Тема любви присутствует в творчестве каждого поэта, поскольку она является основным стержнем поэзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к творчеству, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви.
Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но тоскующей и печальной. В книге “Вечер” уже начинают проявляться черты, на многие годы определившие поэтическую репутацию Ахматовой. В основном это стихи-миниатюры;
- они сюжетны и драматичны.
В них очень важным элементом является небольшая подробность, деталь, которая кажется незначительной, но очень тонко передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью:
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Стихи из сборника “Вечер” напоминают своей предельной откровенностью дневниковые записи, и, как дневник, они фиксируют поступки. Но это не просто изображение событий любовной драмы, это раскрытие души современной Ахматовой женщины, это
глубокая психологичность в понимании человеческой натуры. Стихи этого сборника наполнены реалиями быта, внешние приметы времени соединяются в них с переживаниями героини.
То, что творится в душе лирического героя Ахматовой, – это не просто терзания частного лица, а свойство психики человека вообще.
Любовное чувство, которое передает Ахматова, очень напряженное. Но в ее поэзии мало символов, отвлеченных слов, а стихи – скорее не песни, а новеллы со сложным и емким сюжетом. Обычно они рисуют только начало драмы, или кульминацию, или еще чаще окончание.
В любом случае всегда остается что-то, что читатель должен домыслить сам.
Любовь как непонятное и коварное чувство в представлении Ахматовой кажется то змейкой, которая “у самого сердца колдует”, то голубком. Любовь всегда уводит человека “от радости и от покоя” к буре чувств и переживаний. Но в то же время она многое дает человеку. Влюбленный видит мир по-другому, останавливает свое внимание на том, чего ранее не заметил бы, не оценил.
Этим, вероятно, и объясняется предметность стихов Ахматовой: у нее встречаются стихи, полностью построенные на обиходе, на бытовых мелочах. Любовь в лирике Ахматовой, оттененная этими подробностями, становится земной, простой и доступной каждому человеку, но это по – прежнему великая любовь, сильное, всепоглощающее чувство. Спектр ее проявлений варьируется от “любви, воздушной и минутной”, и “печали, для всех неявной”, до “страсти, раскаленной добела”, и “терпкой печали”.
Любовь в лирике анны ахматовой
... стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника. Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики ... запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. ( 1 https://schoolessay.ru/tema-lyubvi-v-tvorchestve-axmatovoj/ Сочинение на тему: ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Тема любви присутствует в ...
Часто это любовь-жалость, любовь-сострадание, сочувствие.
Не любишь, не хочешь смотреть?, О, как ты красив, проклятый!, И я не могу взлететь,, А с детства была крылатой., Мне очи застит туман,, Сливаются вещи и лица,, И только красный тюльпан,, Тюльпан у тебя в петлице.
Героиня ахматовской лирики являлась отображением бесконечного разнообразия женских судеб, тысяч разных характеров и качеств: любовницы и жены, вдовы и матери, любящей и любимой, тоскующей и играющей, изменявшей и оставляемой. Герой также сложен и многолик: брат, друг, любовник, коварный и великодушный, убивающий и возвращающий к жизни:
На кустах зацветает крыжовник,, И везут кирпичи за оградой., Кто ты: брат мой или любовник,, Я не помню, и помнить не надо., Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело…, А прохожие думают смутно:, Верно, только вчера овдовела.
Любовь воспринималась Ахматовой как “пятое время года”, в свете которого необычными кажутся и остальные четыре. Это чувство необычное и острое, подчиняющее себе человека, оно меняет всю его жизнь, освещая ее и обжигая этим светом. В последующих сборниках тема любви приобретает несколько иное звучание.
Это уже не прежнее всепоглощающее чувство, и уже жизнь не только подчиняется любви, а вносит в любовные переживания новые оттенки чувства. Любовь стала не только более многоцветной, но и по – настоящему трагедийной.
В стихах Ахматовой не было экзотики, она далека от романтического воспевания действительности и любования красотой. Простая жизнь с ее земными представлениями о привязанности, грусти, тоске интересовала поэтессу гораздо больше. Нежность и хрупкость чувств сочетались в ее стихах с твердостью и стойкостью духа.
Стихи Ахматовой – это книга женской души, в которой постоянно жила мечта об истинно высокой любви, как, впрочем, и в душе любого человека. Поэтому ее стихи были популярны при ее жизни, и поэтому же они не оставляют никого равнодушным и сегодня.