Стихотворение в прозе “Порог” Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог – пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей.
Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.
Тургенев удачно облек
в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного Образа женщины-революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла.
Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом
и мещанином, обывателем.
В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. “Дура” и “святая” – эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним “Я”. Ветры революций здесь уже ни при чем.
Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, Эгоизм.
Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.
Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева
... на поклон с повинной головой. Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы ... женское существо прекрасно тем, что оно ... на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова... И однако трагические ноты в творчестве Тургенева - не следствие усталости или разочарования в смысле истории. Скорее, ...
В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между “себе” и “ради чего-то”.
Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе.
Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.
1
votes, average:
5.00
out of 5)