Хоббит или туда и обратно основная мысль. Хоббит по роману толкиена. Когда б мы знали, из какой норы

Достигнув цели своего путешествия, гномы и Бильбо пытаются украсть сокровища и будят дракона. Дракон вылетает из подземелья и безуспешно ищет гномов на склонах горы, а затем нападает на расположенное неподалеку поселение людей — Озёрный Город (Эсгарот).

Город полностью сожжён, но одному из его жителей, по имени Бард, удаётся метким выстрелом из лука поразить дракона в единственное незащищенное место, и убить его. Подгорное королевство и все его сокровища таким образом становятся свободными и достаются Торину и его дружине.

Жители разорённого Озёрного города, при поддержке своих союзников — эльфов Лихолесья, направляются к Одинокой Горе в надежде получить сокровища. Торин, укрепив вход в пещеры и вызвав на помощь своих родственников из Железных Холмов, отказывается выделить людям долю богатств. Назревающий конфликт прерывается появлением армии гоблинов и варгов, также узнавших о гибели дракона и надеющихся захватить Подгорное королевство. Происходит Битва Пяти Воинств, в которой участвуют гоблины с одной стороны, и армии гномов, людей, эльфов и зверей и птиц под предводительством Беорна — с другой. Гоблины побеждены, но в битве смертельно ранен Торин.

Бильбо, в сопровождении Гэндальфа, возвращается домой. В качестве оплаты он получает лишь малую часть сокровищ, но по меркам своей родины он становится весьма состоятельным. Позднее Бильбо записывает историю своего путешествия, и эти записи входят в состав «Алой книги западных пределов» в качестве главы под названием «Мои записки. Моё нечаянное путешествие. Туда и потом Обратно и что случилось После».

Герои книги

Главные герои

Имя Раса Описание
Бильбо Бэггинс Хоббит Родился в 2890 году Третьей Эпохи . Является сыном Банго Бэггинса и Белладонны Тук. Типичный хоббит-обыватель, но вместе с тем, он — произведения. В некоторых переводах фигурирует как Торбинс, Сумкинс или Сумникс.
Гэндальф Серый Майа В Амане его имя было Олорин . В Третью Эпоху вместе с четырьмя другими Майар был послан в Средиземье в составе сформированного Ордена для помощи жителям Средиземья в борьбе против Саурона. Кирдан Корабел встретил их в Серых Гаванях и подарил Гэндальфу одно из трёх эльфийских колец — Нарью (Кольцо Огня с рубином).

Он много путешествовал, был неприхотлив и не искал славы, за что, по-видимому и получил своё прозвище. Пытался примирить все народы Средиземья. Неоднократно посещал Шир и помогал хоббитам, чем мог. Очередной его приезд и привёл к путешествию Бильбо «туда и обратно».

Торин Дубовый Щит Гном Сын Траина II, родился в 2746 году Третьей Эпохи, воевал вместе со своим народом при Азанулбизаре. После поражения гномов сопровождал своего отца в Голубые Горы, а после его смерти в подземельях Дол-Гулдура, стал новым Королём-под-Горой. Именно по его инициативе был собран отряд гномов, связанных одной целью — вернуть утраченные сокровища предков.
Смог Дракон Это один из драконов, живущих в Мглистых горах. Прознав о растущем богатстве Эребора, напал на королевство гномов, а также на соседний город Дейл, убив и сожрав при этом множество людей и гномов. Избавившись от гномов и насытившись, заснул в бывшем дворце Траина, где под действием его огненного дыхания и громадного веса самоцветы из сокровищ вросли в его чешую, сделав его тело практически неуязвимым.

Помимо золота и жажды к убийствам, любил, как и многие драконы, загадки и лесть.

Голлум Хоббит Таинственный обитатель подземных лабиринтов под Мглистыми горами. Любит темноту, рыбу, труслив и коварен. Однако запросто общается с Бильбо, как будто бы принял его за своего сородича. Владел (до встречи с Бильбо) волшебным кольцом, делавшим своего носителя невидимым. Образ этого персонажа полностью раскрывается только во «Властелине колец».

