Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе «горе от ума»)

Чацкий – передовой человек своего времени (по комедии а. с. грибоедова “горе от ума”)

Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе «горе от ума») 1

Комедия “Горе от ума” не только дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, но воспроизводит и извечную борьбу старого и нового, которая с большой

Силой развернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий – это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Этот конфликт принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением его надежд на личное счастье. Его настроенность против существующих устоев общества становятся все более резкой.

Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе “А судьи кто?” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, “века покорности и страха – века лести и спеси”.

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, “лицам”, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он. Чацкий защищает право служить просвещению, науке, литературе:

1 стр., 388 слов

Образ чацкого в горе от ума

... должен честно служить отечеству. В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Сочинения Образ Чацкого в комедии ... А. С. Грибоедова “Горе от ума” 1 votes, average: 5.00 out ...

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким

И прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!..

Под этими “молодыми людьми” разумеются такие, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник”.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?”.

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного” сатирического ее направления. И. А.

Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

(No Ratings Yet)

https://goldsoch.info/chackij-peredovoj-chelovek-svoego-vremeni-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий – передовой человек своего времени (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»):

Чацкий передовой человек своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/chackij_peredovoj_chelovek_svoego_vremeni_po_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma/25-1-0-2108

Чацкий — герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий герой своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

Чацкий начинает новый век –

И в этом все его значение и весь ум.

И. А. Гончаров

В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются “вечными спутниками” человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.

6 стр., 2548 слов

Тему»Жизненные ценности общества». Произведение: Горе от ума

... принципов двух героев комедии – Чацкого и Молчалина. (372 слова, но это потому, что в сочинение много цитат, которые подтверждают мысль в сочинении) Сочинение ** тему»Жизненные ценности общества». Произведение: Горе от ума . Сочинение Горе от Ума. Горе ...

Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.

Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века.

По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война.

Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным.

По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре и т. д.

В самом деле, разве заслуживает уважения “Нестор негодяев знатных” или тот крепостник, который привез в столицу “от матерей, отцов отторгнутых детей”, “заставил всю Москву дивиться их красе” и таланту, “но должников не согласил к отсрочке”, и в результате “амуры и зефиры” были распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца “угождать всем людям без изъятья”, бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются “учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”! А слепое подражание Западу, презрение к национальной культуре, народным обычаям, родному языку!

“Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы могли б принять за образцы?” – с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг “прошедшего житья подлейшие черты”. Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, – уважаемые члены общества.

Еще бы! Один “то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет”, второй “и золотой мешок, и метит в генералы”, третий – “человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…” Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает “мильон терзаний” и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта.

Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.

Чацкий смело, безоглядно бросается в бой, высказывает в пламенных монологах свое презрение к “мучительной толпе”, ненависть к порядкам “времен очаковских и покоренья Крыма”.

Может быть, он поступил безрассудно, бросая вызов многочисленным фамусовым, молчалиным, скалозубам, но герой молод и горяч, а обстоятельства сложились такие, что ему не до рассуждений.

Таков и Чацкий. Его решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв – это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий – герой не только своего времени, но и современник всех поколений.

И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядом не откажется. Чацкий вернется, ведь “каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого” (Гончаров).

4 стр., 1900 слов

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. ...

... ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в ...

Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

http://www.sochuroki.com/chackij-geroj-svoego-vremeni-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий как герой своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00394931214215043570

Чацкий — выразитель передовых идей своего времени (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий выразитель передовых идей своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» ярко передает настроения, царившие в русском обществе в начале XIX века. Война 1812 года резче обозначила два лагеря: реакционное и передовое дворянство. Стали возникать тайные общества, усилилось брожение в умах.

«Век нынешний» и «век минувший» постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия.

Грибоедов в своей комедии создал собирательный образ передового человека эпохи. Александр Андреевич Чацкий — центральный образ в комедии, представитель передовой части общества в доме Фамусова.

Многие критики того времени считали Чацкого точной копией поэта-декабриста Кюхельбекера.

Чацкий — истинный патриот своей страны. Для него «служить» означает служить делу, а не начальнику. Герой был близок к министрам в Петербурге, но прекратил общаться с ними, поскольку понял, что там царят лицемерие, подлость, карьеризм. Чацкий не принимает этой рабской морали, открыто борется с ней.

Он беззаветно любит Россию, русский народ, называет его умным, бодрым. Чацкому больно смотреть на пребывающее в рабском положении крестьянство, слышать про все издевательства, творимые крепостниками. Герой комедии отпускает своих крестьян на волю. Многие декабристы поступали подобным образом, чем вызывали ярость крепостников.

Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Он против рабского, слепого подражания всему иностранному.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий высмеивает это общество и резко высказывается против порядков «века покорности и страха — века лести и спеси».

Герой комедии Грибоедова, как и декабристы, проникся сознанием необходимости радикального изменения существующего порядка вещей.

