Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные «вопреки всем правилам драматического искусства», они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы человечества: о месте человека в мире, его умении распоряжаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сословия России ощущали невозможность длительного продол-жения прежней жизни, поскольку дворянство изживало себя, появлялся новый класс — буржуазия.
И этим пониманием неумолимо бегущего времени наполнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: …Который час?» Но у всех героев этой лирической комедии разные отношения со временем.
В «Вишневом саде» с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все имение пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.
Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом — это олицетворение молодости, всего значительного, что было в их жизни: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»— говорит Раневская.
С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стараются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность разорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.
Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов применяет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении — бал. Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: «И нты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати». И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траурные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: «Продано ли сегодня имение, или не продано — не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…»
Образ Ани Раневской в пьесе Вишнёвый сад и ее характеристика
... который вынужден повзрослеть. На образе Ани можно проследить, как меняется образ и символика вишневого сада в пьесе. Аня — младшая дочь Раневской. Она наивна и ... в своём произведении “Вишневый сад”. Сочинение про Аню Раневскую Аня Раневская выступает в роли второстепенного персонажа в пьесе Антона Павловича Чехова под названием "Вишнёвый сад", однако, автор достаточно подробно раскрыл образ ...
Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца — бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смотрит на часы. Именно он — деятельный, активный — придумывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневской и Гаевым, потому что для них сад — это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком практичен, вишневый сад для него — всего лишь земля, которую можно продать или купить. Наверное поэтому, несмотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином времени, он не может разобраться со своей любовью к Варе.
Текучесть времени постоянно присутствует и при описании образов других персонажей: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?…Постарел и ты, Леонид». Шарлотта вообще кажется потерявшейся во времени: «… я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая…»
Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы — Петя Трофимов и Аня. Они стремятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утверждают, что «вся Россия — наш сад», однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглашаются с настоящим. Они не понимают непрерывности, преемственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвозвратно прошедшим.
Создавая свое удивительное драматическое произведение «Вишневый сад», Чехов был смертельно болен и хорошо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно поэтому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время уходит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчаяния. Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!
Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.
Жизнь и сад в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»
... к жизни». И я абсолютно согласна со словами писателя. Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, ... Незаметно Чехов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем страны. На смену былым буржуа приходят простые крестьяне, некоторые из которых разбогатев, стали купцами. Одним ...
Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное — у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности — будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже — будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши — беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.
Связь времен сегодня
Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия — наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова
... человек, не привязанный ни к кому и ничему. В пьесе все герои прошлого, настоящего и будущего сошлись в одном месте. «Вишневый сад» заставляет задуматься, что держит всех ... сочинения по пьесе «Вишневый сад»: Герои будущего , . В его образе автор рисует такие черты, как: патриотизм; смелость; трудолюбие; стремление к лучшему и преданность общественному делу; принципиальность. Но при этом Петя ...