Автором книги является английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин, известный также рядом других произведений, которые все вместе составляют одну большую вселенную: «Властелин колец», «Сильмариллион», «Дети Хурина» и многие другие. Несмотря на то что они были написаны еще в начале 20 века, до сих пор не утратили свою актуальность. Ими зачитываются многие и по сей день. «Хоббит» («Путешествие туда и обратно») — только маленькая часть из огромного легендариума, который поражает своими масштабами. Порой трудно представить, что это все мог выдумать один человек.

«Хоббит, или Туда и обратно»: краткое содержание

Книга повествует о том, как маленькое существо — хоббит по имени — мирно и спокойно живет в своей норке в Хоббитании, в селении под названием Шир. Как-то раз к нему в гости заходит могущественный маг по имени Гэндальф Серый (который является одной из ключевых фигур вселенной Толкина).

Он разглядел в молодом хоббите тягу к приключениям и путешествиям. Между ними завязалась дружба. И однажды к порогу Бильбо приходит отряд гномов, который возглавляет беглый король Гэндальф уговорил гномов без ведома Бильбо взять его в их поход. Целью было возвращение утерянного царства гномов Эребора, которое захватил злой дракон Смауг.

Главные герои 1

Сначала Бильбо был возмущен и наотрез отказывался принимать в этом деле участие. Однако неожиданно согласился и взял на себя роль лазутчика и разведчика. Герои отправляются в долгий и . Сначала они шли через горы, где их чуть не съели гоблины, у которых там было царство. На них нападали злые существа — орки. После этого они спасаются от гигантских волков — варгов. Проходят лес, в котором их поджидают Однако благодаря способностям мага и сообразительности Бильбо отряд всегда выпутывается из любых неприятностей. Герои даже сбегают из тюрьмы лесных эльфов, куда их сажают за пересечение без спроса эльфийской границы.

Главные герои 2

Блуждая по пещерам в горах, хоббит находит небольшое кольцо, которое не задумываясь прячет в карман. Бильбо встречает странное существо — Голлума, которое ведет дикую жизнь и питается рыбой и падалью. Оно хочет убить и съесть Бильбо, но вместо этого герои играют в загадки, и если хоббит выиграет, Голлум покажет ему путь из пещеры. Бильбо выигрывает, и, как обнаруживается, кольцо умеет делать любого невидимым. Голлум ранее владел им, поэтому думает, что кольцо украл Бильбо, и пытается найти его. Но Бильбо уже невидим и нашел выход.

Вот отряд и у цели. Бильбо проникает в Эребор, который находится в Одинокой горе, однако дракон просыпается, не найдя лазутчика (ведь на Бильбо было кольцо), выходит из горы и нападает на ближайший город — Озерный. Однако один из его жителей — Бард Лучник — убивает Смауга, попадая большой стрелой ему в незащищенное место на животе. В это время гномы проникают в Эребор и возвращают его себе, присваивая все сохраненные там сокровища.

Но жители города хотят получить возмещение убытков, поэтому идут к воротам Эребора, надеясь взять часть сокровищ себе. Туда же подходит и дружина эльфов. Торин, видя это, призывает к себе всех гномов, которые когда-то жили в Эреборе и спаслись при нападении дракона на царство. Они строят оборону и готовятся к битве. Но она начинается по-другому — к горе подходит орков, которые, узнав о гибели дракона, также захотели забрать богатства себе. Люди, эльфы и гномы объединяются против новой угрозы и отбивают атаку орков, но в бою погибает Торин.

Бильбо после этих событий получает часть сокровищ, возвращается вместе с Гэндальфом домой и продолжает жить той же жизнью. Он пишет книгу о своих приключениях, которая позже будет называться Алой.

