Виды творческих работ на уpoкax pyccкoгo языка и методика их проведения ( и изложение)

Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Обучение в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте как основе письменной речи, для обогащения лексического и грамматического строя речи, для ее стилистической дифференциации. Между тем проблемы речевого развития младших школьников возникают и сейчас, но уже на новом качественном уровне.

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, описание, рассуждение, чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или по наблюдению, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все это получают дети только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.

Творческие работы готовят учащихся излагать свои мысли в письменной форме. В своей работе мы остановимся подробнее на сочинениях и изложениях.

Сочинения — это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения — накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста, приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.

25 стр., 12087 слов

Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

... поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие звуковой культуры речи и её значение для развития ребёнка. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста. Оформить рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Определить взаимодействие в работе всех ...

Изложение — это воспроизводство текста в письменной форме. Поэтому общее положение о воспроизводстве текстов применимы к изложению.

Объектом исследования является связная речь младших школьников.

Предметом исследования является организация работы над сочинением и изложением.

Целью данной работы является исследование методики обучения связной речи в начальных классах, системы работы над сочинением и изложением.

Гипотеза исследования основана на предположении, что использование эффективных методов и приёмов работы, творческой литературной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует формированию связной литературной речи, обогащению словарного запаса.

Задачами работы являются:

  • раскрыть основные виды связной речи;
  • рассмотреть методику работы над сочинением и изложением;
  • обобщить опыт работы по данной теме;
  • исследовать эффективность методов и приёмов подготовки учащихся к написанию сочинения и изложения.

На теоретическом уровне в данной выпускной квалификационной работе применялись также методы исследования, как:

  • метод теоретического анализа;
  • синтеза;
  • обобщения;
  • конкретизации;
  • метод сходства и различия;
  • соединённый метод сходства и различия;
  • на эмпирическом уровне в данной выпускной квалификационной работе применялись такие методы как:

1) метод анализа творческих работ учащихся;

2) метод анализа продуктов деятельности учащихся.

Научная новизна:

  • раскрыты основные виды связной речи;
  • рассмотрена методика работы над сочинением и изложением;
  • обобщен опыт работы по данной теме;
  • исследована эффективность методов и приёмов подготовки учащихся к написанию сочинения и изложения.

Содержание работы: во введении определена актуальность и цель исследования, выявлены гипотеза исследования и научная новизна, определены объект и предмет исследования, поставлены и решены задачи исследования.

В первой главе определены условия и виды связной речи учащихся начальных классов.

Во второй главе разработана методика работы над сочинениями и изложениями.

В экспериментальной части дана система упражнений на примере написания изложения и сочинения.

В заключении изложены выводы исследования.

сочинение изложение речь связный

ГЛАВА I. РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Условия возникновения и развития речи; требования к связной речи

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).

3 стр., 1142 слов

Из опыта работы по подготовке учащихся к допускному сочинению

... работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения и представлена схема работы над темой: «Человек-царь природы?» Ключевые слова: В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы ...

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей [15, с. 83].

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания её действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека: младенческий возраст — до 1 года — гуление, лепет; ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная; дошкольный возраст — от 3 до 6 лет — появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи; младший школьный возраст — от 6 до 10 лет — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога; средний школьный возраст — от 10 до 15 лет — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи; старший школьный возраст — от 15 до 17 лет — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного развития связной речи — это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.

«При передаче сообщения вводится два вида информации — а) о предмете и явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится… Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь» [12, с. 64].

13 стр., 6196 слов

Исследовательский проект «Книги в нашей жизни» (английский ...

... языке. 6 Библиография [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/tvorcheskaya/my-favourite-invention/ Журина Т.Ю. «55 устных тем по английскому языку» ... языке; - учащиеся научатся выражать мысли на английском языке; - учащиеся приобретут навыки исследования, научатся работать со справочной литературой и словарями. -увеличится количество учащихся, посещающих библиотеку. Перспективы развития: ...

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой — создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен освоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма — важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

В-третьих — это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой «материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи [30, с. 261].

Приходится осознать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой ребенок растет, еще не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.

Казалось бы, молодые люди, проучившиеся в средней школе десять лет, должны были бы хорошо владеть богатствами русского языка. Но на самом деле их речь нередко бывает бедна, однообразна и невыразительна, а подчас и неправильна с точка зрения литературной нормы.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка, с необходимостью совершенствовать речь.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передаёт тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

5 стр., 2490 слов

Как способ развития речи на х русского языка и специфика сочинений

... создавать её» На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также ... И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения". Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не ...

