видит в возможности через знакомство с многовековым опытом народа, строем мыслей и языком.
Е.А. Флерина считает важным художественного слова обогащения словарного детской речи, грамматическими формами речи. Этому конкретность, эмоциональность и языка художественного произведения. Дошкольникам воспринимать и понимать, изменять слова в контексте. для необходимо четко и организовать эту тогда, будучи дошкольником, ребенок грамматику родного вместе с его лексикой. Далее выделить влияние воспитателя на правильного использования слова. Необходимость педагогом программными отбирать художественные для изучения исходя из сложности его состава и грамматических языка. Е.А. Флерина когда ребенок понимает смысл речевых оборотов, будет трудно представить содержание произведения, услышать образов в нем. Это преградой для мышления и речи ребенка.
Литературное оказывает двойное на развитие способностей ребенка. Благодаря с литературным искусством получает знания. С стороны расширяет восприятия, развивает совершенствует память. Здесь отметить, что произведение предоставляет увидеть словесный формируя и ассоциативную память.
Ребенок испытывая определенные отношения к герою, и оценку его качествам. Когда прослушают стихотворение, Мазая как хорошего спасителя зайцев. Но создать правильные обучения для развития творческих способностей.
«Детское творчество в развивающих играх». : «Детское творчество ...
... игры органично войдут в жизнь ребёнка, могут стать мощным стимулом развития творческих способностей. 2.Творческие способности. Сущность творчества- ... чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить ... какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки ...
Е.А. Флерина мысль, что произведение способствует личности ребенка, на его идейные воззрения. Правильно книга для может помочь детский коллектив.
Художественное поэзия развивают слух, а драматизация расширяют восприимчивость. Но Е.А. Флерина о переоценивания роли слова. Нельзя мысль от а слово от мысли. Вместе с Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским Е.А. Флерина что все ведет к пустой поэтому препятствует развитию мышления и в их единстве.
Требования к художественного произведения, Флерина считает являются:
1) произведений в идейно-смысловом, ключе;
2) языка художественной для ребенка. Анализируя условия, важно внимание языку произведения, так он является средством, изображающим прослушанного или прочитанного. Язык быть понятным и тогда и книга таковой для усвоения. Соответственно и развития мышления на языковой будет успешным.
Понятной и должна быть и во время с детьми. Активным методом является обсуждение с детьми явлений, знакомых но требующих пояснений, поднимающие ребенка на высокую ступень знания.
Е.А. Флерина классификацию беседы, дидактических задачам. Она три типа бесед.
1. Беседа организующая детей определенный вид деятельности.
2. Беседа, деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа уточняющая и расширяющая детей.
Каждая названных бесед по целевой и методу. Основой классификации является детского опыта и его в речи.
Вводная или беседа, получение новых является обычно звеном между у детей опытом и который они приобретут. Роль беседы ограниченна. Цель – выявить имеющийся детей и создать к следующей деятельности. Но практике бывает, вводная беседа отсутствует, либо беседа, в которой прорабатывается то, дети могут самостоятельно. Происходит следующих наблюдений в к уже сказанному слову. Ребенок, словам Е. А. Флериной, возможности самому знания, отсутствует восприятия.
Область вопросов, изучением занималась Е.А. Флерина, из многих аспектов. Ее система основывалась на русских педагогических традициях, широком знании природы ребенка-дошкольника, на долголетней практике и научных исканий. Главной идеей Флерина считала положение о триединой задаче развития, воспитания и обучения. Эта мысль прошла красной нитью сквозь работы педагога об эстетическом воспитании, изобразительном творчестве, игре и игрушке, а также использовании художественного слова, развитии речи в детском саду. Основываясь на результатах экспериментальных работ, Флерина объяснила психологическую и эстетическую специфику восприятия детьми картинки и иллюстрации. Это помогло выделить требования к выбору и оформительской подаче.
