Проблемы поднятые в романе Война и мир
Роман-эпопея поднимает темы, актуальные во все времена. Люди привыкают к мирному времени. Всё идёт своим чередом: работа, семья, дом. Периодически что-то вклинивается в установленные планы, но только ненадолго меняет ход вещей. Проблема человечества в том, что оно не умеет быть благодарным за то, что имеет. Человек понимает цену, только когда теряет. Очень печальная закономерность. К сожалению, характерная для всех.
Лев Николаевич знакомит читателя с высшим обществом и их правилами. Они устраивают шикарные балы, обсуждают происходящие события. Одни приходят ради веселья, другие ради знакомства с нужными людьми. Люди начинаются задумываться о надвигающейся войне. Все начинают осознавать, что скоро начнутся бои. На нашу землю придёт великий полководец. Одна часть знати восхищается Наполеоном, а другая проклинает.
Война переворачивает мир обыкновенного человека. Теперь всё иначе. Обыденная и спокойная жизнь осталась в прошлом. Начались ожесточенные бои. Французы-завоеватели захватили много земель. Добрались до нашей. Однако, они не учли, что русские никогда не сдаются. Война затянулась, ожидания французов не оправдались. Всё пошло не по их плану.
Русские военнослужащие сражаются ни на жизнь, а на смерть. Даже сам Бонапарт хвалит русского князя Андрея Болконского, который лежал на траве со знаменем в руках. Французский полководец счёл его мёртвым.
Центральные проблемы произведения – это проблема войны и проблема мира. Война не щадит никого, диктует свои жестокие правила и заставляет всех подчиняться. У каждого военнослужащего свои ожидания от военных действий. Одни бойцы мечтают вернуть мир, сохранить жизнь близких людей и создать нормальные условия для их существования. Другие же мечтают о славе и наградах. Война ещё какой повод, чтобы похвастаться своими подвигами и легендами. Ведь в большинстве случаев сказанное невозможно проверить. Молодым людям очень нравится, когда ими восхищаются.
Андрей Болконский бредил славой. Он всё поставил на карту ради одной минуты славы. Его кумиром был Наполеон. Ранение при Аустерлице открыло глаза юноше. В тот момент он осознал, что слава ничего не значит. Минутный восторг и восхищение вскоре обернутся расплатой. Человек может потерять всё, а как жить дальше.
Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира
... - особенности проблемы жизни и смерти у представителей разных культур современного мира и их сравнение. Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий «жизнь», «смерть», «проблема жизни и смерти», во-вторых - в углублении в религиозный и философский ...
После случившегося похвала кумира для молодого человека ничего не значила. Андрей не слушал, что тот говорил. Слава потеряла для него всякий смысл. Он увидел бесконечное небо, которое превыше этой падшей земли.
Война заставляет людей провести переоценку ценностей. Увидеть важность мира. Понять его цену. Во время войны люди показывают своё истинное лицо без масок и напускных выражений. Одни проявляют свою доброту, другие жестокость.
Проблема любви и выбора остро отражается в великом романе. Истинная и неподдельная любовь отражена в отношениях Сони и Николая Ростовых. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств они не смогли быть вместе. Николай женился на Марии, а Соня так и осталась одна. Здесь скрывается ещё одна проблема – жертвенность во имя любви.
Другие сочинения: ← Семьи в произведении Анна Каренина↑ Толстой Л. Н.Герои произведения Детство →
Жизнь Андрея Болконского
Чем он занимается на протяжении романа?
Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?
Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой — Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.
Ростовы и Болконские
Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая нравственность и мораль, и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.
Жизнь Пьера Безухова
А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.
Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то — нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.
Курагины
А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.
«Война и мир» — проблемы романа. «Война и мир», Л. Н. Толстой
... опыт лжи и обмана. Красота и привлекательная внешность слишком обманчивы и непостоянны, чтобы подарить радость и гармонию. Она находит своё счастье в семейной жизни, в детях рядом с любимым мужем. Проблемы романа Война и мир Толстого (проблематика) Роман-эпопея ...
Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.
Проблематика отношений
Отнюдь не второстепенной является и проблема человеческих отношений и чувств: любовь, истинная и ложная, ревность, предательство, самопожертвование, зависть и злоба. Множество оттенков человеческих чувств и переживаний сплелись в сложнейшие сюжетные перипетии в романе. Людьми движет алчность, зависть, жажда денег и власти – это ярко показано на примере семьи Курагиных. Автор раскрывает “вечные ситуации”, пройдёт несколько столетий, но они будут также актуальны. Миром правят связи, знакомства, положение в обществе, ум и благородство – не всегда способны пробить себе дорогу.
Отношение хлестакова к другим действующим лицам – сочинение на тему
Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто имеет статус и прочное материальное положение безусловно, не обращая внимания на те пороки, которыми кишат души “избранных”. Внешность, красивая обёртка – служит залогом успеха, всеобщего признания (это прослеживается на примере Элен Курагиной).
Душевные качества неинтересны для толпы, восхищаются лишь тем, что снаружи – эта истина неизменна и сейчас.
Тема народа и личности
В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.
Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, — «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.
Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.
Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые «военные трутни», среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» — произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.
В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.
«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»
Л.Н. Толстой.
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.
Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр І»
... в будущее страны и народа. Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый» Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и ... юмористически, с легкой насмешкой. Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного ... он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди ...
Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои — люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого — то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.
От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.
У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни — литературному творчеству.
Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.
Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что — нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.
И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.
Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание — служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, — славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.
Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание — «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.
Гроза двенадцатого года» (по роману Толстого «Война и мир»)
... страдания Родины. И Наташа Ростова, и Марья Болконская, и Петя Ростов, и многие другие герои «Войны и мира» в годы Отечественной войны жили общей с народом жизнью, подчиняясь общей цели. Так в годину ... крестьян. Эти сцены встречаются в романе вплоть до оставления Москвы, после чего они переходят в сцены партизанского движения. Пожар и сдача Смоленска сливаются в романе с картиной разорения, гибели ...
Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.
Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.
Гуманизм — понятие огромное, всеобъемлющее. И все же, на мой взгляд, найти соответствующее русское слово не так уж и сложно. Человечность — вот что определяет его значение. Человечность должна воспитываться в нас с самого раннего детства, человечности учат нас многие мудрые книги. В их числе и роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Истинная гуманность автора проявляется во всем, а главное — в необыкновенном знании людей и их психологии. Толстой знает человека, кажется, полностью. Оттого и огромен размах проникновения автора в читательское сердце. Гуманизм в романе на многих уровнях: от размышлений об ужасе войны и до горячей линейки, которую Наташа приложила к своей руке. Ведь народ и личность в романе Толстого практически неразрывны: нет личности вне народа. Вот почему огромное внимание уделяет автор судьбе не только героев, но и всей России. Тем более, что речь идет о тяжелом военном времени.
В описании войны — наиболее яркие проявления толстовского гуманизма. Вспомним, чем была война для писателей-романтиков начала XIX века, хотя бы для Дениса Давыдова. И вдруг — совершенно иной взгляд. Толстой показывает самые страшные, самые омерзительные стороны войны. Не слава, не мужество и достоинство — кровь и слезы на первом плане у писателя. Он показывает перевязочный пункт и страдания людей. А Бородинскую битву — поворотную точку в ходе Отечественной войны 1812 года — мы видим глазами Пьера Безухова, — человека, ничего в войне не понимающего. И, смотря на происходящее с его точки зрения, еще отчетливее видим все ужасы войны.
Но не только военная тематика в романе «Война и мир» несет в себе человечность. Не меньше (а может быть, даже и больше) её — в отношении автора к героям. Читая роман, мы ясно чувствуем, кто из персонажей близок и дорог автору, а кто — нет. Наташа, Пьер и Андрей — пожалуй, самые любимые герои Толстого. Любит он и княжну Марью, и Николая Ростова, и старика Болконского — но не так сильно. По каким же критериям выделяет автор любимых героев?.. Человечность, гуманизм — вот что главное для него. И, конечно, простодушно-восторженная Наташа нам гораздо более симпатична, чем холодная Элен. Но почему же? Элен причиняет огромную боль и Пьеру, и другим. Но разве Наташа не причиняет такой же боли князю Андрею, его и своим родным?.. Тогда, казалось бы, какая между ними разница? Мучая других — часто сознательно! — Элен спокойна и горда собой. Угрызения совести, какие-либо сомнения ей неизвестны. А Наташа, сделав что-либо плохое, больше всех мучается от этого. И то, что ей стыдно, что ей больно — это поднимает и очищает её в наших глазах. Ведь Толстой отрицает права человека на ошибку, на неверный шаг. Напротив — он не любит тех своих героев, которые всегда и все делали идеально правильно. Он не любит холодную и непогрешимую Веру. Не любит он и Соню — такую верную в своей любви, но ни разу не ошибавшуюся. Порядочность, гуманность — не в том, чтобы не отступаться. Но переживать свои ошибки, свои проступки всей душой — в этом и есть проявление человечности, гуманизма.
Женские образы в романе Толстого «Война и Мир»
... план. 2. Женские образы в романе Толстого «Война и мир» -- известное во всем мире произведение Л. Толстого, в котором описан период сражений с наполеоновскими войсками. Особенная роль в это смутное время отведена женщинам. Наташа ? воплощение стойкости и человечности. ...
Конечно, это сочинение — лишь небольшая иллюстрация к роману Льва Николаевича. Всех примеров здесь не привести, да и цели-то такой нет. Роман «Война и мир» пронизан философией гуманизма весь, до основания. Что же более всего ценит автор?.. Жизнь. Жизнь, любые ее проявления — в суровости старого князя Болконского, в жизненных исканиях Пьера, в быстром взгляде Наташи… Жизнь и человечность — вот то, что определяет весь дух романа.
Читаемое в разделе:
- Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
- Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»
- «Разное счастье» героев «Войны и мира»
- Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
- Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
- Женские образы в романе «Война и мир»
- «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)
Ранее опубликованные в разделе:
- Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»
- Сочинение на тему: Любовь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Отъезд князя Андрея на войну. Анализ эпизода романа Толстого «Война и мир»
Новые материалы раздела:
- Сочинение на тему: Дуэль Пьера с Долоховым
- Сочинение на тему: Образ Наташи в романе «Война и мир»
- Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
- «Разное счастье» героев «Войны и мира»
- Женские образы в романе «Война и мир»