Именно так можно передать . «Хоббит, или Туда и обратно» — книга динамичная, насыщенная множеством событий, которые меняют друг друга, как в калейдоскопе, но дискомфорта при прочтении не возникает, так как автору удалось гармонично собрать их воедино.

Значение произведения

По своей сути, первой частью серии произведений Толкина по выдуманному миру Средиземья является именно «Хоббит, или Туда и обратно». Книга была успешно экранизирована режиссером Питером Джексоном, ранее снявшим трилогию по другому произведению Толкина — «Властелин колец». Фильм, который также сделали в виде трилогии, оказался успешным и собрал миллионы долларов в прокате. В чем секрет такой популярности, казалось бы, обычного фэнтези, которого сейчас пруд пруди?

Значение произведения 1

Чем хороша книга?

Краткое содержание («Хоббит, или Туда и обратно»), конечно же, не опишет всех прелестей книги. Толкин привлекает внимание читателя многими вещами. Во-первых, это неисчерпаемый оптимизм. Книгу читать легко и приятно, она пропитана позитивом, и поэтому, даже несмотря на неурядицы героев, остается уверенность, что все будет хорошо. Во-вторых, характеры персонажей получились довольно интересными, и каждого из них можно воспринимать почти как родного. В-третьих, Толкину удалось создать уникальную и неповторимую вселенную, в которой столько всего таинственного и неизведанного, что порой мурашки бегут по коже.

По сути, Толкин дал старт целому поколению молодых писателей, художников и деятелей других видов искусств, которые во многом вдохновлялись именно его произведениями. Поэтому вклад писателя в развитие современной литературы и искусства в целом сложно переоценить.

Вселенная Толкина

Конечно же, не может дать полной картины произведений автора краткое содержание. «Хоббит, или Туда и обратно» — это лишь часть разнообразного и многогранного мира, созданного Толкином, и одной книги для полного понимания событий будет мало. Поэтому стоит прочитать и другие произведения, тем более они все написаны на очень . В мире Толкина столько всяких мест, регионов, существ и чудес, что он понравится как новичкам, так и людям, знакомым с жанром фэнтези более основательно.

Герои книги

Вселенная толкина 1

Главными героями являются хоббит Бильбо, маг Гэндальф и король гномов Торин Дубощит. Характеры персонажей достаточно разные, во многом они делают такой интересной книгу «Хоббит, или Туда и обратно». Кратко расскажем о каждом герое:

  • Бильбо — простодушный, но при этом умный, находчивый и верный. Он ни разу за весь поход не подвел отряд, за что его ценил Торин, хотя вначале между ними было недопонимание.
  • Гэндальф — классический образ мудрого волшебника. Он добр, но при этом справедлив и суров, всегда приходит на помощь. К тому же он много знает о мире, что не раз спасало отряд.
  • Торин, как и положено королю, пусть и беглому, властен, строг, справедлив. Он храбрый, за что завоевал уважение у своего народа, к тому же — единственный наследник королевской династии Эребора.

Книга «Хоббит», написанная Дж. Р. Р. Толкином, — это повесть о привыкшем к спокойной, размеренной жизни хоббите Бильбо, которого неожиданно вовлекает в опасное путешествие могущественный волшебник Гэндальф. Не успевая опомниться, Бильбо вместе с гномами под предводительством Торина Дубощита выдвигается к Одинокой горе. Эта гора — бывший дом гномов, наполненный золотом и другими сокровищами. Там обосновался дракон Смауг, которого придется одолеть, прежде чем гномы вступят в свои права.

По дороге к Одинокой горе путникам встречаются множество опасностей — кровожадные пауки, тролли, злобный обитатель подземелья Голлум. Победа над каждым из них была одержана исключительно благодаря хитрости Бильбо; особенно занимательно для читателя наблюдать за игрой в загадки между хоббитом и Голлумом, где на кон поставлена жизнь Бильбо.

Завершается книга описанием невероятной битвы между людьми, орками, гномами, эльфами и другими, а также триумфальным возвращением Бильбо в Шир.

