Одно из самых знаменитых своих стихотворений “Родина” Лермонтов написал в 1841 году. Это стихотворение получило широкую известность и любовь читателей за истинный, глубокий патриотизм, воспевающий Великую Родину. Поэт будто бы обнажает перед нами её истинную тонкую душу и без страха, открыто говорит как о её достоинствах, так и о недостатках. И именно недостатки в глазах автора становятся истинными причинами, по которым эта страна так близка ему. В этом стихотворении мы видим Россию грустной, депрессивной, и именно это состояние совпадает с настроением лирического героя в момент написания произведения.
Лермонтов видит грустную Россию, печальную Россию. Стихотворение наполнено воздушными и таинственными образами, пропущенными через призму личных ощущений. Эпитеты, которые использует автор, рисуют для нас образ необъяснимый, труднопонимаемый, но в то же самое время прекрасный и чувственный. Довольно интересно сравнение Пушкинского и Лермонтовского стихотворений о Родине. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Оба сделали громадный вклад в русскую литературу и погибли в расцвете сил. Но Пушкин представляет Родину ярко, празднично. Поэт использует народные образы гуляний, веселья, душевности, широкой души простых людей. Для него Россия — в первую очередь это дом, мать, деревня, няня. Хотя, Пушкин тоже далёк от идеализации и видит недостатки, говорит о них, но не акцентирует на этом внимание. Родина у него яркая и красивая, а незначительные изъяны лишь украшают её.
А вот в лермонтовском варианте мы видим картину противоположную, почти полный антипод тому, что написал Пушкин. Перед нами предстает образ большой матери с огромными изъянами, но лирический герой всё равно, как любящий сын, не в силах оставить её и вынужден жить, принимая её убожество. Он пытается лечить её критикой в адрес недостатков.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
Теперь подробнее обсудим цвета в этом стихотворении. В первую очередь, мы видим много тёмных тонов. Тьма и сумерки окутывают почти каждый образ, им на смену иногда приходит темно-синий и темно-зеленый, которые воплощают море, реку и лес. Лишь изредка встречаются жёлтая нива, окна изб в ночи или то же спаленная жнива, благодаря которым мы видим нечто похожее на свет в кромешной темноте. Есть в стихотворении и белый цвет, он присутствует лишь небольшими вкраплениями в образах берёз и других небольших деталей. Белый появляется только как отражение света, наподобие жёлтого, освещая темноту и давая слабую надежду на лучшее.
Емельян пугачев в повести капитанская дочка пушкина (образ, внешность ...
... Емельян Пугачёв и его образ не мог не заинтересовать русских писателей, художников, историков. Видео (работа Пушкина над образом Пугачева) ... России. Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт – историк. Для Пушкина ... Пугачева – в «Капитанской дочке»; война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, ... завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое ...
Очень сильно читатель чувствует мелодичность произведения. Именно поэтому стихотворение легко выучить наизусть. Лермонтов — настоящий мастер, который виртуозно использует перекрестную рифму, строчки будто бы плавно перетекают одна в другую.
Также в стихотворении присутствует ассонанс, что придает некоторую мелодичность. За счёт звучной буквы “о” мы будто бы слышим пение народного русского хора, но пение не величественно, а наоборот — печально, тяжело, напоминает мольбу о помощи, стон. Боль за судьбу Отечества звучит здесь в каждой строчке.
В “Родине” есть и насущный политический подтекст. Строчка «полный гордого доверия покой» — прямая отсылка к манифестам Николая Второго, который превознес покой до небес и сделал его своей основной стратегией правления. «Слава, добытая кровью» — также отсылка к совести русских правителей, известных своими сделками на души русских солдат, продаваемые за границу, будто пушечное мясо.
Можно ли любить такую Родину? Об этом и думает автор в этом произведении. И, пожалуй, он находит ответ — да, можно, — душой, чувствами, эмоциями. Бесполезно объяснять такую любовь разумом, видимо в этом и есть настоящий русский патриотизм.
У Лермонтова нет пафосного восхваления России, как в иных одах. Он видит реальную страну, с реальными проблемами и недостатками, поэтому читать его стихотворение одновременно и грустно, и тепло. Автор попытался найти то, за что любят Родину по-настоящему, без всяких причин. И мне кажется, любовь эта кроется в искренности и прямоте, честности и открытости настоящих, простых людей.