ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА “ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ”

Как отмечают исследователи творчества М. де Сервантеса, в романе “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” воплотились дерзновенные идеи, неслыханные надежды и разочарования великой эпохи Возрождения. В первую очередь, новая культура выдвинула иное понимание чело­веческой сущности. Человек, в соответствии с идеями Возрождения, существо разумное, а его потребности, как чувственные, так и духовные, достойны удовлетворения. Идеология Возрожде­ния основывалась на вере в человека, в его силы и способности, в неисчерпаемые его возможнос­ти,

в его деятельную, творческую энергию.

Са­мую суть Возрождения составляло утверждение духовной свободы человека. В образе Дон Кихо­та, несмотря на его рыцарские одежды и предрас­судки, мы можем обнаружить печать этих идей.

Во-первых, Дон Кихот сам совершает выбор своего жизненного пути. Ему уже пятьдесят, он ведет ничем не примечательную жизнь идальго. Единственная радость в этом каждодневном быте – чтение рыцарских романов: он “отдавался чте­нию рыцарских романов с таким жаром и увле­чением, что почти совсем забросил не только охо­ту, но даже свое хозяйство”.

Чтение романов при­водит

его к мысли “как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странству­ющим рыцарем”. Определив себя в странствую­щие рыцари, Дон Кихот определяет себе и цель. Она заключается в том, чтобы защищать тех, “кого Господь и природа создали свободными”.

И для себя герой определяет главную жизненную ценность: “свобода есть одна из самых драгоцен­ных щедрот, которые небо изливает на людей”, и ради свободы “можно и должно рисковать жиз­нью”. Так, ради освобождения похищенной вол­шебниками принцессы и расстройства злого умысла он напал на монахов-бенедиктинцев: “Бесноватые чудища, сей же час освободите бла­городных принцесс, которых вы насильно увози­те в карете!” Ничто не останавливает бесстраш­ного рыцаря: ни увещевания монахов, ни отпор слуг, сопровождающих карету. И только обеща­ние рассказать о славном подвиге несравненной Дульсинее Тобосской уберегло путешественников от неминуемой кары рыцаря.

Безрассудной выглядит и сцена готовящего­ся поединка с огромным свирепым львом, кото­рого в клетке везли в подарок королю от герцога Оранского. Но что побуждает героя совершить это безумие? Встреченный Дон Кихотом дон Дьего не верит в существование странствующих рыцарей.

1 стр., 378 слов

Макар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди

... Девушкина. Здесь происходит столкновение добра и зла, двух образов маленького человека и мелочного человека. Привыкшая к тяготам жизни Варенька никак не ожидает поддержку другого человека, а доброта и бескорыстие Макара ...

Дон Кихота сердит желание дона Дьего склонить его к своей жизненной философии. На глазах у потрясенного дона Дьего Дон Кихот вызывает на поединок оранского льва. На повозке стоят две клетки: в одной – лев, в другой львица.

Сторож утверждает, что из всех виденных им львов – это самые крупные и самые свирепые звери. К тому же львы голодны. Дон Кихот готов воспринять встречу со львами как проявление новых проис­ков враждебных ему волшебников.

Он шепчет сам себе: “Львят – против меня? Теперь против меня – львят? “

Ему, конечно, страшно, но, разгораясь гневом и обидой, он решается на поединок. Дон Дьего пытается его образумить тем, что “странствую­щим рыцарям подобает искать только таких приключений, которые подают надежду на благопо­лучный исход… ибо смелость, граничащая с без­рассудством, заключает в себе более безумия, не­жели стойкости”. Дон Кихот тотчас же отсылает дона Дьего к его куропаткам и хорькам, в которых видит символ всей его философии благоразумия. Сам же, спешившись, ждет у раскрытой клетки, но лев не считает нужным броситься на него.

Ле­ниво высунувшись из клетки, облизнувшись и по­глядев вокруг, лев вернулся на место. Просьбу Дон Кихота раздразнить льва сторож не выполняет, со­славшись на то, что важен не сам поединок, а му­жество человека, готового к нему. Дон Кихоту важнее всего преодолеть в себе самом малейшее противодействие, малейший намек на страх. “Храбрость – это такая же добродетель, которая находится между двумя порочными крайностя­ми, каковы суть трусость и безрассудство…

Легче безрассудному превратиться в истинного храбре­ца, нежели трусу возвыситься до истинной храб­рости “. Действительно, Дон Кихот ведет себя без­рассудно, но для него безрассудство – единствен­ная возможность совершать геройские поступки и таким образом служить людям.

Вызывает восхищение и стремление Дон Ки­хота быть справедливым. Так, встретив на лес­ной поляне здоровенного мужика, избивающего щуплого мальчика-пастуха, Дон Кихот исполнен намерением восстановить справедливость. Он приказывает мужику тотчас же отпустить маль­чика и вернуть ему полагающееся жалованье. По­верив в обещания крестьянина, Дон Кихот уез­жает.

Он совершил акт справедливости. Однако этот эпизод говорит о том, что справедливость не может торжествовать на свете, пока существуют люди, для которых слово чести – пустой звук. Мужик посмеялся над сумасшествием Дон Кихо­та, а после его отъезда до полусмерти избил свое­го пастуха.

И если в начале романа герой исполнен сил для борьбы с несправедливостью, то в конце актив­ность его спадает. Например, попав в Барселоне на галеру и увидев истязание гребцов боцманом, Дон Кихот не заступается за галерников. Прохо­дя через испытания, рожденные его же фантази­ей, Дон Кихот постепенно разочаровывается и, в конце концов, отрекается от былых заблужде­ний. Разных людей повидал он – от галерников до вице-короля Барселоны.

И повсюду сталкива­ется с ложью, несправедливостью, тупостью, кос­ностью. Дон Кихота поражает даже не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают потребности в уничтожении зла, свыклись с ним. Люди потешаются над сума­сбродным странствующим рыцарем, но в его по­ступках, как в кривом зеркале, отражаются все пороки окружающего мира: зло, скупость, стя­жательство, агрессия и т. д. В поведении Дон Кихота много несообразностей, в то же время по­ведение его противников кажется логичным, здравым, вполне разумным.

25 стр., 12102 слов

Сейчас многие говорят о бездуховности. Сборник идеальных по обществознанию. ...

... данном тексте обращает наше внимание на проблему бездуховности, актуальную в современном обществе. характеризуется в той ... общества. Я тоже считаю, что истинная культура в современном мире переживает упадок. Это происходит потому, что люди больше не хотят слишком много задумываться о ... о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, ...

Однако если судить по большому нравственному счету, то именно поведению противников Дон Кихота нет оправ­дания, в то время как по этому же большому сче­ту Дон Кихота мы оправдываем.

Те, кто служат в романе ревнителями здраво­го смысла, ставят героя в наиболее унизительные положения, унижая его достоинство и ограничи­вая его духовную свободу. Священник и цирюль­ник грабят его библиотеку, а затем сажают в клет­ку Дон Кихота. Герцог с герцогиней делают Дон Кихота участником унизительного маскарада.

В маскарадном же костюме, играя в рыцаря, Сам­сон Карраско одерживает над Дон Кихотом реша­ющую победу. Именно поэтому главный герой, несмотря на его эксцентричные поступки, вос­принимается нами как поборник справедливос­ти и гуманизма.