Хоббит — выдуманное слово, которым назвал своего героя Дж.Р.Р. Толкиен. Именно эти фантастические существа являются главными действующими лицами его произведений «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец».

Сюжет истории «Хоббит, или Туда и обратно»

Первая книга о забавных вымышленных героях самим автором характеризуется как детская. В ней говорится о путешествии самого простого хоббита по имени Бильбо. Отправившись в путь с компанией гномов, он должен дойти до Роковой горы, чтобы перехитрить охраняющего ее дракона.

В пути Бильбо сталкивается со множеством препятствий и встречает различных персонажей. Спасаясь от орков, он попадает в пещеру, где живет Голлум — непонятное создание, которое является владельцем волшебного кольца. Выиграв в загадки, Бильбо забирает кольцо себе и так спасается от Голлума, который хочет его съесть. В дальнейшем это кольцо сыграет в продолжении истории.

Хоббит с друзьями попадает в плен к эльфам, а затем в Озерный город, откуда рукой подать до Роковой горы. Вызвав гнев дракона, герой чуть не погибает, однако в итоге дракона успевает победить один из людей.

В заключении странствий Бильбо участвует в битве между эльфами и гномами, которые делят между собой древние королевские сокровища. После всех приключений герой возвращается домой и остается там на долгие годы, вспоминая свои странствия.

Особенности художественного мира книг Толкиена

Работы Толкиена настолько обширны и так подробно описывают жизнь главных героев и народов, к которым они принадлежат, что можно с уверенностью сказать: им создана отдельная художественная вселенная. Мир, названный автором Средиземьем, живет и развивается по своим законам, у него есть долгая история и даже собственные языки, которые Толкиен, будучи филологом, сам придумал.

Среди рас, которые населяют этот , можно выделить:

  • гномов;
  • эльфов;
  • людей;
  • хоббитов;
  • орков;
  • волшебников;
  • гоблинов.

Помимо этого, здесь присутствуют говорящие животные, драконы, оборотни и прочие подобные им создания. Часть героев Толкиен заимствовал из традиционного фольклора , однако основная масса сюжетов, исторических описаний и т.д. полностью оригинальна.

Анализ сказки Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»

В новые вошли многие литературные сказки зарубежных писателей XX века: А. Линдгрен, Дж. Родари, Дж. Р. Р. Толкин, Дж. Даррелл, Т. Янсон…

Почти во всех произведениях этого жанра содержатся иносказания и намеки, связывающие сказку с . В литературных сказках ХХ века мы также находим немало иносказаний, связанных с реалиями современного мира, сталкиваемся с разнообразием сюжетов, фантастических образов, художественных стилей. А. Н. Афанасьев в работе «Сказка и миф» обратил внимание на мифологическую основу многих образов и сюжетов в народных сказках, на их связь с древнейшими языческими верованиями и представлениями: «…в народном поэтическом сознании, — писал он, — волшебные образы были не выдумкой, а реальностью…» Чудесное в сказках есть чудесное могучих сил природы…»

Джон Рональд Руэл Толкинг (1892 — 1973) — известный английский прозаик, ученый филолог, глубокий знаток западноевропейского фольклора и средневековой литературы, создатель сказочно-философской трилогии «Властелин Колец» (1954 — 1956).

Родился в африканском городе Блумфонтайне в семье служащего местного банка. Переехав с матерью в Англию, мальчик узнал о внезапной смерти отца. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял мать. Его детство оборвалось рано, и впоследствии тема тучи (горя, утраты…) станет образом-символом в будущих сказаниях.

Юному Толкину, воспитаннику священника Фрэнсиса Моргана, пришлось преодолеть немало трудностей на своем пути: учеба в Оксфордском университете, участие в первой мировой войне, любовь, на пути которой встал его опекун… Толкин до начала 30-х годов и не думал о занятиях художественной литературой, так как серьезно занимался средневековой литературой, будучи профессором Оксфорда.

