Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 26»
МО учителей гуманитарного цикла, Конспект проведения
открытого урока развития речи
в 7 а классе
«Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам
на тему «Стёпа дрова колет»
Учитель высшей категории, Тулупова Лариса Сергеевна
Ульяновск, 2016, Тема урока: «Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» (2 часа), Дата проведения: 14.12.2016, Место проведения:
Тип урока:
Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.
Задачи:
1) образовательные:
повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;
- повторить особенности рассказа как жанра повествования;
- актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;
- продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;
- развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
- развивать познавательный интерес к предмету;
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;
- учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;
- напомнить о правилах безопасного поведения в быту.
Результаты обучения:
личностные:
метапредметные:
предметные:
Оборудование:
учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 1» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;
Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке ...
... в учебном процессе видеозаписей уроков классического танца. На просмотрах видеозаписей преподаватель ... умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы ...
- мультимедийный комплект, презентация;
- раздаточный материал: примерные планы сочинений.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).
— Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас — на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).
— Итак, мы действительно будем работать с текстами типа повествование. А как вы думаете, каким образом? (…) Вспомните, на прошлой неделе мы тоже работали с текстом типа повествование – с басней «Два товарища». Какую работу мы с вами провели? Что выполнили? (написали изложение).
Ну, так кто догадался, что мы будем делать сегодня? (писать сочинение-повествование).
- Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)
(СЛАЙД 1)
- Оформим запись в тетради (запись числа, темы урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет»).
3. Анализ задания.
- Читаем задание, предложенное в упражнении 465. Осмысливаем, что будем делать. (…)
(СЛАЙД 2)
1.Знакомимся с вариантами вступления
- С какой целью
Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело , когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).
- Одинаковым ли получится текст
Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).
2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).
- Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).
4.
-
Сочинение по сюжетным рисункам «Стёпа дрова колет»(конспект)
DOCX / 205.46 Кб
Раздаточный материал
6 стр., 2510 словРазвитие речи посредством сочинения
... подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать. Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения ... подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, ... развития речи учеников. Сочинение как средство развития речи Речь младших ...
DOCX / 41.76 Кб
План сочинения
DOCX / 41.79 Кб
Композиция сочинения
DOCX / 24.7 Кб
Физкультминутка.
(СЛАЙД 5).
5. Актуализация знаний. Композиция рассказа., СЛАЙДом 6)
- Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1).
Составьте эту часть рассказа (…)
- Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2).
Расскажите. (…)
- Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3).
Расскажите (…).
- Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка).
Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)
- Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).
- А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).
6.
Самостоятельная работа по предложенным планам текста.
(СЛАЙДЫ 7,8).
7. Словарно-орфографическая работа.
(СЛАЙДЫ 9-12).
8. Постановка и формулировка задания.
(СЛАЙД 13).
- И помните, что в повествовании текст «держится» сменой действий, в таком тексте велика роль глагола. Поэтому нужно постараться подобрать точные, яркие глаголы и правильно их употребить.