Судьба Чацкого — это судьба пылкого мечтателя, обманувшегося в своих лучших надеждах, лицом к лицу столкнувшегося с реакционной действительностью. Его настроение в самом конце пьесы можно выразить словами Рылеева, видного поэта-декабриста:

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей:

Горький жребий одиночества

Мне сужден в кругу людей.

Чацкий — умный, образованный человек, «он славно пишет, переводит». Видя в учении благо для страны, он критикует невежество барской Москвы.

13 стр., 6084 слов

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова

... время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества — эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе ... как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное ...

Чацкий принадлежит к числу тех просвещенных дворян, многие из которых были членами тайных обществ. Ведь декабристами были Рылеев, Пестель, их поддерживали Пушкин, Дельвиг, сам Грибоедов.

Некоторые из будущих героев России учились в Лицее, о котором с такой злобой говорит Скалозуб, мечтающий о других учебных заведениях:

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против просвещения всегда выступают представители реакции, видя в нем причину того, «что нынче пуще, чем когда, безумных развелось идей, и дел, и мнений». Чацкий, подобно Кюхельбекеру и многим другим, подвергается травле за свои идеи. Фамусова и его гостей возмущает независимость взглядов. Чацкого, его стремление судить о человеке по его личным достоинствам, а не по положению в обществе.

Комедия нашла живой отклик у передового дворянства. Оно использовало ее в целях пропаганды своих идей. Правдивость, обоснованность образа Чацкого подтверждалась не раз. Был оболган, объявлен «безумцем» Кюхельбекер.

Такой же участи подвергся Чаадаев через десять лет после публикации комедии в списках! Пять декабристов были повешены, в Сибири находились лучшие люди России, которые пожертвовали всем ради своих убеждений.

Ради убеждений, высказанных Грибоедовым в образе Чацкого — «старшего брата декабристов».

http://www.1kessay.ru/read/3376

Чацкий – передовой человек своего времени

Чацкий передовой человек своего времени 1

Комедия «Горе от ума» не только дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, но воспроизводит и извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России, стали возникать и развиваться, тайные революционные кружки, политические общества.

Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Этот конфликт принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого -крушением его надежд на личное счастье. Его настроенность против существующих устоев общества становятся все более резкой.

Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха – века лести и спеси».

3 стр., 1475 слов

Умен ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу?

... Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)↑ ГрибоедовОбраз Чацкого в комедии Горе от ума → ` Сочинение на тему таким я вижу александра андреевича чацкого , Александр Андреевич Чацкий ... против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества. Чацкий был достаточно умным человеком ... «века минувшего», «невежеству». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу ...

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, «лицам», а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он.

Чацкий защищает право служить просвещению, науке, литературе:

  • Теперь пускай из нас один,
  • Из молодых людей, найдется – враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышенъя в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний;
  • Или в душе его сам Бог возбудит жар
  • К искусствам творческим, высоким
  • и прекрасным,
  • Они тотчас: разбой! пожар!
  • И прослывет у них мечтателем! опасным!..

Под этими «молодыми людьми» разумеются такие, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник».

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражания» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, духовные и моральные качества.

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.

По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов».

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества взащиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

https://www.school-essays.info/chackij-peredovoj-chelovek-svoego-vremeni/

Чацкий – передовой человек своего времени (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»)

Чацкий передовой человек своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

6 стр., 2755 слов

Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум»

... Чацкий и Молчалин. Сочинение Грибоедова потому вызвало бурю негативных эмоций, что многие театральные зрители увидели в героях пьесы себя. Конфликт с обществом Фамусова Чацкий называет фамусовским обществом людей, ... Собирательный образ дворянина XIX века Благодаря своим «умениям» ... начинало зарождаться, приверженцы его полагали, что многого можно добиться одним лишь словом. Однако старое общество ...

Комедия «Горе от ума» не только дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, но воспроизводит и извечную борьбу старого и нового, которая с большойсилой развернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России, стали возникать и развиваться, тайные революционные кружки, политические общества.

Чацкий — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно.

Этот конфликт принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его настроенность против существующих устоев общества становятся все более резкой.

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, «лицам», а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он.

Чацкий защищает право служить просвещению, науке, литературе: Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высокими прекрасным,Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!..

Под этими «молодыми людьми» разумеются такие, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник».

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации.

Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного» сатирического ее направления. И.А.Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.<\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

    • Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…<\p>
    • Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…<\p>
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…<\p>
    • Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…<\p>
    • Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…<\p>
    • Сочинение “Война и мир” Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…<\p>
    • Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…<\p>
    • «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…<\p>
    • Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…<\p>
    • Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…<\p>

https://www.shollklass.ru/literatura/sochineniya-po-russkoj-literature/583-chatskij-peredovoj-chelovek-svoego-vremeni-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Чацкий -передовой человек своего времени

Чацкий передовой человек своего времени 1

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба нового мировоззрения со старым.

Эту борьбу идей “века нынешнего” и “века минувшего” Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии – А. А. Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам.

Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Фамусова. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен.

Молчалин напоминает ему, что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:<\p>

  • Не служит, то есть в том он пользы не находит,<\p>
  • Но захоти – так был бы деловой.<\p>
  • Жаль, очень жаль, он малый с головой,<\p>
  • И славно пишет, переводит.

<\p>

— После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой. Любовь его к Софье – чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину. Он понял, что заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой. Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием.

В ответ на это Софья замечает: “Вот нехотя с ума свела! “. Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого, опасного по своим взглядам человека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.

В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам “века минувшего”, “невежеству”.

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине. Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы.

Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”.

Он презирает людей, готовых<\p>

  • У покровителей зевать на потолок,<\p>
  • Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.<\p>
  • Он клеймит “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов”.

Критически относится к засилью иностранцев:<\p>

  • Воскреснем ли когда от чужевластья мод?<\p>
  • Чтоб умный, бодрый наш народ<\p>
  • Хотя по языку нас не считал за немцев.<\p>
  • Стремление Чацкого “служить”, а не “прислуживаться”, служить “делу” а не “лицам”, его “связь с министрами” и дальнейший полный разрыв – это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.<\p>
  • Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.

Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями. Однако борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.

Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию. Непонятый, отвергнутый, высмеянный Чацкий покидает Москву. Увозя с собой лишь “мильон терзаний”. Но он ещё вернется и не один.<\p>

http://mnogodetnyy.narod.ru/teaching/s28.html

Чацкий — герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий герой своего времени по комедии а с грибоедова горе от ума  1

Чацкий начинает новый век —

и в этом все его значение и весь ум.

И. А. Гончаров

В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.

Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших совре­менников.

Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века.

По возра­сту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война.

Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным.

По его убеждению, следует немедленно изме­нить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре и т. д.

В самом деле, разве заслуживает уважения «Нестор негодяев знатных» или тот крепостник, который привез в столицу «от матерей, отцов отторгнутых детей», «за­ставил всю Москву дивиться их красе» и таланту, «но должников не согласил к от­срочке», и в результате «амуры и зефиры» были распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бес­словесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»! А слепое подража­ние Западу, презрение к национальной культуре, народным обычаям, родному язы­ку!

Все это вызывает негодование Чацкого. Как и его единомышленники, будущие декабристы, он гневно обрушивается на старые порядки, старые предрассудки, отжив­шие убеждения. Чацкий ратует за свободу человеческой личности, он хотел бы слу­жить, но служить «делу, а не лицам».

«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы могли б принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты».

Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколь­ко то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества.

Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генера­лы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать чле­ном такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя.

Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественно­го конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя. Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

— Таков и Чацкий. Его решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего вре­мени, но и современник всех поколений.

И нельзя не удивиться мудрости Грибоедо­ва, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусо­ва, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядом не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее об­новления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров).

Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

На этой странице материал по темам:

  • сочинение чацкий -герой своего времени
  • чацкий эпиграф
  • отношение к народу и крепостному праву чацкого
  • эпиграф о чацком
  • сочинение чацкий герой своего времени

<\p>

http://iessay.ru/ru/writers/native/g/griboedov/sochineniya/gore-ot-uma/chackij-geroj-svoego-vremeni-po-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-uma Ссылка на основную публикацию

Комедия «Горе от ума» не только дает общую картину всей

русской жизни 10—20-х годов XIX века, но воспроизводит и извечную борьбу

старого и нового, которая с большой

силой развернулась в это время по всей России между двумя

лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом

старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции

«века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий — это

типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам,

общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого — человека с волевым характером,

цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было

неизбежно. Этот конфликт принимает постепенно все более ожесточенный характер и

осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его

настроенность против существующих устоев общества становятся все более резкой.

Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета

крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о

крепостниках и крепостном праве.

В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает

против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Он резко

высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского

века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и

«охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской

приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как

министрами, уходит со службы именно потому, что желал бы служить делу, а не

лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», —

говорит он. Чацкий защищает право служить просвещению, науке, литературе:

17

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенъя в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким

и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!..

Под этими «молодыми людьми» разумеются такие, как Чацкий,

двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоухов-ской — «химик и ботаник».

Если фамусовское общество расценивает человека по его

происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит

человека за его ум, образованность, духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света,

страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексев-на!». Чацкий

отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь

свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же

мнения чужие только святы?».

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против

лести, лицемерия, пустоты тех жизненных интересов, которыми живут

консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в

построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя —

это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По

мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше

окрашивается негодованием, едкой иронией.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала

событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного»

сатирического ее направления. И.А.

Гончаров писал, что в комедии «главная роль,

конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй,

картина нравов».

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во

весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями,

поднимающего бунт против реакционного общества в’защиту свободы, гуманности,

ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни,

воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на

человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за

идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников,

оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.