Е.А. Флерина показала роль искусства в развитии детей, разработала оригинальную систему эстетического воспитания дошкольников.[4] Это явилось основой для создания теории эстетического воспитания в дошкольной педагогике нашей страны. Главным здесь является воспитание эстетического отношения у детей к искусству и формирование эстетического отношения ко всему окружающему. Особое внимание автор обращала внимание на развитие детского изобразительного творчества. «Изучение процесса и продуктов детского творчества как результата внимательного, бережного и в то же время чёткого руководства убеждает нас в том, что в творчестве раннего периода обнаруживаются положительные черты. Эти черты связаны с психологией возраста; они определяют непосредственность детского творчества, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость, ритмичность, красочность и декоративность. Правильное педагогическое отношение к этому наивному нарождающемуся творчеству, ещё весьма несовершенному, и чёткое руководство им могут обеспечить его успешное развитие» [6,с.3]. Она оценивает его как «…сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (6,с.40).
Краткая история возникновения футбола: появление и развитие игры
... Чедвиг. Россияне отнеслись к игре с энтузиазмом. Тогда уже и образовалась первая футбольная лига. В какой стране зародился футбол – история возникновения Футбольное историческое развитие происходило многие столетия на ... Когда ребят просят написать сочинение на тему футбола, это вызывает у них радость, потому что они часто собираются, для того чтобы погонять мяч вместе с друзьями. ...
В основе теории развития изобразительного творчества Е.А. Флериной лежат такие психические процессы, как восприятие предметов и явлений действительности, их свойств, различий (зрительное, осязательное, кинестетическое), которое формирует разнообразный сенсорный опыт; мышление (наглядно-действенное,.наглядно-образное,.логическое).воображение.
Е.А. Флёрина, рассматривая проблему детского изобразительного творчества, изучает, прежде всего, характерные особенности продуктивной изобразительной деятельности детей (рисунка, постройках, поделках из различных изобразительных материалов), обращает внимание на специфику проявления творческих особенностей в этих работах: «Наличие определённых эстетических качеств в детском рисунке, лепке, стройке позволяет отнести их к области эстетического творчества» (6).
Однако отмечает, что не все детские работы можно отнести к творческим: «…Стремление ребёнка к частым повторениям рисунка может оказаться воспитательно ценным, однако лишённым творческого процесса: в некоторых случаях при неправильном руководстве частые повторения могут превратиться в механический процесс рисования тех или иных предметов, ничего не прибавляющего к имеющемуся навыку» (6.с.32) По мнению автора творческими работами нельзя назвать и те работы, в которых отражается бесконечное фантазирование ребёнка без качественного воспроизведения. Е.А. Флерина выдвигает третью тенденцию наличия творчества в работах – это сочетание творческой инициативы в работе над замыслом (фантазирование ребёнка) и качества выполненной работы.
Понимая детское творчество как познание жизни, педагог ищет причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и.намечает два пути:
- через ознакомление детей с материалом;
- через создание ими образа в рисунке.
Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 — 4 лет, затем возникает интерес к изображению. На основе этих положений А. Флёрина предлагает следующую периодизацию детского рисования:
- доизобразительиый период;
- процессуальный (до 4 лет) период;
- период реалистического изображения (до 7 лет).
Определяет ступени его развития (6,.с.30):
1. Подготовительный этап – «экспериментирования» вне образного действия с материалом, в процессе которого проявляется интерес к его преобразованию, ознакомление со свойствами, создание форм.
2. Возникновение образа без замысла путём ассоциации формы, цвета. При этом действие предмета не изображается, но реально осуществляется ребёнком в игре. Например: случайно пересечённая линия даёт ассоциацию — «самолёт» или точки превращаются в корм для курочек.
3. Начальная стадия изображения по замыслу, когда ребёнку приходится представлять, из каких частей должен состоять предмет, какой формы каждая часть, как их соединить в единое целое.
4. На этой ступени ребёнок утверждается в изображении различных предметов, и освобождённое внимание направляется к развороту действия с предметом. На этой ступени действия отдельных предметов начинают объединяться в несложной картине, затем предметы начинают взаимодействовать.
Она одна из первых ученых выдвигает определение детского творчества: «Детское творчество — процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.» ( 6,с.34).
Изучая труды Е.А. Флериной, следует отметить, что в процессе совершенствования художественного творчества дошкольникам требуются специальный знания, навыки и умения, способы и приемы деятельности, которыми они самостоятельно, без участия взрослых, научиться не смогут. Другими вопрос встал образовательном процессе, огромного художественно-изобразительного знаний и опыта.
