Чтоб умный, бодрый наш народ
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…
Меткое, свободное, острое слово — оружие Чацкого, но он не понят и почти одинок — в этом и трагедия, трагедия благородного, умного, честного человека, обладающего чувством собственного достоинства. Он любит добро и истину, потому ему мучительно видеть вокруг зло и подлость. Однако его пылкость, безграничная вера в себя и свои возможности делают его уязвимым, открытым для ошибок — как комических, так и трагических.
Органичное сочетание мыслителя, борца с одной стороны и романтика с другой, было присуще реальным представителям того поколения. Эти люди — единомышленники Чацкого. Сам Чацкий говорит постоянно «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Они осмеливаются «гласно объявлять» свои мысли, но их еще мало (а в доме Фамусова нет совсем), в обществе их ненавидят, называя «опасными мечтателями», объявляют, как и Чацкого, сумасшедшими, а старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Поэтому Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова, «вон из Москвы…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…».
Характеристика общества, которое противостоит Чацкому, наиболее ярко отображена в образе Фамусова — типичного представителя московского барства той поры. Для него характерны смесь самодурства и патриархальности, безнравственность понятий и идеалов. Фамусов, как барин-крепостник и чиновник-бюрократ, воплощает взгляды данной среды, которые сводятся к прославлению всего старого, нежеланию каких-либо перемен. Отсюда вытекают боязнь и нелюбовь к Чацкому — в нем видят бунтовщика, разрушителя устоев.
К фамусовскому обществу относится также Скалозуб — самодовольный, бездуховный, озабоченный только военными упражнениями и танцами. «Хрипун, удавленник, фагот… — отзывается о нем Чацкий, — созвездие маневров и мазурки». Однако он нравится Фамусову, поскольку отражает его идеал человека — того, кто сделал карьеру, неважно, какими средствами. Фамусов видит в нем надежного защитника старины.
Порождением фамусовского общества является Молчалин — образ совершенно ничтожного человека, согласного всем угодить, боящегося произнести лишнее слово, не имеющего собственного мнения. Его хваленая «умеренность и аккуратность» обеспечивают успех в том мире, к которому он относится.
Фамусовская Москва отражена и в эпизодических, второстепенных персонажах. Например Хлестова, грубоватая, властная, несдержанная в словах, также как Фамусов, она предана старым устоям, также стремится повелевать людьми. Немаловажен и другой персонаж — Загорецкий. Его характер, как и нравы всего общества, отражают слова Хлестовой: «Лгунишка он, картежник, вор… да мастер услужить». Галерею образов типичных представителей фамусовского общества дополняют болтливый и ветреный Репетилов, семья Тугоуховских, Платон Михайлович Горич и его капризная жена, графиня Хрюмина-внучка, испытывающая особое пристрастие ко всему французскому, заядлые сплетники N. и D., и множество людей, о жизни и нравах которых упоминается в пьесе.
Культура, общество, человек
... возможным постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... гуманистическое его понимание. С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки. Выделение слова «культура» в понятие «культура» произошло значительно позже, уже в период новой ...
Все они объединены общими взглядами, и каждый по-своему, с замечательной полнотой и заостренностью выражает существо той социальной силы, которая стояла на страже старых, реакционных, отживающих порядков феодально-крепостнического строя. А Чацкий, противопоставленный им, ярко и отчетливо выражает существо той новой, прогрессивной Общественной силы, которая уже выходит на историческую арену, чтобы вступить в ре- шительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.[/sms]