Обучение творческому рассказыванию

Обучение творческому рассказыванию

«Творческое рассказывание»

Подготовила: воспитатель Смирнова Екатерина Андреевна

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей. Именно в этом возрасте возникают все виды художественной деятельности, появляются первые их оценки, предпринимаются первые попытки самостоятельного сочинения. Словесное творчество детей требует от ребенка активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

низкий уровень творческого рассказывания у детей дошкольного возраста.

маловыразительны в языковом оформлении, характеризуются подражательностью и заимствованием сюжетов ранее прочитанных художественных произведений, просмотренных мультипликационных фильмов или даже сюжетов компьютерных игр.

В качестве причин неудачных творческих рассказов современных старших дошкольников могут быть выделены следующие: фрагментарность и недостаточность знаний о событиях окружающей жизни, бедность замыслов, неразвитость воображения, невнимательность, недостаточная сформированность представлений о структуре рассказа, бедность словаря, низкий уровень развития связной речи.

Для обеспечения речевой самостоятельности творческое рассказывание имеет важное практическое значение. Поэтому необходимо поощрять самостоятельное сочинение детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов и т. д.

Общепризнанно, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет успешным, если педагог максимально использует наиболее эффективные методы и приемы, если осуществляется отслеживание достигнутых результатов с тем, чтобы способствовать их дальнейшему развитию.

В опросом словесного творчества занимались и продолжают заниматься ряд ученых: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, Н. А. Орланова, О. С. Ушакова, Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, Л. М. Гурович,

5 стр., 2442 слов

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности в художественном ...

... и аппликации — по 14 человек (87,5%). Отобразим уровни владения различными видами изобразительной деятельности в виде таблицы и диаграммы. Уровень Рисование ... деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста. Детское творчество учит ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. ...

О. В. Акулова, А. Е. Шибицкая, Н. В. Ветлугина., Н. В. Ветлугина выделяет три этапа., На первом этапе, Второй этап, Третий (завершающий) этап

Изучение этих особенностей формирования детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, благоприятствующие творчеству. Их можно разделить на стимулирующие и побуждающие условия. К стимулирующим условиям относятся:

1. Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении.

2. Личность педагога.

3. Развитие воображения

4. Развитие наблюдательности.

5. Воспитание трудолюбия.

6. Обучение на занятиях., К побуждающим условиям

1. Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

2. Развитие поэтического слуха., . Влияние фольклора.

4. Взаимодействие разных видов художественной деятельности.

Одним из видов детского сочинительства, как уже подчеркивалось, является творческое рассказывание.

творческим рассказыванием

Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой» и на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай».

Алексеева М. М. условно выделила следующие виды творческих рассказов: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений. Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

17 стр., 8167 слов

Маруся в рассказе “дети подземелья” короленко: образ и характеристика, ...

... в числе первых на доске почета Вася в рассказе Дети подземелья Короленко образ и характеристика Главный герой в рассказе В.Г.Короленко “Дети ... в очередной раз доказал его отношение к друзьям с хорошей стороны. Сочинение ... щедрый. Валеку и Марусе он дал яблок, которые нарвал в саду. Для друзей ... В нем видели много положительных черт другие персонажи из произведения, не смотря на то, что о нем говорят. В ...

В подготовительной к школе группе, В учебном пособии Стародубовой выделяются следующие виды творческих сочинений.

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель.

Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель, начиная рассказ, определяет героев, придумывает завязку, а дети продолжают и заканчивают его.

2. Придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя.

Например:

Дети, сегодня вы будете учиться придумывать рассказ про ежика, его приключения. Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес. и придумайте, что с ним произошло.

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем

(без плана).

Выполняя это задание, ребенок выступает как автор. Он сам выбирает содержание рассказ и его форму.

Например:

Дети, сегодня вы будем придумывать рассказ про Сережу и его щенка. Рассказ назовем так: Сережа вывел на прогулку своего щенка. Начинайте. Подумайте, с чего вы начнете, о чем расскажете в середине рассказа и как закончите.

4. Придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания. Его можно использовать лишь в том случае, если у детей уже сформировались умения строить повествовательный текст, давать ему заглавие, а также умения, способствующие возникновению творческого замысла и его реализации.

5. Придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу.

Придумывание рассказов по литературному образцу может выполняться в двух вариантах: когда сохраняется содержание, а заменяются лишь герои; и в более трудном, когда сохраняются герои, а заменяется содержание.

Воспитателю нужно быть внимательным слушателем, который подмечает все особенности ответов детей, чтобы предметно провести анализ и оценку рассказов. Он должен избегать поверхностных оценок. Наиболее обстоятельно и развернуто следует анализировать первые рассказы, так как следующие рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием.

При оценке очередного рассказа необходимо останавливаться лишь на чем-то новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущим сочинением.

Педагогу необходимо записывать детские сочинения и составлять из них альбомы, которые ребята могут дополнить своими рисунками. Дошкольники любят рассматривать альбомы и с удовольствием по многу раз слушают сочинения.