Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Лялина Ирина Анатольевна
ГКОУ «Бежецкая школа –интернат»
учитель начальных классов
Цели деятельности учителя:
познакомить с жизнью и творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину; развивать умения составлять текст на заданную тему.
Планируемые результаты
предметные:
соблюдать структуру текста; устанавливать связь между частями текста и отдельными его предложениями; развивать навыки работы с текстом.
личностные:
развивать связную речь; воспитывать любовь к природе; развивать коммуникативно-речевые умения и навыки.
Форма урока
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Учащиеся рассматривают репродукцию картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень», учитель чи тает стихотворения Ивана Есаулкова.
***
Снова любимое им Подмосковье
Пишет с большим вдохновеньем Юон:
Полдень в конце зимы нежно, с любовью
На полотне этом изображён.
Самый обычный, невзрачный сюжет:
Дом деревянный, поленница, куры…
Только такой ослепительный свет,
Что глаза хочется просто зажмурить!
Пусть пока медленно, стал сползать с крыши
Дряблый, осевший подтаявший снег.
Договорившись с прогулкой на лыжах,
Несколько рядом стоят человек.
Разработка открытого по русскому языку в 3 классе » по репродукции ...
... урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». (Слайд 10 – Работа над репродукцией картины) Некоторые моменты из биографии живописца вам пригодятся при написании сочинения, внимательно послушайте. Учитель: Итак, благодаря любви к ... к происходящим изменениям в природе; последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь.(Сл.2) Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с ...
Снег осел возле поленницы дров,
Возле стены деревенского дома;
Свет от берёзовых белых стволов –
Как это каждому с детства знакомо!..
— Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» и будем писать сочинение-описание по этой картине . Ваша задача—выразительно описать эту картину, передать удивительную красоту уходящей зимы.
Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни К.Ф. Юона
На уроке изобразительного искусства мы говорили, что картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу русскую природу. Среди них и Константин Федорович Юон.
Константин Фёдорович Юон (1875-1958) провёл детство и отрочество в Москве — в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь у него впервые возникло увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом. Учился К.Ф. Юон в Московском училище живописи. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Много картин Юон посвятил Москве, её сказочному Кремлю.
Художник очень любил природу. Любимой темой живописца Юона была красота русской зимы. Вот что он сам писал об этом «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают самые дорогие для меня переживания и краски». Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.
2. Рассматривание картины.
— Чтобы говорить о картине, её надо очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать.
— Какое впечатление произвела на вас картина? Что в ней особенно красиво?
— Что вы видите на картине? (Это окраина деревни. )
— Как вы поняли, что это деревня? (За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом.)
— Опишите подробнее передний план картины.( На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени.)
— Что можно сказать о снеге? Как художник передал приближение весны? (Сероватый пористый снег искрится. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег также подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень.)
— Какой стоит день? (Всё залито ярким солнцем. От берёз протянулись длинные голубые тени.)
— Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок? (Чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы)
По картине К. Юон «Волшебница зима» методическая разработка ...
... красивые, зима укутала их снежком, посыпала инеем) - Зима - это, прежде всего снег. Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый, пушистый…) - Почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? (Много снега, все ... написании сочинения. (Снежинки с образными выражениями и словами на зимнюю тематику) 4. Проверка домашнего задания - Вам надо было самостоятельно подобрать о художнике ...
— Кто оживляет этот уголок деревни? ( В грязноватом снегу копошатся куры. Они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение. Лыжники спешат покататься по последнему снегу.)
-Что видим на заднем плане картины? (Лес стоит темной стеной, уходящей вдаль.)
— Таким приемом художник воспользовался не случайно. Это позволило показать простор неба, дало картине больше света, свободы, воздуха.
.- Какие краски преобладают в картине? (Светлые: голубые, розовые.)
— Какое настроение вызывает картина? (Радостное, по-весеннему приподнятое. Своей работой художник хотел показать красоту, неповторимость русской природы в это удивительное время года. Когда наблюдаешь подобную картину за окном или на улице, сердцу становится легко и радостно!)
3.Словарная работа
Подберите синонимы к словам:
художник (живописец, пейзажист),
создаёт (пишет),
картина (полотно, репродукция).
Подберите к словам эпитеты
Художник — известный, талантливый,
Небо — голубое, светящееся, безоблачное, чистое.
Солнце — яркое, слепящее,
Воздух — прозрачный, свежий, чистый.
Берёзы — белые, высокие, русские, стройные.
Ели — высокие, зелёные, нарядные.
Снег- грязноватый, тяжёлый, рыхлый
Тени — прозрачные синие, длинные, голубые.
Проталины — небольшие, глубокие.
Лыжники — радостные, бодрые.
Куры — пёстрые, копающиеся в снегу
Поленница дров – большая
4.Обсуждение начала сочинения, его структуры.
— А теперь давайте составим предложения, которые потом объединим в связный рассказ – это и будет описание картины или сочинение.
-Каким предложением можно начать сочинение?
-Что и в какой последовательности вы будите описывать?
-Сколько частей будет иметь текст сочинения? (три)
-Как называется первая часть?
-О чём в ней можно написать? (Сведения о художнике, картине.)
-Что можете сказать о второй части?
Какого цвета снег сочинение какого цвета снег
... основной части сочинения? (Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно такой.) Для того чтобы ответить на первый вопрос (какого цвета снег на картине) каким типом речи ... мы выполнили задачу нашего первого путешествия по картине А. А. Пластова: мы рассмотрели, какого цвета снег на картине и выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, ...
-Что в ней будете описывать? (микро темы: небо, солнечный свет, снег, деревья, людей и птиц во дворе, холмы, лес)
-О чём расскажите в третьей части? (Это — заключение. Нужно выразить своё отношение к картине, чувства, которые она у нас вызвала.)
5. Составление плана.
1. Вступление. Художник и его картина.
2. Описание картины
а) передний план: снег, тени берез, куры, петух;
б) средний план: дом, лыжники, постройка;
в) задний план: косогоры, лесистые холмы.
3. Заключение. Мои впечатления от картины.
6.Самостоятельная работа учащихся
1.Запись сочинения.
2.Самостоятельная проверка.
III . Итог урока
анализ 1-2 сочинений