Разделы:
Цели урока:
- Образовательные: систематизировать материал наблюдений над образом главного героя; подготовить учащихся 6 класса к сочинению.
- Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.
- Развивающие: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Методические приемы:, Оборудование урока:
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу…
1. Проверка знаний.
Тестовые задания.
Отметить номера правильных предложений.
- Тюрьма была лучшим архитектурным сооружением города.
- Замок стал противен мальчику, т.к. имел зловещий вид.
- Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
- Вася и Валек впервые встретились в роще.
- Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся судью.
- Маруся очень отличалась от Сони.
- Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
- Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
- Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
- Маруся заболела осенью.
- Вася тайком тайком взял куклу у Сони.
- Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.
2. Сегодня мы заканчиваем изучение замечательной повести Владимира Галактионовича Короленко “Дети подземелья”. Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока.
Ребята, дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру”. Давайте обсудим каждое слово темы:
Вася – нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен?
- Тем, что он показан в движении, во внутреннем движении.
(подберем синонимы к этому слову)
(Какое значение этого слова?)
По толковому словарю –
Учитель зачитывает поговорки:
Добро творить – себя веселить.
7 стр., 3152 словОбраз и характеристика Маруси в повести В дурном обществе Короленко
... Валека есть сестра Маруся. Валек и Маруся — оба приемные дети Тыбурция: «…маленькая трехлетняя девочка…» Валек в рассказе «В дурном обществе» Короленко Валек — маленький бродяга: «…я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий…» «…где же запастись на ...
От добра худа не бывает.
За добро злом не платят.
Худо тому, кто добра не делает никому.
В ком добра нет, в том и правды нет.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
“Доброта” Ю.Друнина.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
3. Беседа.
Давайте обсудим образ главного героя повести:
- Как же раскрывает характер Васи писатель? Видим ли мы портрет мальчика? ( Нет, ведь рассказчик сам Вася. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках.)
- Почему Вася вел такой образ жизни?
- Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?
(Предлагаем обратиться к тексту. 4 глава, стр.57.)
Индивидуальное выступление “Печальная судьба Маруси”. Руфина.
Индивидуальное выступление “Какие открытия сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями?” Арман.
- Как Валек и Тыбурций помогли Васе понять отца?
- Что изменилось в отношениях с отцом после истории с куклой?
- Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?
Иллюстрации прокомментировать Зарина, Арина, Аделина.
4. Какова же идея повести?
- Почему Вася считал себя “негодным мальчишкой”?
- Как он изменился после встречи с “детьми подземелья”?
- Согласны ли вы с эпиграфом? Кому принадлежат эти слова?
Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.
Опорные слова дети записывают по цепочке.
Домашнее задание: