Роман «Мы» Е. Замятин написал в 1919 году. Время это было сложное, тяжелое. А будущее неясно и туманно. И изображая сверхразвитое общество далекого будущего, автор построил свое произведение, следуя канонам антиутопии. Это означает, что прогнозы писателя на будущее не содержат в себе особенного оптимизма, а проблем у людей, показанных в произведении, едва ли не больше, чем в нашем, гораздо менее благоустроенном, мире.
Общество, построенное Замятиным в романе «Мы», — это не просто Единое Государство, в котором живут счастливые люди. Это единый механизм, а люди там счастливы потому, что воля Государства превратила их в детальки своей машины и заставила работать. А в свободное время — ходить строем в прямом и переносном смысле одновременно.
Здесь регламентируется, загоняется в рамки, подчиняется четкому распорядку абсолютно все. Работа, прием пищи, подъем и отбой. И — искусство, личная жизнь, творчество. Все подгоняется под всемогущую Часовую Скрижаль.
На первый взгляд, в Едином Государстве невозможна любовь. Этому чувству не место среди одинаковых, максимально унифицированных «нумеров». Любовь беспорядочна, хаотична по своей природе. Являясь продуктом беспорядка в душе, она еще и сильно расшатывает саму человеческую жизнь. А как быть, если все по часам? Ведь тогда человек неизбежно выбьется из распорядка, станет испорченным узлом. А в агрегате Единого Государства изношенные, сломавшиеся детали не чинят. Их просто уничтожают, чтобы было неповадно портится другим.
Однако Единое Государство заботится о целостности своих «нумеров». И в качестве примера этой заботы главный герой романа Д-503 рассказывает о победе над двумя «владыками» прошлого — Голодом и Любовью. Голод был побежден, «нумера» вместо привычной некогда пищи, выращенной на земле, получили нефтяную. «Естественно, что, подчинив себе Голод… Единое Государство повело наступление против другого владыки мира — против Любви. Наконец, и эта стихия была побеждена, т. е. организована, математизирована, и около 300 лет назад был провозглашен нам исторический «Lex sexualis»: всякий из нумеров имеет право — как на сексуальный продукт — на любой нумер». Этот закон призван избавить Единое Государство от любви. Эмоции, чувства подменяются регламентом: вырабатывается каждому специальный Табель сексуальных дней, записывается на себя любой нумер и получается разовая талонная книжка.
Механизированность, математичность отношения Единого Государства к любви должна подмять это чувство под себя, превратить его из источника счастья и вдохновения просто в еще одну функцию организма, вроде еды или сна.
Человек в тоталитарном государстве (2)
... ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Книга Солженицына раскрывала сущность тоталитарного сталинского государства. Пелена ... сомнениям Замятина. Автор на своих «запретных» страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую, нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Россия богата не ...
Д-503, рассуждая о существующем порядке вещей, уже был не совсем уверен в его правильности. Музыка Скрябина и первая беседа I-330 пробудили в нем фантазию и, как следствие, предрасположенность к сомнению. Может быть, Любовь и Голод казались Единому Государству врагами, с которыми обязательно нужно расправиться, однако сомнение — это противник, который намного опаснее. К концу романа государство готовило широкомасштабное наступление на фантазию и на сомнение, которое произрастает из возможности представить себе иной порядок вещей взамен существующего.
В начале романа на Д-503 «записана» 0-90. «Милая О! — мне всегда это казалось — что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы — и оттого вся кругло обточенная, и розовое О — рот — раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки — такие бывают у детей».
В некотором роде их отношения молено назвать если не любовью, то уж точно влюбленностью, особенно по искаженным и нечеловечески-машинным меркам Единого Государства. Они вместе гуляют, Д-503 может называть ее «милой», а 0-90 — испытывать легкую ревность (как в эпизоде первой встречи с I-330).
Наконец, они пользуются своим правом на спущенные шторы в стеклянных домах внутри пространства, охваченного Зеленой Стеной — границей Единого Государства.
Отношения Д-503 и 0-90 со спокойной совестью можно назвать гармоничными, потому что гармония в основном подразумевает ту или иную разновидность порядка. Гармоничная любовь всегда спокойнее и рассудительнее, нежели пламенная страсть, вроде вспыхнувшей между Д-503 и I-330.
Итак, Д-503 привязан к 0-90. Но если с его стороны это выглядит именно привязанностью и не более того, то женщина в главного героя влюблена по-настоящему. Это выясняется не сразу, но зато потом мы видим своеобразную Джульетту Единого Государства, готовую на все. 0-90 даже хочет от героя ребенка. А рождение детей тоже регламентировано, и такой поступок может повлечь гибель обоих. Для 0-90 это не имеет значения: куда важнее сохранить в себе любимого человека, оставить его рядом с собой даже вопреки неизбежной разлуке.
Самоотверженность 0-90 показывает, что Единое Государство еще носит в себе чересчур много человеческого, что чувства способны стать разрушительным оружием даже против порядков, которые не только приняты с рождения, но закреплены в генах. Любовь 0-90 ведет ее по запретным, невозможным для идеального «нумера» путям. Любовь и ревность едва не вытесняют из нее остатки здравого смысла: 0-90 вначале наотрез отказывается обращаться к I-330 за помощью. А ведь если выбраться за Зеленую Стену, то ребенок буде спасен. К счастью, здравый смысл берет верх, и женщина соглашается, чтобы из беды ее выручила соперница, разлучница, I-330.
Д-503 оказывается наедине с совершенно невозможным противником — с настоящей страстью, которая и в более нелогичные времена была способна напрочь лишить человека рассудка. Теперь же, когда математика пронизала все, он может только надеяться, что сможет сохранить себя.
Мечтатели о едином народе
... с либерал-демократами, вот там у них единый «демократический» народ, вместо наций В.М.), правильность которого подтверждена фактом - Россия самое большое государство в мире. Даже сегодня, после многих ... путь к единству искусственно разделенных людей лежит именно через Союз. Видите ли, (инорасовый русофоб В.М.) реал-политик требует, чтобы Россия считала Украину независимым государством и признавала ...
Страсть — безумная и обжигающая, стремительно превращает идеального «нумера» в опаснейшую патологию, настоящую раковую клетку для Единого Государства. Страсть открывает ему глаза на окружающий мир, и от этого никуда не денешься. Состояние прозрения, в которое впадает главный герой, очень напоминает сумасшествие, и они родственны между собой — эти два состояния. Потому что нельзя замечать мир, который находится вне Зеленой Стены. Потому что глоток «ликера Единого Государства» — это крамола и преступление, за которое карают смертью. Потому что обманывать Единое Государство, сказываясь больным, — это зло, и нужно отправляться в Бюро Хранителей и выдать зачинщиков. А потом вполне возможно, самому попасть под карающую руку Благодетеля.
В I-330 герой, очевидно, находит то, что ему было нужно на самом деле. Как-то не очень соответствовала 0-90 тому ее образу, который читался сквозь строки конспекта. При всей их математичности, записи героя пропитаны энергией и темпераментом. Любовь к I-330 становится просто призмой, преобразившей его энергию в новый вид. Он может оставаться математично-правильным «нумером», но способен валяться в ногах любимой женщины. И потом еще может пытаться анализировать свои чувства и поступки. Только любовь способна порождать такие противоречия.
И только любовь заставляет Д-503 лгать Государству. Изображать из себя больного, быть фактически свидетелем против Благодетеля и Единого Государства — и промолчать… Стать человеком, зачавшим ребенка 0-90. Хотя этот ребенок был не санкционирован.
Очевидно, таким образом Д-503 искупает свою вину перед 0-90, страдавшей от того, что ее разлучают с любимым. Этим ребенком Д-503 откупается от горечи, которой было пропитано письмо к нему. «Я не могу без вас — потому что я вас люблю. Потому что я вижу, я понимаю: вам теперь никто, никто на свете не нужен, кроме той, другой, и — понимаете: именно если я вас люблю, я должна… Больше никогда не буду, простите… Больше никогда. Так, конечно, лучше: она права. Но отчего же, отчего…» Он оставляет ей частицу себя, а потом, в момент опасности, помогает сохранить ребенка и жизнь.
1-330 сознает свою власть над героем и не упускает случая ею пользоваться. До самого конца романа остаются сомнения: а любит ли она Д-503 на самом деле. Или же просто он ей нужен для того, чтобы еще как-нибудь ужалить Единое Государство. Ведь она — одна из тех, кто не хочет быть «нумером», кто жаждет давно минувших хаотичных времен, кто не боится выступать с протестом. Даже если этот протест так губителен и бесполезен.
1-330 — сильная личность, умеющая безжалостно вторгаться в чужую душу и подчинять ее себе. Нимало не терзаясь, она разрушает привычный мир Д-503. Хотя можно найти аргумент и в пользу того, что она любит этого человека по-настоящему. Будучи лишенной раболепной влюбленности в общественное устройство Единого Государства, I-330 понимает всю ущербность жизни главного героя И она стремится приучить его к полноценной и полновесной жизни — пусть даже ценой немалых душевных мучений, которые приходится вынести Д-503. Это напоминает то самое заявление Единого Государства, которое мы встречаем буквально в самом начале первой записи конспекта главного героя: «Если они не поймут, что мы несем им… счастье, наш долг заставить их быть счастливыми».
Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”
... к своему герою. Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина В.Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией ... быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых “лишних ... умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь это “наука страсти кожной”, у ...
Из поступков и действий обеих сторон любовной интриги — между Д-503 и I-330 — можно без труда определить лидера и подчиненную сторону. I-330 не признает за главным героем права выбора, считая, что оно ему как бы не предоставлено (на самом деле Д-503 еще более подневолен, даже сильнее, чем в отношении Единого Государства).
Во всяком случае, когда встает вопрос о выборе между личными и общественными принципами, герой отдает предпочтение последним. Хотя сам же удивляется своему поведению.
Любовь оказывается на поверку чуть ли не более жестоким пленом, чем регламент и правила Часовой Скрижали, особенно, если учесть, что государственный строй замятинского общества в принципе не признает оппозиции. Неважно, оппозиции ли одной личности, или же группы. Итог для протестующих всегда один — Машина Благодетеля или Газовый Колокол.
Д-503 в принципе неспособен быть свободным. Все- таки он чересчур предан законам Государства, и все его заявления о том, что ему не хочется излечиваться — просто словесная мишура: уйдя из одного плена, он угодил в другой. Тот новый плен — плен любви — оказался сильнее и только тем удержал Д-503. Если бы просто заставить его быть на своих позициях — ничего бы не вышло. Главный герой романа — это просто дичь. И охотница по имени I-330 вполне успешно эту дичь ловит.
Кроме того, автор усложняет ситуацию в романе, превращая любовный треугольник в квадрат. Главный герой становится объектом жалости для Ю — женщины с «рыбьими» щеками. Жалость зачастую способна маскироваться под любовь, сопутствовать этому чувству, а порою и порождать его. Ю, прочитав трагичное письмо 0-90, начинает жалеть Д-503. Это порождает новые проблемы, потому что как раз Ю — типичный «нумер», который до мозга костей предан Единому Государству. Все ее чувства готовы отступить перед интересами государственного устройства, что, в конечном итоге, однажды и случается.
Жалость к главному герою у Ю сопровождается материнскими чувствами. Это нормально, так как она, судя по всему, по возрасту старше героя. Сохранять его, беречь от всяческих неурядиц — вот та цель, которую она преследует. Ю напоминает ангела-хранителя, который призван следить за тем, как человек исполняет божественное предназначение, охранять его в благочестии и опекать, чтобы уберечь от свободы, даже предотвратить всякие помыслы о ней.
Из жалости Ю готова даже «записаться» на Д-503. А между тем, герой не испытывает к ней никаких чувств. Во всех его записях сквозит либо полное безразличие, либо неприязненная невозмутимость. Она не нужна главному герою. Ее материнские чувства с точки зрения Д-503, если судить по его записям, его не трогают.
Итак, несмотря на математическую точность и выверенность общества, изображенного Евгением Замятиным в романе «Мы», оно все равно сохраняет в себе ростки любви. Пусть это чувство объявлено побежденным, а его проявления со стороны «нумеров» выглядят болезнью, но все равно оно существует. И это позволяет говорить о том, что Часовая Скрижаль побеждена. Ее полное свержение — вопрос времени. Потому что остались еще в пределах Зеленой Стены люди, способные интересы человека поставить выше законов государства, способные эмоциями, а не холодным интеллектом воспринимать окружающий мир. В очередной раз Любовь будет торжествовать свою победу, и эта победа близка — пусть роман и завершается трагично для Д-503 и I-330. Любовь будет жить назло любым законам.
Проблематика романа Герой нашего времени
... поддерживающую мои душевные силы». Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения ... романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века. Вариант 2 «Герой нашего времени» ... в собственной жизни любви и дружбы. Любовь, которой так жаждет ...
На этой странице искали :
- любовь в романе мы
- любовь в романе замятина мы
- изображение любви в романе мы
- отношения между Д503
- С кем женщины из произведения Хамятин Мы проводилм время?