Все началось с просьбы его детей — рассказать «совсем новую сказку». История похождений мистера Бильбо Бэгтинса («Хоббит, или Туда и Обратно») писалась для ребят. Вышедшая в 1937 году, книга имела шумный успех, и Толкину было предложено одним из издателей написать продолжение «Хоббита…».

Началась работа над новой книгой. Толкин стал переписывать повесть, дополняя и углубляя сказанное вскользь, вводя новые , новых персонажей. Так возникла первая часть трилогии «Властелин Колец».

Вторая наложила свой отпечаток на эту сказочную, «вневременную» по замыслу книгу. Она наполнилась новыми образами и страшным дыханием войны, хотя прямых аналогий в ней нет. Три тома сказки, охватывающие огромный временной пласт — более шести с половиной тысяч лет, в котором действуют около 600 персонажей, были завершены в конце 40-х годов. Получился роман, действие которого разворачивается на сказочном фоне в мифическом Средиземье. В нем речь идет о маленьком человеке , волею судьбы ставшем управляющим мирозданием, о сущности Власти, о вечной борьбе добра и зла, войне и мире, дружбе и предательстве.

В детское чтение вошла сказка «Хоббит, или Туда и Обратно — о странствиях и подвигах хоббита Бильбо Бэггинса, переведенная на русский язык Н. Рахмановой (стихи в переводе Н. Руссовой).

В сказке воссоздано фольклорно — мифологическое царство, населенное гномами, гоблинами, эльфами, троллями, в котором происходит борьба темных и светлых сил.

Сказка «Хоббит, или Туда и Обратно» состоит из 19 глав, повествующих о приключениях состоятельного пятидесятилетнего хоббита Бильбо Бэггинса, живущего в благоустроенной норе, с которым, как и с другими его сородичами, «никогда и ничего не приключалось», ибо они всегда умели «быстро и бесшумно исчезать» и всегда «напускать на себя деловой вид, если кто-либо хотел занять у него денег». Ростом меньше карликов, с юрким взглядом и острым слухом, хоббиты напоминают людей: любят вкусно поесть, выпивают, курят, любят гостей.

Однако герою волею обстоятельств пришлось покинуть свое теплое жилище, мужественно сражаться с многочисленными мерзкими существами, овладеть загадочным волшебным кольцом, благодаря которому можно стать невидимым, оказать помощь друзьям.

Дети с увлечением читают о приключениях героя, получившего от волшебника задание помочь гномам вернуть принадлежавшие им сокровища. Всем героям приходится вести борьбу с великанами-троллями, уродливыми и жестокими гоблинами, хищными волками, людоедам — пауками, опутавшими их своими нитями, жестоким и коварным драконом Смогом, проходить через мрачные пустыни, подниматься на сумрачные горы, пересекать вздувшие от дождей горные реки, темные овраги и трясины, попадать в плен, быть заточенными в тюремные камеры…

С каждой новой главой усиливается динамизм повествования, напряжение переживаний героя, сумевшего при помощи волшебного кольца помочь своим спутникам в конце концов вернуться после победы в родные пенаты.

Исследователь Вл. Гаков в статье «Сказка-жизнь профессора Толкина» справедливо пишет о том, что «только в наш сложный и грешный ХХ век можно было сочинить такую «сказку». В век, когда происходили события поистине удивительные: огромные массы самых ординарных людей являли чудеса героизма и, наоборот, из маленьких, ничем не примечательных «винтиков» вырастали фюреры всех мастей. В век, когда от каждого живущего в значительной степени стала зависеть судьба всех».

Рассмотрим ряд приемов, использованных в сказках «Хоббит…».

Как и в народных сказках, волшебство вырастает в его сказочной повести из будничной жизни. Однако в отличие от народных сказок, в которых действие происходит в «некотором царстве, в некотором государстве», в сказке Толкина указывается название волшебной страны. Автор начертил даже волшебного Средиземья, в котором былая гармония разрушена злыми чарами. Этот прием повторил Дж. Даррелл в сказке «Говорящий сверток».

