Текст и сочинение № 1 (18 баллов)
1.Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. 2.Но вот в «Пророке»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
3.Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? Что это значит — духовная жажда?
4.Духовность не то, что культура поведения или образованность.5.Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа.6.Интеллигентность — не образованность, а духовность. 7.Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? 8.Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. 9.Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. 10.В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. 11.Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.12. Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
13.Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. 14.Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. 15.Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
16.Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?17.Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. 18.Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. 19.Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… 20.Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
21.Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…(С. Соловейчик).
Сочинение
Духовная составляющая жизни современных людей – вот одна из проблем, поднятых С. Соловейчиком в этом тексте.
Автор считает, что в наше время духовным можно назвать далеко не каждого человека. В связи с этим, он пишет, что понятие «духовность» не следует отождествлять с такими вещами, как культура поведения и образованность.( предложение №8) С. Соловейчик полагает, что духовность есть стремление человека к добру, истинне, красоте(№9).
Исходя из этого автор делает вывод, что даже искусство может быть бездуховным, если в нём нет тяги к правде и добру. Но, даже если всё это в искусстве присутствует, человек, читающий книги, посещающий театры и музеи, всё равно не может считаться духовным, если в нём нет стремления к высокому.
Изучив предложенную публикацию, я склонен согласиться с С.Соловейчиком. Мне тоже кажется, что для того, чтобы быть по-настоящему духовным, недостаточно просто получить оброзование, читать книги и ходить в театр. Ведь не всякая книга и не всякая пьеса несут духовные ценности. Об этом размышляли многие известные деятели искусства и литературы, писали многие журналисты, например, писатели Ю. Олеша, Вл. Солоухин, известные журналисты М. Веллер и другие.
В русской классической литературе проблему бездуховности людей и общества в целом рассматривал Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Женитьба» и «Мёртвые души» — это книги о бездуховности. Не случайно главное произведение писателя так и названо: «Мёртвые души». Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв… Эти герои Н. В. Гоголя оказываются менее живыми, чем души умерших крестьян, скупкой которых занимался Чичиков.
К сожалению, читая Гоголя, я часто думаю о том, что современное общество потребления ничем не лучше. В сегодняшнем мире тоже немало «мёртвых душ».
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | ИТОГО |
Текст и сочинение №2.(10 баллов), Исходный текст
1.В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. 2.Я обещал.
3.Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. 4.Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался.5. Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
6.—Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фермер. — 7.Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.8. Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. 9.Но потом серое пятно гаснет и — всё.10. Пустота. 11.Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…
12.Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
13.Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
14.С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни.15. В ней сейчас тридцать три дома. 16.Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны.17. Первый телевизор куплен в 1959 году, последний — неделю назад.
18.Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. 19.3атем постановки, то есть спектакли. 20.На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
21.Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи.22. Над этим стоит задуматься.23. Представьте себе передачу об основах стихосложения.24. Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты?25. Отнюдь.26. Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии.27. Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
(По В. Солоухину)
Сочинение
В наше время все больше и больше людей становятся «потребителями». Они не хотят ничего создавать, чему-то учиться, они хотят лишь только пользоваться дарами чужого труда.
В. Солоухин поднимает проблему потребительского отношения к труду.
Я думаю, эта проблема становится актуальней с каждым днем. Многие не обладают какой-то поистине великой целью в жизни, поэтому их мечта ограничивается тем, что бы ничего не делать и получать все, что нужно для роскошной жизни.
Автор считает, что бесконечный поток готовой информации вырабатывает пассивность. Таким образом получается, что люди тратят время впустую, вместо того чтобы использовать его на развитие, обучение чему-либо.
Я согласен с мнением автора, на мой взгляд, жизнь потребителя нельзя назвать полноценной, они не понимают, каких удовольствий лишают себя, даже если обладание материальными благами так важно для кого-то, значительно приятней осознавать, что ты добился и создал все это своими руками. Ярким примером персонажа, не желавшего созидать, является Манилов из произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Он только и может что мечтать, обсуждать что-то, он не способен принимать какие-либо решения, не говоря уже о совершении действий.
