Толстой писал роман, ставший эпическим, почти семь лет. Изначально он собирался написать небольшую повесть, посвященную декабристам. Но работая над своим детищем, он постепенно собрал столько исторического материала, что почувствовал: в повесть не уложится. Ему пришлось расширить временные границы. Он хотел пояснить поведение и мысли своих героев, основываясь на события, которые на их поведение повлияли.
Так в итоге получился большой роман, характеризующий Россию, ее народ в достаточно большой временной промежуток.
Как и почему разделяются мнения о том, надо ли читать роман-эпопею Толстого?
Если внимательно просмотреть форумы на эту тему, можно заметить, что среди наиболее негативно настроенных к роману людей большинство составляют те школьники, которые книгу еще не прочли, и их родители, которые читали ее давно и вскользь, сейчас толком проблематику романа не помнят, а то и вовсе отделались кратким содержанием. Прочитавшие книгу чаще оставляют отзывы спокойные или положительные. Что же так пугает юных читателей и их родителей?
Пьер Безухов
, это становится для главного героя точкой нравственных изменений
Перед войной Безухов часто чувствовал свое одиночество. Пьер считал себя бесполезным и ненужным человеком. Его роль состояла лишь в обладании бесчисленными сокровищами, но ему они были безразличны. Однако на войне Безухов почувствовал себя частью чего-то большего. Удобство жизни и комфорт конкретного человека, как и непосредственно его жизнь, стали для него бессмыслицей. Сейчас он пытается заново приобрести для себя смысл.
Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)
... Маша Миронова была «просто и мило». Петр Гринев не сразу обратил внимание на девушку. Это говорит о том, что его привлекла не внешность Маши, а ее внутренние качества. Сочинение ... с Татьяной Лариной или Машей Троекуровой. ... таким поведением Маши. Смелость и решительность Маша ... роман различными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Но самыми яркими стали женские образы. Их в повести ...
В этом ему помог обычный мужик Платон Каратаев. Читателю немного повествуется о биографии этого персонажа, но он проявляет человеколюбие, спокойствие, мудрость, облегчающие переживания непредсказуемости и безнадежности сражения.
Писатель описывает прибытие Безухова к месту битвы. Отправившись из Можайска, он по дороге встречает большое количество повозок, загруженных ранеными солдатами. Ощущение безысходности, тревожности и страха висит в воздухе. Встреченный мужик спросил у Пьера, тут ли им погибать или под Москвой. Этот вопрос стал демонстрацией чувств, которые охватывали Безухова. Он также узнает, что на поле битвы собирают всех: обычных крестьян, солдат, генералов — не разбираясь, кто есть кто. Это указывает на то, что неприятеля нужно победить общей силой, «навалившись» всем народом.
Безухов удивлен непринужденности и легкости, с которой идут в битву эти солдаты. Они не переживают о том, что их скоро покалечат или они погибнут. Для них есть лишь миг настоящего. Обычные мужики шутят и спокойно разговаривают. Один из встреченных Безуховым крестьян даже не знал, как называется город, возле которого будет битва. Но Пьер увидел, что каждый находящийся тут ощущает торжественность предстоящего момента. Бородино показало важность веры, духовную непоколебимость русского народа: крестьяне и воины собрались для молебна, продолжая молиться даже не обратив внимания на подъехавшего Кутузова.
Почему не стоит читать «Войну и мир» и правы ли те, кто советует не читать
- Первое, что отпугивает потенциальных читателей — это, конечно, объем . 4 тома, в среднем около 300-350 страниц каждый. И для школьника это действительно не мало. Особенно если на лето кроме Толстого задали прочесть еще несколько книг. Для родителей это тоже большой объем, ведь зачастую приходится уговаривать, убеждать, а иной раз просто заставлять ребенка читать. И для любого человека в колесе повседневной спешки тоже многовато… Хотя… 1200 страниц = 20 страниц ежедневно в течение 2-х месяцев, так ли уж много? Особенно если сравнить с серией о Гарри Поттере из 7 толстых книг.
- Текст тяжело читается . Это правда. Обилие длинных, на 5-7 строк, предложений, насыщенных вводными фразами, и абзацы, величиной в полстраницы, делают роман сложным для восприятия. В настоящее время из огромной массы художественных текстов издатели предпочитают печатать те, что сочетают в себе легкий, «летящий перед глазами» текст с довольно высокой плотностью информации. Да, именно такой текст любят читатели. Скорее всего, сегодня Льва Николаевича отказались бы печатать или отправили роман на доработку.
