На свободную тему “вечные образы” в мире литературы

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые сподвигают на творческие поиски художников разных времен.

Такие образы имеют название

“вечных”, так как они носители черт, которые всегда присущи человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя за жизнь он был известный как автор талантливого, яркого романа “Дон Кихот”. Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут “популярными испанцами”, и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов.

Сегодня даже тяжело пересчитать,

сколько произведений искусственно создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Панчеса: к ним обращались Гойя и Пикассо, Масске и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI столетия, когда жил и создавал Сервантес. И замысел писателя расширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа вместе с тем исторически-конкретный (он отбивает современную писателю Испанию) и универсальный (так как существует в любой стране во все времена).

Суть конфликта: столкновенье идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью – не идеальной, “земной”. Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и всюду есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в возможности реально оценить действительность. Возникло даже понятие “донкихотство”.

Оно объединяет гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорысливость, с одной стороны, и наивность, чудачество, благосклонность к мечтаниям и иллюзиям – из другого. Внутреннее благородство Дон Кихота объединяется с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную прекрасную даму).

7 стр., 3001 слов

Образ Дон Кихота (характеристика героя)

... его образ лишь к комичности. Причина заблуждений Дон Кихота кроется в его уходе от реальности, в неизменности и несовершенстве окружающего мира. Он видит себя частью того рыцарского романа, ... что Дон Кихот так или иначе возвышается над всеми, кого встречает, в нем торжествует чистый альтруизм, отказ от всего земного. Безумие Дон Кихота неотделимо от его мудрости, комизм в романе ...

Второй важный вечный образ романа – остроумный и земной Санчо Панчес. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности. Совсем другой вечный образ возникает перед нами в трагедии Шекспира “Гамлет”.

Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло. Его нерешительность не является проявлением трусливости, он смелый, откровенный человек.

Его нерешительность – следствие глубоких раздумий о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя.

Образ Гамлета – это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, который стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не разрешают перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX столетии – поры социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечное “гамлетовский вопрос”. Можно привести еще несколько примеров “вечных” образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта – все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремление.

И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.

На свободную тему “вечные образы” в мире литературы 1На свободную тему “вечные образы” в мире литературы 2На свободную тему “вечные образы” в мире литературы 3На свободную тему “вечные образы” в мире литературы 4На свободную тему “вечные образы” в мире литературы 5 1

13 стр., 6420 слов

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

... нужной. Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» (после ответов учеников спрашиваем экспертов) Справка экспертов. Добро – ... о понятии добра и зла, и почему? Анализ работ учащихся. На стенде представлены рисунки – образы добра – зла, выполненные учениками; ... понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака ...

votes, average:

5.00

out of 5)