«Конспект урока «Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»».»
Урок русского языка во 2 классе, Тема: Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».
Цель. Формировать у учащихся умение письменно излагать свои мысли.
Задачи. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
-
анализировать, делать выводы, сравнивать;
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте.
Ноги! На месте.
Локти! У края.
Спинка! Прямая.
II. Самоопределение к деятельности
Звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года. Осень.»
У . Ребята, эта музыка и отгадка на загадку, помогут вам назвать время года, о котором мы сегодня будем говорить на уроке.
У .Отгадайте загадку
Солнцу теплому не верьте —
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
Д . Мы будем говорить об осени.
У .Скажите, осень, какая?
Д .Холодная, дождливая.
У .Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?
Д.Нет. Так её называют по цвету листвы, которая становится жёлтой и красной.
У .Представьте такую картину.
Мария Шеваленко)
У . Нравится ли вам золотая осень? Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
У .Послушайте стихотворение Г.Галиной «Дары осени» и представьте картину, которую она описывает.
Золотятся между сосен,
Клёны жёлтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины!
И качаются берёзы
В разноцветных кружевах…
Лишь у ёлки на ветвях
Блещут слёзы…
Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница» план-конспект ...
... золотой осени) Когда мы будем описывать осеннюю природу, что нам для этого будет нужно? (немного фантазии) Дайте название основной части сочинения? ... ваше настроение, представил себе красоту увядающей растительности. Чтобы сочинение получилось хорошее, ... маленький снежок). О чем это говорит? (Что скоро будет зима). А ... Зачитать 2 – 3 сочинения. IX. Итог урока. (Свои сочинения учащиеся вывешивают на доску ...
Полно, ёлочка! Напрасно
Не кручинься над собой:
Будешь в зелени зимой
Ты одна прекрасна!..
Г.Галина
У. Дети, вы прослушали стихотворение «Дары осени» Галиной. Чем оно наполнено?
Д . Красотой, светом, солнцем, красками.
У. Выберите самый точный из прозвучавших ответов.
Д . Красками.
У. Да, дети, стихотворение наполнено красками, красками осени.
У .Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упражнение 47, страница 39
У .Прочитайте задание. Что нам поможет написать сочинение об осени?
Д .Репродукция картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
У. Что такое репродукция?
Д .Фотография с картины.
У . Почему художник так назвал картину?
Д .Он изобразил на картине раннюю осень, когда все деревья оделись в золотой наряд.
У . Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
Д . Желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
У. Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
У. Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Д.Опорные слова:
ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
У .Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)
У.Чтобы написать сочинение – описание картины, надо внимательно её рассмотреть и найти ответы на вопросы:
Что изображено на картине, какое настроение передает картина.
Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
I. Вступление. Что изображено на картине?
II. Основная часть.
-
Что изображено на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Цветовое решение картины.
III. Заключение. Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
Этот прекрасный пейзаж Илья Остроухов написал в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево в 1886 году. Вероятно, такой Остроухов увидел осень в усадебном парке.
На полотне мы видим роскошную золотую осень на пике ее красоты, когда деревья еще не сбросили листья. На переднем плане художник изобразил два дерева – клен и осину. Темные стволы деревьев создают хороший контраст для ярких листьев. Автор не пожалел красок на множество оттенков листвы. Здесь она разная: и светло- желтая, и оранжевая, и багровая. Особенно хороши крупные кленовые листья — те, что на деревьях и уже опавшие.
Описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)
... веранде остается пустовать до весны, до следующих теплых денечков. Остается только попрощаться с летом и встречать золотую красавицу-осень. ` Осень. Веранда Жуковского ... любое время года. Сочинение 2 Взглянув на эту картину, сразу же замечаешь чистую уютную веранду на фоне осенней ... хвойные лапы. Березы и другие деревья покрыты роскошью золотых и багровых листьев, которые еще не поддались безжалостным ...
Слева видна полянка, которую пересекает тропинка, на ней яркими пятнами выделяются две черно-белые сороки. Они скачут, отыскивая в траве что-то вкусное для себя. Кажется, даже слышно их звонкое щебетание. Эти небольшие птички оживляют пейзаж, делая его привлекательным и душевным.
Сразу за полянкой в левой части картины видны мощные стволы старых деревьев с торчащими в разные стороны ветвями. Они темного цвета и необычной формы. Очевидно, эти старые могучие деревья живописец изобразил здесь для контраста с тонкими стволами молодых кленов на переднем плане. Он подчеркнул этим, что жизнь в природе тоже идет своим чередом – старые деревья умирают, а юные набирают силу и красоту.
На заднем плане картины, который просматривается сквозь стволы деревьев, видно светлое голубое небо, песчаная дорожка и зелень не успевших надеть желтый наряд деревьев. Вместе с зеленой травкой это создает светлый фон, который очень гармонично подчеркивает красоту одетого в золото парка. На картине нет ярких лучей солнца, но его присутствие ощущается в сияющих красках золотой листвы. Особенно хорошо солнечный свет передан на заднем плане картины.
Картина погружает нас в волшебный мир осенней природы, он изменчив, пройдет некоторое время и деревья сбросят листья, парк с голыми ветвями будет смотреться совсем иначе. Природа готовится к зиме, холодам и снегу. Но сейчас, в начале осени, она прекрасна. Илье Остроухову удалось остановить мгновение, чтобы в памяти остался этот великолепный осенний день.
Как хочется пройтись по этому парку, насладиться тишиной, услышать под ногами хруст сухих веток и шелест опавшей листвы, надышаться свежей прохладой осеннего дня! А еще собрать букет из кленовых листьев и дома поставить его в вазу. Чтобы он напоминал о приятной прогулке и сказочной прелести осенней поры.
IV. Самостоятельная работа
У .Попробуйте сами написать сочинение об осени. Начните его так:
На картине художник изобразил золотую осень.
При написании сочинения вы можете использовать репродукцию Ильи Семеновича Остроухова и опорные слова. В конце напишите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.
Материал к сочинению
Осень
Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Лес
Сказочный, таинственный, загадочный
Старые клены
Огромные, могучие, раскидистые
Молодые клены
Тонкие, гибкие, тянутся к солнцу
Листья на земле
Лежат на земле разноцветным ковром, крупные, похожие на золотой водопад
Тропинка
Петляет узкая лесная, чуть заметно вьется
Сороки
Белобокие, любопытные, скачут по траве, стрекочут
Сплетенные деревья
Напоминают паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо
Голубое небо, осеннее, холодное, проглядывает сквозь кружево веток
Разработка русского языка : «Подготовка к сочиненю — описанию ...
... она всегда будет самой любимой и дорогой моему сердцу. В своем сочинении я расскажу о большом плюшевом медведе по имени Бублик, которого мне ... берегов река затопила всю округу, и заяц попал в настоящую ловушку. Он сумел забраться на ветку дерева, чтобы спастись от воды, но теперь ... Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим Вариант 3. Лего Мне 10 лет и я очень люблю поиграть, и не ...
Настроение
Радостное, праздничное, восторженное
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
У.Все ли удалось, что задумали?
У.Где испытывали затруднения?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».