(По повестям О. Бальзака «Гобсек» и «Евгения Гранде»)
Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.
Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака — «Гобсек» и «Евгения Гранде». Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — настоящая кладовая жизненного опыта.
Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала. Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека.
Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она — его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.
Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему. Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек.
Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака
... Бальзака Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Шуаны, или Бретань в 1799 году» - первое произведение Бальзака, ... теряет в эти дни большого человека». 18 августа Оноре де Бальзака не стало, он похоронен на кладбище Пер-Лашез. ... пишет семь книг, среди них «Семейный мир», «Гобсек», привлёкших широкое внимание читателя и критики. В ...
Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене.
Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде — коренастый «добряк» с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра.
Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения.
Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vlast-deneg-nad-chelovekomgobsek/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Гюстав Флобер (1821-1880) Великий французский романист — «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (1857), «Саламбо» (1862), «Воспитание чувств» (1869 …
Евгения Гранде — дочь Феликса Гранде . Своих родных — жену и единственную дочь — Г. держит в черном теле, деспотически диктует им правила жизни в своем доме; чем старше он становится, тем сильнее делается его скупость … |
Раздел:
Тип: контрольная работа |
Все сочинения по литературе за 9 класс Коллектив Авторов Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по …
Жена умерла , старшая дочь убежала с кавалерийским офицером, вторая дочь умерла , сын, служа в полку, проигрался в карты. Этому обществу настолько чужд самостоятельный мыслительный процесс, что человек может умереть от мысли — так на прокурора подействовали слухи о Чичикове, что он, пришедши домой … |
Раздел:
Тип: книга |
Д. В. Затонский Оноре де Бальзак (наст. фамилия — Бальса, 1799-1850) начал писать немногим позже Стендаля. Ему не довелось сопровождать наполеоновскую …
Оноре де Бальзак (наст. фамилия — Бальса, 1799-1850) начал писать немногим позже Стендаля. То, что происходит в » Евгении Гранде «, по словам самого Бальзака , — «буржуазная трагедия без яда, без кинжала, без пролития крови, для действующих лиц более жестокая, чем все драмы … Таковы, в первую очередь, » Евгения Гранде » и «Гобсек » (хотя последний рассказ и разжижен несколько сентенциями повествователя Дервиля и замечаниями его слушателей), а в какой-то … |
Раздел:
Тип: реферат |
Содержание Введение Глава 1. Биография Бальзака . Анализ его произведений Глава 2. Специфика художественной типизации персонажей Бальзака Глава 3 …
|
Раздел:
Тип: реферат |
Зарубежная литература Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот …
Это «Дом кошки, играющей в мяч» (1830), » Гобсек » (1830), «Шагреневая кожа» (1830), «Евгения Гранде » (1833) и, наконец, «Отец Горио» (1834).
А далее Бальзак переносит конфликт во внутренний мир героя, и даже не одного Рафаэля, но в равной мере и многих других его ровесников, потому что и Растиньяк, и Люсьен Шардон, и … |
Раздел:
Тип: шпаргалка |