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчёт и т.п., а в условиях школы — развёрнутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т.п. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка), и даже отдельное слово.

Развитая речь — это содержательная, связная и правильная речь, это умение грамотно излагать получаемые знания и выражать свои мысли.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Итак, речь детей, как устная, так и письменная, должна удовлетворять известным требованиям. Перечислим основные требования.

Первое требование — это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач, пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность) [30, с. 74].

В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми. Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения (например, одна из распространенных тем дореволюционной начальной школы «Лень — мать всех пороков») могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Вторым требованием к речи является присутствие логики речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование — богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

3 стр., 1063 слов

Урок развития речи сочинение начальная школа

... речь. Традиционно изложение в начальной школе пишут: сжатые, полные или выборочные. Для обучающихся писать изложение в начальной школе гораздо легче чем, написать сочинение. ... Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи обучающихся, осмысливают в их глазах ... уроку проведения сочинения предшествует подготовительная работа: игра «На что похоже?», подбор точных слов для ...

Пятое требование — ясность речи, т. е. её доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации и цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), т. е. ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, слов — «паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр. [1, с. 14].

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) — ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи — обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

1.2 Виды связной речи

Речь — это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика у стола учителя в классе, и научный труд, и телеграмма. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Следовательно, и руководство развитием речи не может быть всегда одним и тем же. Необходимо знать особенности каждого вида речи.

Речь бывает внешняя и внутренняя; внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную).

Выделяют также речь диалогическую и монологическую.

Внутренняя речь — это речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.

Как строится внутренняя речь, можно проследить на себе самом, но нелегко проникнуть в мир внутренней речи учащихся.

Для решения языковых задач школа использует и внутреннюю речь. Детей приучают подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, т. е. в уме. В этом случае и внутренняя речь становится более полной и четкой. Школьник мысленно составляет предложение, даже проговаривает его, а затем произносит или записывает.

Детям дается задание подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи детей, совершенствует речевые умения и навыки.

2 стр., 939 слов

Выразительность речи сочинение рассуждение

... лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, ... где учат по скверным рецептам писать сочинения, повторять заученные фразы, отвечать по учебнику… Язык любого сочинения может стать выразительным и эмоциональным лишь ...

Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению, изложению или к записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложения и целые фрагменты текста первоначально в уме, т. е. на уровне внутренней речи. При таком условии, во-первых, предупреждаются ошибки в построении речи, во-вторых, вырабатывается умение усложнять текст: синтез речи осуществляется на несколько слов впереди письма. Важно, чтобы учащийся, начиная писать предложение, в уме подготовил его целиком и знал, как его закончит [25, с. 118].

В развитии устной речи такая внутренняя подготовка предстоящих высказываний является временной, учебной мерой. Человек, который умеет свободно выражать мысли, минует ступень внутренней подготовки высказывания, вернее, максимально сокращает ее.

Что же касается речи письменной, то даже опытные люди, часто и много пишущие, предварительно обдумывают то, что пишут, не только со стороны содержания, но и с точки зрения языка (обычно это обдумывание не требует дополнительного времени и осуществляется в процессе записи предыдущих слов и предложений, этому помогает автоматизированный навык письма, освобождающий сознание от такой работы, как запись, начертание букв, соблюдение строки и полей, как орфография, а отчасти и выбор слов, и даже грамматическое оформление текста).

Если внутренняя речь — это речь для себя, то внешняя речь — для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.

Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно несложен.

В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития учащихся.

В школе применяется искусственная форма диалога — беседа. Обычно это диалог между учителем и учениками. В отличие от «стихийного» диалога здесь, как правило, употребляются полные предложения. Беседа — это обучение правильному построению предложений, высказываний, приобщение детей к литературной речи в диалоге.

К сожалению, школа мало работает над развитием диалогов между учениками. Такие диалоги, конечно, происходят, но без руководства со стороны учителя. Не потому ли наши школьники не умеют спорить, участвовать в обсуждениях.

В начальных классах существенное значение имеет речевая активность детей. Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос учителя. Это опасное явление, с ним нужно бороться с первых дней в школе. Если учитель в I классе добьется, чтобы каждый школьник говорил смело, громко, отчетливо, то в дальнейшем развитие речи детей пойдет успешнее. Вот почему в I классе так много внимания уделяется произносительной стороне речевого развития: артикулированию звуков, логопедической работе, скороговоркам, декламациям, распевкам, хоровому чтению и т. п. [22, с. 119].

14 стр., 6600 слов

Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее. Сочинения по ...

... к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова. подумать стало труднее, великий человек более нелепо широко ныне распространившееся толкование (“подумать стало труднее” Учащимся бывает трудно ... сочинения. Заключение к сочинению., Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория, В сочинении сочинения - рассуждения Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст ...

Диалогическая речь всегда поддерживается репликами или вопросами собеседников, всей ситуацией. Это облегчает диалог. В этом смысле значительно труднее разбивается монологическая речь, т. е. речь одного человека, — рассказ, сообщение, пересказ, выступление на собрании, сочинение и т. п. Эти виды монолога, устного и письменного, находятся в центре внимания школы.

В отличие от диалога монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Так, рассказ по наблюдениям (сообщение) подготавливается учеником иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план (письменно или устно), готовит отдельные фрагменты и средства языка. В монологе необходима отработка внутренних связей, композиции.

В сущности, и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений — все это служит подготовкой к самостоятельному связному рассказу, т. е. к монологу, к оформлению каких-то тем в монологе.

Именно в монологической речи обнаруживаются жанровые различия (описание, повествование и пр.), стилистические особенности (речь деловая и речь эмоционально-образная).

В отличие от диалога монолог, как правило, обращен не к одному человеку, а ко многим. Следовательно, автор так должен его составить, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю. Отсюда вытекают высокие требования к монологической речи.

Нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, сочинений. Так, способствуют этому сборники письменных сочинений, газеты в классе, журналы отзывов о прочитанных книгах, а также устные выступления перед классом, на сборах, утренниках, выступления по школьному радио. Речь для ученика не должна быть всего лишь учебным упражнением, за которое могут поставить «тройку» или «пятерку»: речь должна стать для него средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся появятся мотивы для выступлений, когда у них будет потребность говорить и писать.

Монологическая, связная речь нередко выступает в письменном варианте. Письменной речи в общем свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены. Здесь выше требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия темы, к последовательности изложения, к правильности языка и т. д. В то же время есть и отличительные черты письменной речи.

Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Даже размер целого сочинения (рассказа), как показали наблюдения, обычно в письменном варианте больше, чем в устном.

Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. Письменная речь от этого проигрывает. В некоторой степени этот ее недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и подчеркиванием, дополнительными замечаниями.

3 стр., 1159 слов

Стили речи: примеры текста

... Функции и жанры разговорного стиля речи Очевидно, что примеры разговорного стиля можно услышать в устной речи, но он так же бывает представлен и в форме текста. Это могут быть ... сочинения. ЧИТАТЬ Как найти друзей: действенные рекомендации и практические советы Лексические особенности , Главная черта этого стиля — это передача эмоциональной окраски , которая может проявляться в изменении слов или в ...

В-третьих, письменная речь отягчена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил, а иногда и веру в себя. Известно, что некоторые дети, боясь орфографических ошибок, стараются писать сочинения покороче, попроще. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи детей, поэтому важно помочь им как можно раньше овладеть грамотным письмом. Кроме того, нужно знать методику орфографической подготовки к сочинению и изложению.

Наконец, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная, особенно в начальных классах. Для некоторых детей процесс письма как бы превращается в самоцель и закрывает главное — содержание и отбор языковых средств. Сочинение для них перестает быть чем-то связным, целым, а представляется набором слов и предложений [10, с. 74].

Письменная речь — это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе всевозрастающее влияние на устную речь учащихся.

Письменной речью до школы дети, как правило, не пользуются, поэтому естественно, что главное внимание в школе уделяется ей. Но нельзя допускать недооценки устной речи. В последние годы заметно усиливается работа по развитию устной речи школьников.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ И ИЗЛОЖЕНИЕМ.

2.1 Классификация сочинений и изложений

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетании, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью [8, с. 24].

В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

На всех этапах развития школы сочинению, самостоятельным детским рассказам уделялось серьезное внимание. Особенно возросло оно в последние годы в связи с реализацией требований реформы школы по всестороннему развитию учащихся, развитию их мышления и речи.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т. е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются:

  • во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
  • во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
  • в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По типам текста, как уже говорилось, сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.

Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально- образные (художественные) и «деловые» (научные).Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы: природа нашей Родины — лес, поле, река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы; труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на производстве, в сельском хозяйстве, люди труда; лучшие представители народа в прошлом и настоящем; наша великая Родина — Россия, российский народ, его достижения, некоторые важнейшие события истории, защита нашей Родины, праздники школа, семья, товарищи, друзья.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.

Так, устное или письменное сочинение о встрече перелетных птиц может быть проведено как до встречи (т. е. до Дня птиц), так и после нее.

Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина. Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником — человеком большого таланта. Наконец, картина — искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

  • а) описание картины — его особенности показаны на примере картины И.И. Шишкина «Рожь»;
  • б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников;
  • картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;
  • в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);
  • г) сочинение о художнике и об истории создания картины;
  • анализ самой картины дается в расширенном контексте;
  • д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику: во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

  • во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа;
  • уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
  • в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы и манеру художника.

И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

  • тему картины (что на ней изображено);
  • ее композицию — расположение главного и деталей;
  • действие, сюжет картины;
  • впечатление от нее.

К числу сочинений, опирающихся на опосредствованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу принадлежат, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:

  • а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях — рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале;
  • б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К.Г. Паустовского»;
  • в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А.С. Пушкина», «Дети в творчестве Н.А. Некрасова», «Я люблю читать К.И. Чуковского»;

— г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению- характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С. Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын полка В.Катаева», «Обезьяна в баснях И.А. Крылова», «Рики-Тики-Тави — победитель».

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении — так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками [34, с. 75].

Но, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10-15% объема сочинения.

Близки к литературным сочинениям так называемые «сочинения по аналогии с прочитанным». Это повествования или описания, в основном самостоятельно созданные детьми, но тему подсказывает писатель, автор прочитанного, и не только тему, но и ситуацию, отчасти — и сюжет. Возможные темы таких сочинений: «На реке» (спасение тонущего мальчика),

«Случаи на охоте», «Мои друзья», «На стадионе», «Космическое путешествие» и т.п.

Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает.

В I классе, в период работы по «Азбуке», сочинения преимущественно носят характер устных рассказов, описаний, бесед; письменная форма — запись отдельных слов, взятых из этих рассказов, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста.

Во II классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражений своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.

Третьеклассники и четвероклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений (например,

«Самый интересный день каникул» — тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления).

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль.

Подавляющее число сочинений — эмоционально-образные, художественные, а не деловые. Деловым языком пишутся лишь немногие сочинения, подытоживающие наблюдения. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.

Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится).

Сочинение выявляет практические языковые умения учащихся лучше, чем любое другое упражнение.

Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние — чаще, чем изложения; в течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме I класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся).

Сверх указанного числа проводятся на уроках русского языка сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем. Поэтому очень важно дать ясный ответ на вопрос: с чего начинается сочинение?

Изложения — это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования — и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены [8, с. 99].

В сущности, любой вид пересказа можно выполнить письменно. Однако трудность изложений по сравнению с устными пересказами, а также медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждают учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку.

Программа предусматривает для II класса изложение текста объемом в 30—45 слов (под руководством учителя) по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса изложение текста и сочинение из 60—75 слов по плану, составленному коллективно, из 3—5 пунктов; для 4 класса изложение текста и сочинение из 80- 100 слов по плану, составленному коллективно и индивидуально, из 3- 5 пунктов.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов.

Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому следует использовать высокоидейные тексты, отражающие героические страницы жизни российских людей, картины родной природы, достижения российских науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец необходим и в обучении. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

  • а) подготовка учащихся к определенному виду пересказа: пересказывать нужно будет подробно, с деталями, с использованием изобразительных средств языка, близко к тексту образца;
  • пересказывать нужно будет выборочно, например лишь то, что относится к одному определенному действующему лицу;
  • пересказ будет сжатый;
  • б) беседа — анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;
  • в) отработка выразительного чтения с целью переноса выразительности на пересказ;
  • г) логическое и композиционное расчленение рассказа;
  • выделение частей, их озаглавливайте, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • д) пересказ фрагментов;
  • предварительный, «черновой» пересказ, разбор его недостатков;
  • е) связь с жизнью самих учащихся (где это оказывается возможным): обращение к аналогичным случаям из жизни самих учащихся, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Иными словами, пересказу нужно от урока к уроку систематически обучать, помня постоянно, что в данном пересказе является учебной целью.

Выборочный пересказ.

Виды выборочного пересказа:

1. Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя.

2. Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрации.

3. Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме, например, о Мальчише-Кибальчише («Сказка о Военной тайне…» А. Гайдара).

Сжатое изложение.

Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно; это относится — и к пересказу прочитанного. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Для краткого пересказа школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Сжатый пересказ — необходимая ступень развития связной речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.

Творческие изложения.

Хотя в любом устном пересказе или письмен ном изложении может быть творческий элемент, но в методике выделяются несколько видов упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад учащихся в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

Рассмотрим каждый вид творческого пересказа (или изложения).

Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе — от третьего) требует не только грамматических изменений, но и значительных перестроек в содержании. Например, рассказ Ю. Гагарина о космическом полете (II класс) передается школьниками, конечно, не в первом, а в третьем лице, и местоимение я везде заменяется словами Юрий Гагарин или он. Но как пересказать такие строки:

«Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры»? Эти слова Ю. Гагарина можно передать в форме прямой речи, можно передать в форме косвенной речи.

В данном пересказе потребуются дополнения (например: «Восток», советский космический корабль, мчался над просторами Родины. Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, испытывал горячую сыновнюю любовь к Родине. «Как не любить нам свою Родину, — думал он, — если народы всего мира с надеждой смотрят на нее!»).

Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями (как описанного типа, так и других) представляют собой продолжение соответствующей устной работы, которая описана выше. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отработаны [30, с. 380].

Высок творческий уровень работы учащихся при пересказах (и в письменных изложениях) от лица одного из персонажей, например, сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы и, наконец, от лица кошки (М. Горький. «Воробьишко», III класс).

Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, например, глазами воробьихи-мамы, которая, не задумываясь, кинулась спасать своего птенца.

На более высоких ступенях пересказов (изложений) подобного типа школьники могут дополнить авторский текст. Например, в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (IV класс) не описано, как Вася, внук Матвея Кузьмина, пробирался по тайным дорогам через фронт в расположение советских войск, но в пересказе (от лица Васи), конечно, нельзя не сказать об этом, а также и о том, как подготавливалась нашими автоматчиками засада на лесной поляне, куда завел фашистов Матвей Кузьмин.

Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа (изложения) — к творческим дополнениям текста Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Дополнения могут быть самыми разнообразными. Так, рассказ «Живая шляпа» Н. Носова и стихотворение «Мой щенок» С. Михалкова второклассник может дополнить рассказом о своей собаке или кошке. Пересказ отрывков из повести «Тимур и его команда» А. П. Гайдара дополняют эпизодами, которых нет в учебнике (III класс), но школьники знают их из кинофильма или прочитанной самостоятельно повести. Так классное чтение связывается с внеклассным.

Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба их любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предположения школьников отражают их собственные жизненные позиции; так, развивая судьбу Ваньки Жукова (А. П. Чехов.

«Ванька»), некоторые учащиеся сказали, что он стал революционером, боролся против помещиков и капиталистов, стал командиром Красной Армии. Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используется также словесное рисование, или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия?

Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами».

Обычно словесные картины (преимущественно — устные, реже — письменные) «рисуются» к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла рассказа; могут также иллюстрироваться описания природы, портреты героев. К одному рассказу могут быть «нарисованы» 2—3 картины-иллюстрации: получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Вариантом словесного рисования служит так называемая воображаемая экранизация: детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Приведем пример — творческий рассказ третьеклассника по сюжету стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста». Рассказу предшествовало выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, работа над словами и оборотами речи: Все нынче, как спросонку; гвоздит, примостился.

Первый кадр. На экране улица. Полуразрушенные дома. Вдали дым — что-то горит. На углу улицы стоит танк. Люк приподнят, оттуда выглядывает танкист.

Второй кадр. К танку подбегает мальчик. Он что-то кричит. Танкист помогает ему влезть на танк.

Третий кадр. Танк рванулся с места, помчался вперед. На броне стоит мальчик. Рубашонка надулась от ветра.

Четвертый кадр. Танк налетел на вражескую пушку, смял ее.

Пятый кадр. Танк стоит. Из люка высунулся танкист, он пожимает руку мальчику, благодарит его, улыбается.

Шестой кадр. Вдали дым, разрывы, танк уходит, он уже далеко.

Мальчик смотрит вслед танку.

Обычно воображаемая экранизация проводится с участием многих учащихся, они дополняют сказанное товарищами, дают свои варианты кадров. Наконец, одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста является его инсценирование. Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых значительное место занимает диалог и сравнительно проста обстановка (например, «Листовки» А. Голубевой, «Командир звездочки» Л. Воронковой (III класс).

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

Все виды творческого пересказа или письменного изложения требуют непринуждённой обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль» [9, с. 150].

2.2 Подготовительная работа к написанию сочинения и изложения

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Так, подготовку к сочинению организует учитель, добиваясь максимальной активности учащихся и познавательной самостоятельности. Подготовка — это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточно полноценного материала для сочинения; в-третьих, выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка).

Работа над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится, на три этапа:

  • а) накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;