Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Золотой теленок» стал продолжением их романа «Двенадцать стульев» (1927).
Второй роман впервые вышел на страницах журнала «30 дней» в 1931 году.
Замысел своеобразного продолжения «Двенадцати стульев» появился уже в 1928 году, а написание началось в 1929 году. Известно, что работа над «Золотым теленком» шла тяжелее, чем работа над романом «Двенадцать стульев». Если при написании первого романа авторы имели приблизительный сюжет, то, работая над вторым произведение, соавторы не имели общей канвы, в результате чего завязка и развязка постоянно менялись. О том, что работа шла намного сложнее, аргументирует и тот факт, что «Золотой теленок» писался целых три года, в отличие от романа «Двенадцать стульев», который был написан за пару месяцев. Причем произведение видоизменялось уже во время публикации, отдельные главы переделывались писателями, когда роман уже выходил в свет. Точные хронологические данные по поводу того, когда роман начал создаваться и когда он был завершен, отсутствуют. Известно, что первая часть произведения была написана буквально за месяц, затем авторы оставили написание романа и вернулись к нему только в 1930 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Золотой теленок» в жанровом отношении относится к роману. Он имеет признаки социального романа, так как показываются общественные отношения. Произведения И.А. Ильфа и Е.П. Петрова называют сборниками фельетонов, которые объединены общим сюжетом. Каждый фельетон можно было убрать или заменить, но смысл романа оставался прежний.
«Золотой теленок», как и «Двенадцать стульев», можно отнести к плутовскому роману, так как в основе произведения лежит образ плута, который проходит различные приключения.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Золотой теленок» пришло к роману не сразу. В ходе работы авторами было предложено несколько вариантов: «Великий комбинатор», «Буренушка», «Телята», «Телушка-полушка», «Златой телец». Последний вариант более приближен к конечному выбору.
Название «Золотой теленок» отсылает к библейскому образу золотого тельца. Использованный перифраз говорит об алчности и стремлении к богатству, которые описывались в библейском сюжете.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, позволяя реализовывать принципы плутовского романа.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Роман «Золотой теленок» демонстрирует отрицательные черты советского общества. Это не просто сатира без подтекста, это обращение к действительности.
Отзыв по произведению И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок»
... социальную сатиру, но, кроме того, «Золотой теленок» тесно связан и с так называемым «плутовским романом». Это произведение рассказывает о приключениях «неутомимого и ... бесстрашного мошенника» Остапа Бендера и его «команды». Итак, после провала операции «Двенадцать стульев» Бендер ... из твоей школы уже списали это сочинение.
И.А. Ильф и Е.П. Петров поднимают в своем произведении проблему богатства. Соавторы показывают, что богатства как таковые не имеют ценности. Бендер становится богатым, однако это ему не помогает в жизни. Владение капиталом не становится средством реализации всех желаний человека. Наоборот, как показывают авторы романа, человек богатый оказывается в глупом и смешном положении притворства.
Писатели демонстрируют, что погоня за сокровищами не приведет к чему-то хорошему, что поражение всех «охотников» предрешено изначально.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет романа «Золотой теленок» похож на сюжет первого романа. В произведении повествуется о том, как происходит погоня за богатствами. Однако разница между романами заключается в том, что сюжет «Золотого теленка» почти сразу строился на том, что попытки Остапа Бендера хоть и увенчаются успехом, но будут тщетны. Читатель наблюдает старания Бендера и в то же время видит судьбу Корейко, которому приходится скрывать свое богатство.
7. Система образов произведения.
Исследователи романа «Золотой теленок» большое внимание уделяют Остапу Бендеру.
Бендер – герой романа «Двенадцать стульев», который, однако, отличается от своего двойника в «Золотом теленке». Образ развивается уже не только в юмористическом ключе, но и в философском. Главный герой рассматривается как романтик, как авантюрист и как мошенник. Но многие мысли авторов вкладываются в уста Остапа.
Центральные персонажи романа – люди старых порядков. И они даже уже не «лишние» люди, а «бывшие». К ним относятся и спутники Бендера – Воробьянин, Балаганов, Козлевич, Паниковский.
8. Композиция произведения.
«Золотой теленок» — роман, состоящий из трех частей: «Экипаж Антилопы», «Два комбинатора», «Частное лицо». Все эти части композиционно являются обособленными и самостоятельными произведениями, но в то же время они сюжетно связаны между собой.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
«Золотой теленок», в отличие от «Двенадцати стульев», полностью построен как сатирический роман. Авторы используют различные сатирические приемы: гипербола, гротеск, особое внимание уделяется пародии. Все это позволяет с помощью легкого юмора раскрыть глубокий смысл произведения.
10. Отзыв о произведении.
И.А. Ильф и Е.П. Петров в «Золотом теленке» показали то, что богатства не делают жизнь человека счастливой, что любые поиски сокровищ обречены на провал с самого начала.