В повседневной жизни можно привести в пример использование разнообразных гаджетов молодежью. По моему мнению, какая-то польза в них все-таки есть: иногда полезно отдохнуть, развлечься, но на деле это переходит все границы. Вместо того, чтобы получать образование подростки прямо на уроках играют, слушают музыку. Зачем учиться? Это ведь не так просто, как включить телефон и получить удовольствие от игры.
Хотелось бы сделать вывод: для яркой и настоящей жизни человек должен обладать желанием творить, а не только получать удовольствие.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | ИТОГО |
Текст и сочинение № 3(23 балла).
1.Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы.
2.Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой.3. И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище.4. Он пришёл проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. 5.Я знал, что он ждёт девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська настоял, чтобы я поднялся.
4.Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства.5. Павлика не баловали дома и растили по-спартански.6.Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. 7.Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю послали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто.8. В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. 9.По окончании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр — тогдашний крик моды, смуглой шёлковой рубашки, двух свитеров, роскошного галстука и тёмных очков, почти не встречавшихся в Москве. 10.Но, вернувшись домой, он понял, что наряжаться ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь.
11. Ко времени его ухода в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жестом передал нам свои сокровища. 12.От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. 13.Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру.
14.Теперь Оське ужасно хотелось повторить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается всё, чем владеешь на этом свете. 15.Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фотоаппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а картины — отец. 16.Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электрический утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался — не донести было всю эту тяжесть; еще Оська навязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом.
17.Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. 18.Неужели не было о чём поговорить, неужели не было друг для друга серьёзных и высоких слов? 19.Все было, да не выговаривалось вслух.20. Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. 21.А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «пригодятся».22. «Держи!..» — а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогревайся рефлектором, когда холодно…23. «Бери кофемолку, не ломайся!» — это значит: а хорошая у нас была дружба!.. 24.«Давай, чёрт с тобой!» — а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?..25. «На дуршлаг!» — но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. 26.Это навсегда с нами. 27.Значит, есть в мире и останется в нём…
Сочинение
Существует много способов выразить свои чувства. Можно сказать о них, а можно подарить какую-то вещь, нужную или не очень нужную. В этом тексте Юрий Нагибин рассказывает о том, как ребята в 1941-м году провожали друг друга на войну. Переломный момент истории. Переломный момент в жизни друзей. Прощание, может быть, навсегда… Как выражаются высокие человеческие чувства? Эта проблема волнует писателя.
Бывают такие ситуации, когда слова не нужны. Автор показывает, как чувства могут выражаться в простых бытовых поступках или скрываться в самых обыденных вещах, например, в подаренных лыжах, кофемолке и рефлекторе.
Авторская позиция выражается в следующих словах: «Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов».
Я согласна с автором в том, что слова порой бывают бессмысленными. Нередко поступок намного красноречивее слов. Иногда на человека могут нахлынуть такие чувства, которые нужно пережить самому, ничего не говоря о них другим людям, даже самым близким. Таковы эмоции друзей, прощающихся перед уходом на войну, знающих, что, возможно, они видят друг друга в последний раз. К чему тут слова?
О том, что слова не в состоянии передать сложную гамму чувств, размышляли многие писатели. Например, В. Жуковский посвящает этой проблеме стихотворение «Невыразимое»:
Всё необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» провозглашает: «Мысль изреченная есть ложь…» Поэту знакомо состояние невысказанности, когда высокие чувства, надежда, мечты ощущаются присутствующими в полной мере. В переломные минуты жизни, а именно такие минуты и переживают молодые герои Ю. Нагибина, неудачное слово или неискренняя интонация могут только все испортить. И герои избегают высоких слов. Главное для них не красивые слова, а теплые, искренние и очень прочные отношения, которые их связывают.
«Неужели не было о чем поговорить, неужели не было друг для друга серьезных и высоких слов? Все было, да не выговаривалось вслух». Были чувства, они остались в мире. Встретившись с настоящими чувствами в нашей сегодняшней жизни, мы поймем их без слов.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | ИТОГО |
- Учащиеся находят ошибки в сочинениях (если что-то упустили, учитель обращает на это внимание), оценивают сочинения. Такая работа помогает увидеть то, что выпускники не замечают в своих работах. На чужих ошибках учатся не допускать своих.