Зачет за получат все!

Сегодня стали известны направления тем для будущего сочинения. Подчеркиваю: это не сами темы, а лишь примерная область, в рамках которой они будут составляться. Конкретные темы школьники увидят уже на экзамене.

Итак, вот про что Минобрнауки предлагает писать 11-классникам (с комментариями специалистов Федерального института педагогических измерений):

Тем, привычных старшему поколению, типа «Катерина — луч света в темном царстве», не будет. Эксперты хотят уйти от заданий, где уже в самой формулировке заложен правильный ответ…

— С одной стороны, сочинение должно иметь твердую литературную опору, — считает Наталья Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения сочинения. — С другой стороны, оно не должно быть школьным литературоведением. Мы хотим от этого уйти, но не впасть в зависимость от рассуждений, не опирающихся ни на что. И попытались найти темы, каждая из которых позволила бы использовать ученикам свой опыт и в то же время искать поддержки в той литературе, которую они читают.

КРИТЕРИИ

Как оценивать всю эту писанину, станет известно в октябре:

— До первого октября региональные органы управления образования получат рекомендации по критериям оценки и проведению сочинения, — рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. — Мы рассматриваем первый год как пилотный. Поэтому сочинение вводится в максимально мягкой форме.

В максимально мягкой — это значит, что оценивать его будут по системе «зачет-незачет». И даже если написать с первого раза не удалось, экзамен можно будет пересдать в феврале и апреле-мае. Без зачета к ЕГЭ не допустят…

— Нынешние выпускники все получат «зачет», — уверен Сергей Волков, учитель русского языка и литературы Центра образования №57, член общественного совета при Минобрнауки. — Потому что проверять эти сочинения будут те же учителя, которые учили этих детей. Не будет никаких камер, никаких расстрелов… И я обращаюсь к выпускникам: потратьте эти месяцы не на зубрежку тем и шпаргалки, а прикиньте, что вам есть сказать по каждому направлению!

4 стр., 1903 слов

Сочинение образование в китае

... 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b). Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (источник: Данные о частных вузах на период 1996, 1997, 1999 и 2000 ... вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской ...

А все потому, что нынешние школьники сочинения не пишут. А если и пишут, то лишь в том объеме, в каком это нужно для части С на ЕГЭ по русскому языку. В первом предложении — проблема, во втором — согласен с автором или нет, затем две цитаты и вывод…

  • Сочинение – это сигнал тем, кто сейчас идет в пятый класс, — считает Волков. — И их учителям — учите детей писать! Ведь они даже «Как я провел лето» пишут скучно…

САМОЕ ВАЖНОЕ

Главное в сочинении — это донести свою позицию и правильно ее аргументировать. Но и грамотность тоже будет учитываться. Правда, сколько ошибок допускается для зачета, еще не известно.

— Это сочинение — уникальная возможность для взрослых понять, как видят мир дети, — объясняет Сергей Волков. — Поэтому я бы вообще не стал искать в нем минусы. Ученик сумел донести свою позицию? Ставь плюс. Процитировал книгу не из школьной программы? Ставь два плюса! Прочитал пять книжек, а не сто? Ну так расскажи по-честному, что ты понял из этих пяти книжек.

А вот будут ли добавлять баллы за цитаты, еще не известно. Это зависит от того, будут ли на экзамене давать сами тексты произведений. Не будет источников — значит, и снижать баллы за отсутствие точных цитат никто не будет. Это же не тест на знание литературы, в конце концов…

Сочинение может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Для этого абитуриент должен написать заявление в приемной комиссии, чтобы его сочинение перепроверили вузовские педагоги. В некоторых учебных заведениях сочинение будут учитывать обязательно. В каких именно и по каким специальностям — станет известно в октябре, когда будут готовы правила приема на 2015 год.

В ИТОГЕ

И все-таки, самое интересное — это решатся ли школьники отойти от шаблона и выдать что-то нестандартное? Ведь если зачет можно получить и за обычное эссе, то зачем учиться писать по-новому…

  • На месте нынешних выпускников я бы написал то, что я действительно думаю, — считает Сергей Волков. — Просто по приколу. Для зачета этого будет достаточно. А вот в следующем году уже придется над этим думать.