Основным в обучении дошкольников деятельности, которая развивать еще и способности, педагог единство задач и развития с соблюдением их согласования. Она что на занятии обучающего должна быть для самостоятельного и на каждом занятии необходимы моменты. По мнению, в процессе творчества педагог применять приёмы влияющие на творчества ребенка как использование картинки –образца, образца и словесные (беседа, указания в начале и в конце использование словесного образа, похвала, советы).
Важно, картинка не примером механического а являлась помощником в чтобы подсказать отдельные детали и определенные черты образа. Развитие изобразительного творчества как процесс детьми законов деятельности и использования выразительных приемов в техниках изображения, с широкого спектра : гуаши, темперы, туши, всевозможных и губок, различных ткани, глины, бересты. Важно детей со и приёмами работы с материалами, чтобы широкие возможности своих образов.
За проблемы обучения предложила комплекс и упражнений, которые возможности развития руки. Суть динамических упражнений — рисования разных форм характерных образов. Система упражнений основана оценке детьми и явлений окружающего мира. Такие с вычерчиванием в воздухе в виде «кругов»,«радуги»,«восьмерки». Во составления композиции Е.А. Флёрина внимание к использованию цвета. Создавая обучения, она важность выбора тематики, развития у рефлексии к своим самокритичности.
Таким на базе средствам художественной строится, по Е.А.Флериной, работа развитию изобразительного дошкольников. Е.А. Флерина талантливым педагогом, знатоком психологии и в то же умелым художником. Все помогло ей и методично подойти к детской игры, руководство художниками, игрушки для детей.
2.2. Игра и во взглядах
Для создания игрушки Е.А. Флерина внимание уделяла педагогических требований к с которыми она и с позиции этих направляла творческую Научно-исследовательского института [4]
Е.А.Флерина оригинальную авторскую игрушек, а также и образцы строительного для дошкольников, в стремилась реализовать развивающего обучения [4].
В классификации она на соответствии видам детских игр. Образные транспорт, мебель, технические ( строительные игрушки из дидактические, веселые, театральные. Педагог множество статей, игре и игрушке, сыграли большую в создании теории и игры.
Эти педагога получили в педагогической среде семи десятков назад, но в них вопросы интересными для дошкольного образования и сих пор.
Рассматривая как творческий педагог справедливо необходимость игровой для общего ребенка. Мало дети плохо развиваются. Очевидно, в игре ребенок свои мысли, стремления. Во игры, по исследований ученого, получает яркие жизни, раздумывая ними, углубляясь в смысл. В процессе совершенствуются все маленькой личности — ум, этические о добре и зле, способности. Важно, педагог, помочь организовать игру успешного ее развития.
Факторами успешной игры считать создание замысла. сюжет. Здесь у развиваются умения выбора игры, размышляет над задуманного, применением от взрослого знаний. Е.А. Флерина внимания к творческой инициативе ребенка, возражая против под диктовку. Но и в детскую игру, свойственно теории воспитания» вредно мнению педагога.
игру, детям предлагать более задачи и правила игры. Увлеченность действиями, повышенная и заинтересованность раскрывают потенциал ребенка, помогает достигать цель. Важно плановое руководство игрой, систематически детей по игры, помочь детскому коллективу, подобрать материал.
средств изображения игры разнообразен. Это и и игровые действия с помощью движений, мимики, слов, игрушки и реальные сооружение построек; использовать и театральные костюмы. Хотя смекалка, воображение могут заменять предметы и средства в игре, однако даст возможность действовать, выражать мысли и чувства.
игрушка, по Е.А. Флериной, к размышлениям, ставит ним различные задачи, что развитию познавательных способностей. Как педагог «именно в практической деятельности обостряется интерес к знаниям». Дети начинают задавать вопросы, ответы на которые они находят из наблюдений.
Исследуя руководство игрой, Е.Ф. Флерина сделала вывод о значимости игрушки для ребенка. Она помогает ему активнее действовать, фантазировать. Игрушка стимулирует мыслительную деятельность, расширяет круг знаний о качестве и свойствах различных материалов.
Е.А. Флерина разработала ряд игрушек которые прививали детям патриотические и гуманные чувства, воспитывали коллективизм. Педагог считала, что игрушки необходимы детям от раннего до младшего школьного возраста. Каждый возраст требует своей игрушки. Детям раннего возраста важно совершать действия самим — становиться шофером и рычать как мотор. детям постарше интереснее будут механические игрушки.