Как же сочетает Толкин реалистические элементы со сказочными? Как вводит их в волшебный мир? В сказке Толкина реалистические детали органично входят в самые невероятные ситуации. Так, описывая нору мистера Бэггинса и сохраняя правдоподобие в самых мельчайших деталях: «идеально круглая, как иллюминатор, дверь, выкрашенная зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посредине», «И всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как Хоббит любил гостей».

Или другой пример. Бильбо Бэггинс ждал в гости Гэндальфа, старого друга семьи, но происходит что-то непонятное, приходят в дом все новые и новые незнакомые лица.

«Только он хотел сказать: «Извините, что заставил вас ждать!, как вдруг увидел, что перед ним вовсе не Гэндальф… Едва дверь отворилась, он шмыгнул внутрь, как будто его только и ждали. Потом повесил плащ с капюшоном на ближайший крючок и с низким поклоном произнес:

Двалин, к вашим услугам.

Бильбо Бэггинс — к вашим! — ответил хоббит, который от удивления даже не нашелся что спросить… — Я как раз собирался пить чай, не присоединитесь ли вы ко мне?..

Извините! — сказал Хоббит и побежал открывать…

И новый гость прошмыгнул внутрь, едва отворилась дверь. Бильбо встретил его в совершеннейшем изумлении, когда тот сказал: «Я вижу, наши собираются!»

Заходите, выпейте чаю! — ухитрился он выдавить наконец, набрав воздуху в легкие.

Меня больше бы устроил стаканчик пивца, милостивый сэр, если это не слишком затруднит вас, — сказал белобородый Балин. — Но не откажусь и от кекса с изюмом…

Сколько угодно! — к собственному удивлению ответил Бильбо и, опять-таки к своему удивлению, побежал бегом в погреб».

Явились еще два гнома и позже еще четыре. «Бедняга хоббит рухнул на стул в прихожей, обхватил голову руками и принялся размышлять: что произошло, что еще произойдет и неужели они все останутся ужинать?! Тут звонок дернули пуще прежнего, и Бильбо бросился к дверям. Едва он повернул ручку, как — нате вам! — гости уже в прихожей, кланяются и повторяют по очереди» к вашим услугам». Гномов было уже не четверо, а пятеро… Одни требовали эля, другие — портера, кто-то — кофе, и все без исключения — кексов, так что хоббит совсем сбился с ног».

Но фантастическое в сказке преобладает. Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий. Во время этих странствий герой приобретает мудрость и великодушие. Выступая против сил зла, герой готов принести себя в жертву, вступив в поединок с чудовищным Драконом.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста, распознающий врагов.

Типичен для фольклорной сказки и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и непроходимые чащи, и мрачные пещеры, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться. Зло воплощено и в образах людей (бургомистра, заботящегося лишь о своей выгоде, родственников героя, обобравших его).

Жадность, корыстолюбие съедают душу Торина — Короля гномов.

Сказочная повесть Толкина сохраняет прямую связь не только с , но и с мифами, изученными автором. Интерес к мифологии проявляется в сказках нашего века неоднократно (образ древнегреческого бога Пана у французского сказочника К. Пино, образы титанов у отечественного писателя Я. Голосовкера).

У Толкина мы встречаемся с многочисленными образами северной мифологии: троллями, гномами, эльфами, гоблинами и многими другими. Сам писатель — создатель образов хоббитов — жизнерадостных и простодушных «невысокликов». Одного из них автор заставил пережить множество опасностей, повзрослеть, возмужать, преодолеть в себе мещанина, сразиться со злом.

Приключения героев, мытарства, выпавшие на его долю, и одержанная им и его спутниками победа учат подростков мужеству, наблюдательности, поиску преодоления опасности.

Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников-гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога и др.) — это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы , полного контрастов и противоречий.

Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута , хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона — отважный Бэрд отказывается стать королем.

