Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Разделы:

Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать материал наблюдений над образом главного героя; подготовить учащихся 6 класса к сочинению.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.
  • Развивающие: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Методические приемы:, Оборудование урока:

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…

1. Проверка знаний.

Тестовые задания.

Отметить номера правильных предложений.

  1. Тюрьма была лучшим архитектурным сооружением города.
  2. Замок стал противен мальчику, т.к. имел зловещий вид.
  3. Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
  4. Вася и Валек впервые встретились в роще.
  5. Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся судью.
  6. Маруся очень отличалась от Сони.
  7. Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
  8. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
  9. Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
  10. Маруся заболела осенью.
  11. Вася тайком тайком взял куклу у Сони.
  12. Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

2. Сегодня мы заканчиваем изучение замечательной повести Владимира Галактионовича Короленко “Дети подземелья”. Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока.

Ребята, дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру”. Давайте обсудим каждое слово темы:

Вася – нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен?

  • Тем, что он показан в движении, во внутреннем движении.

(подберем синонимы к этому слову)

(Какое значение этого слова?)

По толковому словарю –

Учитель зачитывает поговорки:

Добро творить – себя веселить.

7 стр., 3152 слов

Образ и характеристика Маруси в повести В дурном обществе Короленко

... Валека есть сестра Маруся. Валек и Маруся — оба приемные дети Тыбурция: «…маленькая трехлетняя девочка…» Валек в рассказе «В дурном обществе» Короленко Валек — маленький бродяга: «…я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий…» «…где же запастись на ...

От добра худа не бывает.

За добро злом не платят.

Худо тому, кто добра не делает никому.

В ком добра нет, в том и правды нет.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

“Доброта” Ю.Друнина.

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

3. Беседа.

Давайте обсудим образ главного героя повести:

  • Как же раскрывает характер Васи писатель? Видим ли мы портрет мальчика? ( Нет, ведь рассказчик сам Вася. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках.)
  • Почему Вася вел такой образ жизни?
  • Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?

(Предлагаем обратиться к тексту. 4 глава, стр.57.)

Индивидуальное выступление “Печальная судьба Маруси”. Руфина.

Индивидуальное выступление “Какие открытия сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями?” Арман.

  • Как Валек и Тыбурций помогли Васе понять отца?
  • Что изменилось в отношениях с отцом после истории с куклой?
  • Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?

Иллюстрации прокомментировать Зарина, Арина, Аделина.

4. Какова же идея повести?

  • Почему Вася считал себя “негодным мальчишкой”?
  • Как он изменился после встречи с “детьми подземелья”?
  • Согласны ли вы с эпиграфом? Кому принадлежат эти слова?

Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

Опорные слова дети записывают по цепочке.

Домашнее задание: