Филологические науки / 1.Методика преподавания русского языка в школе, Казахский национальный университет имени Абая, Республика Казахстан
Тнымбаева Санимкуль Темирхановна.
Направления научной мысли28.12.201430 декабря 2014 г — 07 января 2015 г. Великобритания
Как отличать и написать сочинение- рассуждение ?
Рассуждения есть трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. 1. Рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы. Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения. Рассуждение-доказательство(почему?) 2. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса. Рассуждение-объяснение (что это такое?).
Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение/ 1/.
Например, чтобы написать сочинение-рассуждение необходимо составить план .
План сочинения-рассуждения
1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом. 2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему.3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст? 4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).
Теперь можно поработать с текстом
– Необходимо , вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея – основная мысль текста) . Теперь представим текст В.Чивилихина и определим тему текста. (Этот текст – об удивительных свойствах воды).
Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка
... Ивановна закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. Коган) Прочитайте стихотворение ...
Автор текста рассказывает нам о…
…Тема, к которой обращается автор текста…
Этот текст об …
Какова проблематика текста?, Клише, которые нужно использовать при написании сочинение-рассуждение:
На эти вопросы отвечает автор текста.
Автор предлагает читателю задуматься над такими вопросами…
Какова цель автора текста?
физико-химические свойства, молекулярные законы, аморфный;
Тип речи – рассуждение – обеспечивает логичность текста…
- .. – вот утверждение, которое автор хочет доказать.
…Этот тезис содержится в первых предложениях текста.
(…Земля не вырвалась бы из ледяного плена)
Клише, помогающие учащимся сформулировать идею текста:
Главная мысль текста такова:
…– вот идея текста.
Автор находит замечательным то …
Поразительное свойство воды – это ее способность …
С помощью метафоры ( … ) автор убеждает читателя в том…
- Каково ваше отношение к позиции автора?
Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний. Можно предложить учащимся клише, которые помогут корректно сформулировать собственное мнение:
Автор прав в том, что … однако трудно согласиться с тем, что …
Можно поддержать автора в том, что…
содержит вывод
Автор используют метафору …Земля не вырвалась бы из ледяного плена , чтобы убедить читателей, научную терминологию (показать свойства воды), автор сумел доказать способность воды тяжелеть при четырехградусной температуре (простыми примерами из жизни).
Сказочное свойство воды! Использует близкие слова для детей, чтобы заинтересовать их. Этот текст написан научно-популярным стилем. Истинное чудо земной природы! При написании сочинение -рассуждение используется клише, дополняется информация , применение метафор, эпитет — все эти средства делают текст содержательным , выразительным, раскрывают тезис ( выражая способность воды).
При составлении плана и использовании клише , анализе текста, видно, что облегчается написание сочинения-рассуждения. Из этого следует , что анализ текста способствуют написанию сочинений и также приводит к быстрому изложению текста как письменно так и устно.
Литература :
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/voobsche-to-voda-istinnoe-chudo-zemnoy-prirodyi/
.