Как же спастись от зла?.. Эта тема волнует писателей-гуманистов ХХ века, органично входит во многие литературные сказки. (А. де Сент-Экзюпери — «», Туве Янсон — «Мумми-Тролль и комета» и др.) Сказка учит распознавать зло, какую бы личину оно не надевало на себя. Она выносит приговор тем, кто «ворует золото и драгоценности, а сами сделать ничего не могут» и только истребляют все вокруг себя (о драконах), осуждает гоблинов, жестоких и злобных, изготавливающих орудия пыток и машины, «предназначенные для уничтожения большого числа людей за один раз», осуждает гномов, для которых важнее всего спасти свою жизнь и сохранить свои сокровища.

Отзываясь на вопросы времени, сказка Толкина пробуждает в юных читателях сметливость, предостерегает от ошибок, учит добру. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и загадки, введенные в текст. Достаточно вспомнить, например, такие пословицы, как: «Пока жив — надейся!», «У каждого дракона есть !» и другие.

Огромную роль в раскрытии сюжета и характеров героев играют пейзажные зарисовки: «Танцуют на воде лучи солнца в утро Иванова дня», волшебной красотой наполнен лес эльфов, ужас охватывает путешественников на пути к туманным горам в черном:

Дул ветер, мрачный и сырой,

И вереск гнулся под горой,

Смешались тень, и ночь, и день

Угрюмой сумрачной порой.

Волшебство и фантастика, которыми наполнено сказочное повествование, не всегда в состоянии выручить героев. Не способным окажется даже добрый волшебник Гэндальф (выразитель авторских мыслей) помочь своим подопечным друзьям. И читатель осознает, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам.

Анализ — это всестороннее его рассмотрение. Универсальность (стремление охватить многие сферы и аспекты) в подходе к искусству является идеалом литературной критики. Она завещана В. Г. Белинским, являющимся и на сегодняшний день непревзойденным критиком.

Что необходимо учесть, анализируя художественное произведение?

  1. Социальную значимость произведения.
  2. Типичность и индивидуальное своеобразие персонажей.
  3. Этическую ценность конфликтов и характеров.
  4. Место анализируемого образа или произведения в истории страны, в истории литературы.
  5. Эстетические проблемы жанров и стилей. Художественное своеобразие.

План

  1. Популярность жанра сказки в . Связь сказки с реальным миром. «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин).
  2. История создания произведения.
  3. Тема (то, о чем говорится в призведении) и проблема произведения (вопрос, который решает
  4. Сюжет сказки.
  5. Система образов.
  6. Художественные приемы , используемые автором: сочетание фантастического и реального ; сказочное в произведении (положительные и отрицательные герои, мотив приключений и путешествий, мотив преодоления зла, деление на положительных и отрицательных героев); мифологическое в произведении (многочисленные образы северной мифологии); насыщение текста пословицами и поговорками ; использование пейзажных зарисовок .
  7. Социальная значимость произведения. Идея (позиция автора по данному вопросу) сказка учит людей тому, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам. Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона — отважный Бэрд отказывается стать королем. Сказка учит распознавать зло, какую бы личину оно не надевало на себя. Она выносит приговор тем, кто «ворует золото и драгоценности, а сами сделать ничего не могут» и только истребляют все вокруг себя (о драконах), осуждает гоблинов, жестоких и злобных, изготавливающих орудия пыток и машины, «предназначенные для уничтожения большого числа людей за один раз», осуждает гномов, для которых важнее всего спасти свою жизнь и сохранить свои сокровища.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-hobbita/

ГАКОВ В. Сказка-жизнь профессора Толкина // Литературное обозрение. — 1977. — №4.

МУРАВЬЕВА В. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно» // Современная за рубежом. — 1976. — №3.

ВАЙСМАН А. И. Сказка Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» //Литература в школе. — 1998. — №2.

Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на , со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже . Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты — маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном., Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам., Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый., Голлум – хоббит, потерявший свое обличие., Верховный Гоблин., Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»

Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.

Определили проблему и идею произведения.