В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо, в котором было: «Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
- Нудно! И это отчасти верно. Но только отчасти! В то время, когда жил и писал Толстой, тех СМИ, с которыми мы взаимодействуем по нескольку часов каждый день (интернет, телевидение, глянцевые журналы и т.п.), не было. Даже чтение книги с картинками являлось удовольствием для избранных и богатых. Отчасти поэтому многое приходилось описывать в мельчайших подробностях и делать отступления от развития сюжета. Современному человеку, живущему в насыщенном информационном потоке, такие описания не нужны, однако для человека любопытного эти отступления ценны тем, что позволяют увидеть и понять мировосприятие современника Толстого.
- Сложный сюжет и ничего не понятно . А вот это неправда. Сюжет книги довольно прост. Скорее всего это заблуждение произрастает из нежелания читать, большого количества сюжетных линий и обилия главных и второстепенных персонажей. Тут можно вспомнить «Песнь Льда и Огня» Дж. Р.Р. Мартина, вот уж где количество персонажей и сюжетных линий на единицу текста просто зашкаливает.
Я хочу стать учителем русского языка и литературы
... стать учителем литературы было очевидным. И вот я снова переступаю порог своей школы, но уже в новом качестве – учитель русского языка и литературы. ... Я вновь и вновь перечитывала труды великих педагогов В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, А.Макаренко, читала между строк, читала сердцем. Выписывала и с большим интересом изучала газету «Первое сентября», журналы «Русский язык в школе» и «Литература ...
Как правильно читать «Войну и мир»
Когда ученик, закончив 9-й класс, проглядывает список заданной на лето литературы, обычно его охватывает ужас. И это всего лишь из-за одного произведения — «Война и мир» Льва Толстого. Редкий школьник прочитает все четыре тома, а чаще всего не откроет и первого — объем романа-эпопеи отпугивает сразу. Как заинтересовать ребенка самым масштабным произведением в школьной программе, рассказывают писатель Дмитрий Быков, учитель литературы Ирина Михайлова и театральный режиссер Вячеслав Спесивцев.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Ирина Михайлова, учитель литературы в ГБОУ № 1494:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/voyna-i-mir-pismo-geroyu/
На первых уроках моя главная задача — отвлечь учеников от того, что роман большой по объему. Само изучение романа начинается с погружения: ученику необходимо понимать тему и содержание произведения. Я часто провожу бинарные уроки, когда вместе с литературой беру выдержки из истории, Мировой художественной культуры (МХК) и географии. На моем уроке обычно присутствует два преподавателя. Сначала я выступаю и объясняю, о чем мы будем говорить. После этого занятие продолжает учитель истории, освещая события 1805–1812 гг. Они видят карту, чтобы представить, где произошли события, описанные в романе. После этого снова вступаю я.
Все, что я рассказываю, касается времени написания «Войны и мира», тут уже я обращаюсь к истории
Такие разные семьи война и мир. семейные гнезда» в романе ...
... Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Цель : на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н. Толстого. Задачи: 1. Знать текст романа «Война и мир», ... «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях ...
Договориться с другим учителем обычно не составляет проблем. Мы всегда идем навстречу друг другу и делаем это с удовольствием. Даже если тема уже пройдена, это еще одна возможность для учителя вернуться к ней. Потому что вопросы, которые отчасти раскрываются на этих занятиях, поднимаются на экзамене по истории и обществознанию.
Кроме бинарных уроков я ввожу живопись и музыку, предваряя рассказ о романе. При помощи живописи дети могут увидеть одежду тех времен, архитектуру, самих людей. Когда мы говорим про бал Наташи Ростовой, я включаю музыку, чтобы они понимали, что было модно в те времена. Все это помогает создать в голове образ эпохи. Изучение же романа я начинаю не с первой главы, а с самых ярких сцен, которые присутствуют в произведении. После этого детям намного проще перейти к самому роману, заполнить пробелы в голове.
Не надо пытаться заставить их прочитать роман, потому что он по своему содержанию очень сложный. Его понимание приходит уже во взрослой жизни. Если же я буду их принуждать, то у них появляется отвращение к произведению, а мне бы не хотелось этого. Поэтому я должна заинтересовать, а сделать это можно только с помощью тайны. Приоткрыть завесу, заронить интерес в них и как будто оборвать на полпути. Чтобы потом они вернулись к нему снова. И тогда уже они его поймут. Но, главное, — избежать страха героев, анализа произведения, изучения содержания. Все это, как правило, помогает.
Вячеслав Спесивцев, руководитель молодежного театра В. Спесивцева, режиссер спектакля «Война и мир»:
У нас на «Войну и мир» очередь. Школы очень любят наш спектакль, а мы называем его «уроком». Урок литературы всегда состоит из трех составляющих: автор, учитель и ученик. Обычно принимают во внимание либо автора, либо учителя. Школьники остаются не у дел. Они слушают, что им говорит учитель, порой пересказывают хрестоматию. Мы же соединили все и сделали занятие, в котором дети участвуют наравне с нашими актерами.
Толстого физически тяжело прочитать с ритмом нашей жизни, поэтому мы постарались уместить в полтора часа суть романа. Наша задача — возбудить интерес школьника, чтобы он захотел читать какие-то основополагающие вещи. Сокращенный вариант не означает, что мы что-то важное упустили. Наоборот, это предполагает, что это упущение наверстают сами ученики и в итоге сложат свое мнение о том, что же такое «Война и мир».
Дмитрий Быков, писатель, журналист, преподаватель литературы:
Роман-эпопея «Война и мир» очень многое перенял у «Отверженных» Гюго. Та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии. При этом всем, в романе Толстого есть то, что представляется мне главным при разговоре об этом произведении. В нем есть невероятно жесткая структура. Если объяснить ее суть, то прочтение для детей становится намного более увлекательным и простым.
Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр І»
... нем силу, мужество, веру в будущее страны и народа. Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый» Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший ... Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, ...
В основе структуры схемы лежат вертикальные «планы» и горизонтальные «линии персонажей». Действие хорошей книги всегда происходит в двух «планах». Посредственной — в одном. Очень хорошей — в трех, как «Мастер и Маргарита», например. Действие «Войны и мира» же происходит в четырех «планах»:
1. Жизнь русского дворянства в 1805–1812 годов
2. Пласт «большой истории», на котором действуют Александр I, Кутузов, Наполеон
3. Народные сцены. Этот «план» впервые появляется в русской литературе и является ключевым для понимания романа
4. Метафизический уровень. Это, строго говоря, не религиозный «план». Это всем известный дуб, сны Пьера, частые упоминания звезд
Также в романе четыре главных линии (число 4 наряду с 7 для Толстого обладало магическими свойствами):
1. Линия Ростовых. Добрая, бесшабашная, плодородная, неправильно организованная русская семья, в которой всегда все есть и никогда ничего нет
2. Семья Болконских. Они олицетворяют государственное служение, рациональность. Там, где Ростовы — душа, Болконские — ум
3. Пьер Безухов. Такому человеку неоткуда взяться в то время, но Толстой захотел, чтобы такой человек в романе был. Пьер — достаточно полный автопортрет
4. Федор Долохов. Этот персонаж является ответом Толстого на вопрос «Что бывает со сверхчеловеком?»
Затем, благодаря схеме, можно легко наблюдать за развитием на разных планах этих персонажей. Если взять, например, Безухова и Долохова, то на историческом «плане» им явно соответствуют Кутузов и Наполеон. Добрый, широкий душой и телом человек, и грозный, суровый герой с комплексом сверхчеловека. Даже дуэль Пьера и Федора отражается в борьбе Кутузова с Наполеоном. Очень интересно, что Ростовых на государственном уровне никакого «двойника» нет, потому что русская государственность исключает из себя все доброе.
На метафизическом плане образы героев изображаются очень интересно, с помощью четырех главенствующих стихий: огонь, вода, земля и воздух. Стихия Пьера — вода, принимающая любую форму, меняющаяся, как и Безухов. С Долоховым и Наполеоном тоже все достаточно очевидно. Они олицетворяют собой огонь (сцены пожара Москвы, дымка Аустерлица и Бородина).
Ростовы — это стихия «творящей земли». Воздух же, который неразрывно связан у Толстого с умом, относится к Болконским.
Самое же интересное, что роман не о войне или истории, а о том, как надо жить и действовать в России. Не надо ничего бояться, ничего рассчитывать, любоваться собой. И вот в таком случае и у тебя все получится. В нашей стране побеждает самый жертвенный, самый свободный. Этот «закон» срабатывал всегда, сработает и в XXI веке, я уверен.
Полностью лекцию Дмитрия Быкова о романе «Война и мир» смотрите здесь.
Роман Льва Толстого, который во всем мире знают под названием «Война и мир», изначально задумывался как история о декабристе, вернувшемся в 1856 году после ссылки. Однако он так и не вышел в свет из-за того, что Толстой несколько раз менял свои взгляды на произведение. От середины XIX века он перешел к восстанию на Сенатской площади, но потом снова передумал и решил показать молодость своего героя в 1805–1812 годах. Все эти изменения легко прослеживаются по архиву писателя, в котором сохранилось более 5200 страниц. В самом начале работы писатель понял, что не сможет уложиться в привычные рамки романа, поэтому обратился к новому для России жанру литературы — роману-эпопее. Написание романа заняло семь лет.
Художественные особенности романа «Война и мир. Толстой Л.Н. ...
... их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого. Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент ... процессов (напр., сны Пьера). Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый ...
Почему стоит прочесть «Войну и мир» и правы ли те, кто советует прочесть
- Это интересная книга . Довольно много читателей и критиков придерживаются этого мнения. Все персонажи романа созданы рукой настоящего мастера и знатока человеческих душ, а это значит, что тревоги и перипетии, трагедии и моменты окрыляющего счастья читатель переживает вместе с героем, ведь читательский интерес измеряется амплитудой эмоционального всплеска со знаком «+». И все же интересно или нет – это мнение субъективное. Любителю остросюжетной фантастики будущего «Война и мир», скорее всего, не понравится.
- Это исторически достоверное произведение и из него можно познакомиться с эпохой войн против Наполеона в 1805-1812 годах и с русским обществом того времени. Автор виртуозно описал разные слои русского общества, настроения, царящие в головах у людей того времени. Так виртуозно, что погружение «5D» в минувшую эпоху читателю обеспечено.
- Текст хоть и сложен, но красив и изобилует яркими образами . И это правда. Любителей Толстого заставляют умолкать и отводить глаза только куски текста на французском. Написаны они не слишком грамотно и не слишком профессионально. Французские издатели до сих пор ломают голову и спорят: стоит ли печать великого Льва Николаевича без коррекции.
- В «Войне и мире» Толстой обозначает и раскрывает важные для любой эпохи и для каждого человека проблемы нравственности, долга, чести, патриотизма, обретения душевного счастья. Совершенно верно. Ни один человек, прочитавший этот роман, не избегнет задуматься о каждом из перечисленных понятий, поэтому это произведение так прочно укоренилось в школьной программе, которая создана, чтобы учить подрастающее поколение разумному, доброму, вечному.
Цитаты второстепенных персонажей
Второстепенных персонажей в романе еще больше, чем основных. И среди второстепенных есть исторические личности, в уста которых автор вкладывает глубокие мысли.
«Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время». Кутузов.
- Высказывается полководец, принимая решение о том, как поступить, чтобы выиграть войну.
«Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин». Василий Курагин.
- Высказывается относительно женщин старый князь, размышляя о порядочности и уме прекрасных дам.
«Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы». Анна Дружеская.
Любовь в жизни андрея болконского
... воли. Любовь в жизни героев романа Андрей Болконский Тернистый путь пришлось пройти Андрею, прежде чем он нашел себя, свое предназначение в жизни. Семейная жизнь с Лизой не принесла семейного счастья. Образ жизни, который ... княжна Марья Болконская . Она живет в бессознательном ожидании любви и семейного счастья. И тем, и другим автор наделяет своих героинь за духовную красоту. Что же такое любовь в ...
- Женщина дает советы другим.
«Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна». Марья Болконская.
«Человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга». Марья Болконская.
- Набожная девушка помогает всем богомольцам, старается помогать вернуть душевное равновесие людям.
Марья все же уважает их, «этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю».
«Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях». Марья Болконская.
- Девушка, знавшая Пьера с детских лет, считает его чудесным человеком, достойным простого счастья.
«Очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином». Билибин .
- Критикует он тех, кто рассуждает о войне и сражениях, судит правильно или неправильно поступает полководец, а сам сидит дома и ни разу не сидел в окопах.
Андрей Болконский
Много командиров и солдат пали в сражении, одних взяли в плен, других покалечили, смертельное ранение было и у князя Болконского. Он перед боем чувствовал непонятное раздражение, тревогу и беспорядочность мыслей. Такое состояние являлось нехарактерным для него. Перед глазами Болконского пролетают все основные события, которые произошли в его жизни: патриотизм, любовь, боль, измена. Но князь убежден в благоприятном для русских войск исходе сражения. Андрей убеждает Безухова, что война будет выиграна, что бы ни произошло.
Князь видит, что бойцы готовы идти на смерть, осознавая сложность сложившейся ситуации:
- солдаты офицера Тимохина не пьют самогон, как обычно перед битвой;
- крестьяне надели чистые белые рубахи.
Для Болконского Бородинская битва стала завершающим этапом его духовных поисков: умирая на коленях своей любимой Наташи Ростовой, Андрей начинает думать не о высоком, недостижимом и холодном небе Бородино. В его мыслях зеленая трава, которой он, вероятно, скоро станет.
Глава со смертью князя может удивить читателя, поскольку его гибель является совершенно бессмысленной. Это не героический подвиг, как при Шенграбене или Аустерлице. Болконскому крикнули: «Ложись!». Но князь дворянского происхождения, ему не положено ложиться. Лечь означало утратить доблесть. Он умер, пытаясь отстоять идеалы, именно так, как воспитывал его отец.
«Счастливые и горькие моменты в жизни Андрея Болконского» 10 класс
... жизни других людей. Горько разочарованный в светском обществе, Болконский уезжает в армию, чтобы на полях сражений применить свои силы на благо Отечества. Готовясь к Аустерлицкому сражению, князь Андрей ... полезные для людей дела делали князя по - настоящему счастливым. Окончательно пробудила его к счастливой жизни встреча с Наташей Ростовой . Эта юная девочка вызвала в нём « беспричинное весеннее ...