Е.Ф. Флерина проводила экспериментальные исследования в группах детского сада на предмет необходимости нахождения куклы среди игрушек. В 20-х годах в педагогическом сообществе велись велись споры о значении этой игрушки для детей. Кукла считалась пережитком прошлого быта, ограничивающим развитие девочки. В итоге Е.А. Флерина доказала необходимость различных кукол в детском саду (для мальчиков- милиционеры, пожарные и другие, а для девочек- в образах мамы, дочки и другие) для усваивания культуры быта семьи, социализации детей.
По заметкам Е.А. Флериной можно говорить о том, что ближе к старшему возрасту у детей появляются «режиссерские» игры. В них дети не сами играют роли, а участвуют в постановке сюжета с помощью актеров в виде кукол, фигурок в различных образах (дети, взрослые, профессии и другие).
«Кукла» уже восстановлена в своих правах, в каждой группе любого детского сада можно увидеть кукол. Однако мысли Е.А.Флериной о воспитательном значении игр с куклой еще не нашли должного применения».[5] Она замечает, что часто игры в «дочки-матери» оставляют «на самотек», недостаточно используются для воспитания культурного поведения. Здесь Флерина обращает внимание на необходимость более полного разнообразия кукол в старших группах детского сада. Она также указывала на педагогическое значение военных игрушек для привития у детей отваги, ответственности, патриотизма.
Рассматривая вопрос технической игрушки, Евгения Александровна правильно полагает, что техническая игрушка в занимательной форме может познакомить детей с техникой, поддержать интерес к ней.
Трудовому воспитанию могут способствовать игрушки, для игры в которые необходимо заранее приготовить модули (полуфабрикаты).Таким образом, дети понимают, чтобы интересно поиграть, сначала надо потрудиться организовать себе игру.
Забавные игрушки считала Флерина вызывают радость, развивают чувство юмора. Им свойственен законченный образ (птичка клюет, косолапый машет молоточками и другие), поэтому их применяют не для всех игр. Сама Е.А. Флерина руководила созданием многих таких игрушек. Но их мало в группах детских учреждений.
Современных музыкальных игрушек в наше время достаточно, они позволяют извлекать детям самим простые мелодии, развивая музыкальный слух ребенка, и приносят радость.
Самого серьезного внимания заслуживают театральные игрушки. Теневой театр, панорама, театр Петрушки, марионетки, наборы для игр-драматизаций.Важно не увлекаться показом ребенку приемов изображения, для детей главное игра. Он сам подберет голос для своего героя, мимику и жесты.
Е.А. Флерина, рассматривая дидактические игрушки, игры на развитие моторики, говорит об их общевоспитательном значении. Они развивают движение, глазомер, стимулируют работу органов чувств. А также могут помочь взрослому организовать детей, привить им выдержку и смекалку.
Печатные игры помогают научиться соблюдать правила игры, выдерживать соревновательный характер игры, требуют сообразительность, не всегда надеясь только на удачу.
Велика заслуга Е. А. Флериной в создании строительного материала для детских игр. Она провела интересное экспериментальное исследование детского строительного творчества и в результате разработала строительный материал для детских садов, который до сих пор остаётся одним из лучших игровых материалов.
Значительный вклад Е.А. Флериной состоит в создании строительного материала для детских игр. После целого ряда экспериментов она разработала строительный материал для детских садов, который и в наше время остается одним из лучших игровых материалов. Педагог рассматривает процесс постройки как оригинальный вид изобразительного творчества детей, органически связанного с игрой. Эти постройки создаются для игры и реализуются в игре. Материал для построек разнообразен. Это песок, снег, камешки, ящики, доски и другие материалы.
Также необходим и систематически выбранный строительный материал. Для на полу а средний и мелкий столе. Евгения создала такой материал, развивающий функции ребенка. Работа с материалом способствует конструкторских умений прививает усердие и аккуратность. Достоинствами материала являются ориентировки в пространстве, с объемными фигурами, весом и развитие равновесия.
Е.А. Флерина внимание руководству играми, разъясняла обучения детей конструированию. Педагог что детям давать задание, в игровой форме. Например, постройки по по памяти, замыслу (по проблеме).
Эта была в дальнейшем изучена и представлена в В.Г. Нечаевой и З.В. Лиштван и последователей.
Итак, Александровна сформулировала к игрушке для детей. Она что игрушка быть не занимательной, но и средством всестороннего ребенка.
Прано реет Евгения вопрос о ализме в рушке. Она тает, смысло содерние и оформние игки долж нахося в пол единстве и ответ с ее начением. Обные игки да реаль правди изобрание лю живот разных метов. Осо требония предъляют к оформле техниской игки. Здесь на не ко реность обза, но и ниче грамотность.
ализм игки сотает с некорой условстью, неходи для то чтобы бенок актив действовать. Та условность мога раскрыть альный раз. Намер, конь вится коле к грузоку призывася верёка, что удобно ло во его, — все условное раже но имен эта услов даёт возность педавать жение ня и маны, т. е. их новное значение.
Е. А. Флена гочо возжала против мализ так и про натулизма в рушке. «В гоне оригиностью, — шет она, — кото авто утрачиют связь с разом. В ких игках фор домирует содернием». Наралические рушки казыют пред со все его делями. Эти рушки учат ви вырательные ты предта, а заряют приятие бенка, тят вкус, воспивают блюданости, ния подчать хатерные бенности.
Ценно что Евгения боролась за связь познавательной ребенка с его формированием. Я, воспитатель детского учреждения взяла заметку следующие Е.А. Флериной, пригодятся мне построения системы..образования и дошкольников: «Нельзя копировать заграничные надо критически к использованию этих в каждом отдельном [5].
Следовательно, идти в первых педагогической науки, не копировать систему образования, а новые методические и принципы на опыта отечественных и психологов, а также основе народных и ценностей современного гражданского общества. Таким несмотря на что научная Е.А. Флериной более полувека её труды теряют своей значения и являются для дальнейшего дошкольной педагогики и обучения дошкольников.
Заключение
В отметим, что и оценка значительного в дошкольную педагогику, совершила выдающийся Евгения Александровна первая женщина педагогических наук в области дошкольной педагогики, профессор Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, позволяют нам найти способы решения воспитательных и образовательных проблем. В наше время остаются актуальными ее подходы к проблеме дошкольного образования и достойными к применению в практику на современном этапе.
На основе анализа литературы можно сделать ряд выводов:
Главной областью научных и практических исследований Е.А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию.
Е.А. Флерина была выдающимся педагогом, тонким знатоком психологии ребенка и талантливым художником. Это помогло ей глубоко и разносторонне подойти к изучению детской игры, руководить художниками, работающими над созданием игрушек для наших детей. Ею были разработаны педагогические требования к игрушке, которые она всячески пропагандировала и с позиции этих требований направляла творческую работу Научно-исследовательского института игрушки. Е.А. Флерина создала собственную классификацию игрушек, а также образцы строительного материала для дошкольников, в которых стремилась реализовать принципы развивающего обучения. Также, она уделяла большое внимание подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений.
Е.А. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Е.А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению.
Многие работы Е.А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении»
Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Е.А. Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.
Наиболее полно раскрыта Е.А. Флериной проблема использования художественного слова.
Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовке студентов в педагогических училищах и ВУЗах, создание первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников.
Значительное место в трудах Е.А. Флериной занимали методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе.
Большой интерес представляют взгляды Е.А. Флериной на обучение в детском саду. «Детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача — всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение».
Актуальны мысли Е.А. Флериной о формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? и как учить? Вторая форма обучения — организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма — так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе.
Е.А Флерина является основателем научно-педагогической школы МГПУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной и её учеников во многом определили принципы задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е.А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
Список литературы и других используемых источников
1. Автобиография Е.А. Флериной — М., 2005.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М. 1997. — С.3
3. Андрюшина И.И. Е.А. Флерина о подготовке специалистов дошкольного воспитания. // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 г.г.).
— М. 2001. — С.258-259
4. Баюкова Н.О. Научно-педагогический вклад Е.А.Флериной в теорию и практику речевого развития детей в дошкольном образовании — С.33
5. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д. В. Менджерицкой. — Москва: Просвещение, 1973. — С.48
6. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста М.: Учпедгиз, 1956. — С.3
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. — М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.Ф.А.Сохина.-2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
8. Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты». Научно-практическая конференция, Москва, МП ГУ, 12 марта 1998.
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. — М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.
10.Флерина Е.А. Игра и игрушка М., 1973.
11.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 27.
12. http://planetadisser.com
13. http://volnakz.com