Герои комедии Фонвизина “Недоросль” на Сёзнайке.ру
Комедия «Недоросль» принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль здесь сыграли образы героев произведения.
Именно они, эти герои, придают комедии своеобразие. Можно по нескольку раз перечитывать диалоги героев, и каждый раз открываются новые стороны их личности.
Именно в диалогах они высмеивают, зачастую, сами себя.
Вот, к примеру, Митрофанушка. Его фраза «не хочу учиться, хочу жениться» получила очень большое распространение, её часто можно встретить в разговорах нашего времени.
Обратите внимание
Митрофанушка – избалованный, ленивый и неграмотный недоросль, тщательно опекаемый своими родителями, которых он, впрочем, не ценит совсем. Это видно из его высказывания относительно своих снов.
«Такая дрянь в голову лезла – то ты, матушка, то батюшка», – говорит он. Но и его родители – далеко не пример для подражания.
Матушка его – глупая, скупая помещица Простакова. Она ни во что ни ставит своих слуг, считает образование бесполезным делом. Выше всего она ставит, пожалуй, лесть. Это видно и из того, как быстро меняет она своё отношение к Софье и к её дядюшке Стародуму, когда узнаёт, что тот оставляет Софье богатое наследство. Ещё одно её качество определил сам Стародум – злонравие.
Брат Простаковой – Скотинин. Полностью соответствует своей фамилии. После известия о Софьином наследстве хочет на ней жениться. Причём он не скрывает прямой интерес к наследству. «Суженого конем не объедешь, душенька!» – говорит он Софье «Тебе на свое счастье грех пенять.
Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».
Софья же среди своей родни выделяется. Живёт она среди своей родни практически приживалкой, так как осталась сиротой. Дядя Стародум для неё – самый близкий человек. Софья образованная, любит читать книги.
Очень важна для комедии её беседа со Стародумом, где фактически раскрывается смысл произведения.
Для того, чтобы дать Митрофанушке образование, Простакова нанимает учителей: Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана.
И если первые двое действительно пытаются Митрофанушку научить каким-то наукам, то Вральман даже открыто заявляет Простаковой, что науки – вещь бесполезная, и только он, Вральман, Митрофанушке необходим как учитель, ибо он может рассказать ему об обществе и о том как живут люди. Простакова с ним в этом соглашается. Как мы узнаём позже, Вральман – бывший кучер.
Недоросль Фонвизин Д И
... отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила. Г‑жа Простакова Софья. Да он ... Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра. Г‑жа Простакова., Митрофан. Да видно, брат, поужинал ты плотно. А я, дядюшка, почти и ... ревностию помогает он страждующему человечеству! С каким усердием исполняет он тем самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю ...
Герои комедии – личности очень запоминающиеся, в том числе благодаря своим фамилиям. Их Фонвизин сделал «говорящими». Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Цыфиркин, Вральман – все фамилии указывают либо на характер их владельца, либо на его профессию.
Важно
Комедия «Недоросль» – очень интересное и, как и положено комедии, забавное произведение. А его героев я запомню надолго.
Образ Митрофанушки в комедии “Недоросль”
Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки – это действительно образ «маменькиного сынка».
Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.
У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.
Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха.
Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова “дверь” и “дурак” у него — имена прилагательные.
За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Совет
Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.
Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.
В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…
» Уродливое воспитание принесло свои плоды. Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным.
Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»
Комедия Фонвизина «Недоросль»: краткое содержание, персонажи,
... Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям Учитывая тот факт, что многим из моих читателей предстоит писать сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль» и, возможно, искать в произведении цитаты, краткое содержание ... без денег. Милон и Правдин рассказывают ему, что сестра намерена поженить на Софье Митрофана. Скотинин злится. Появляется Митрофанушка с Еремеевной, которая ...
Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным.
Мало того, само слово “недоросль”, служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок.
Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.
«Недоросль», анализ комедии Фонвизина
«Недоросль»
В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.
«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.
Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.
Основные проблемы
Обратите внимание
Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности.
Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.
Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.
классицизма
Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма : достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию.
В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.
Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин.
Важно
Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера.
Почему чацкий лишний человек. : Чацкий — странный человек ...
... из нее, а Чацкий, выбравшись, вернулся и стал в ней лишним. Воспитание и образование Евгения Онегина ничем не отличалось от воспитания и образования всех светских людей того времени. Мы ... до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Мы живем в передовом обществе, в котором многие могут ...
Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.
Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.
Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными.
Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».
Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.
При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом.
Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца.
Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.
На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.
Совет
Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».
Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин.
Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном.
Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.
Название пьесы, а также имя Митрофана еще при жизни автора стали нарицательными. Мы и сегодня вспоминаем о «Тришкином кафтане», упоминаем другие крылатые фразы из замечательной социальной сатиры Фонвизина.
По произведению: «Недоросль»
По писателю: Фонвизин Денис Иванович
Цитаты о воспитании и воспитателях
Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием. М. Адзельо
Религия и воспитание человека
... религиозное воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и ... иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, ... - на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа - ...
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель
Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. О. Бальзак
Воспитание — великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Г. Белинский
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский
Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский
Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Ф. Бэкон
Воспитание не ограничивается школой. П. Валери
Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер
Воспитание развивает способности, но не создает их. Ф. Вольтер
Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла. Г. Гегель
В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе. К. Гельвеций
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций
Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций
Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. А. И. Герцен
Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. И. Гёте
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте
Учатся у тех, кого любят. И. Гёте
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький
Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста ...
... к делу, и высказать одобрение хорошего поведения товарища. В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей ...
Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт
Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правдив еще лучше. В. Гюго
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль
Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания. Р. Декарт
Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит
Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский
Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег
Истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости. А. Дистервег
Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А. Дистервег
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М. П. Драгоманов
Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании. Жан Поль
Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая тайна и великая задача. Жорж Санд
Обучать — значит вдвойне учиться. Ж. Жубер
Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин
Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин
Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это М. И. Калинин
дело куда более сложное. М. И. Калинин
Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин
Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского
... учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания ... образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, ... ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники ...
Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. М. И. Калинин
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставлении и применение на деле. Я. Каменский
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я. Каменский
Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди. Я. Каменский
Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я. Каменский
Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский
Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Я. Каменский
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу,его в его первую пору жизни. Я. Каменский
Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Каменский
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант
В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. И. Кант
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. И. Кант
Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин
Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший
Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский
Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский
Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться. Л. Колумелла
Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно. Я. Корчак
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Я. Корчак
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Я. Корчак
Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская
Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская
Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская
Стихи о воспитателе, заведующей детского сада
... И чудо-воспитателями! (Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!) "Заведующей" Эти стихи были написаны мною к юбилейной дате руководителя детского сада. Сегодня день особый, необычный. Вы, явно, в настроении отличном! ...
Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. Н. К. Крупская
Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. Н. К. Крупская
Изыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит лишиться всякого их доверия и уважения. Ж. Лабрюйер
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин
Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель. Ш. Летурно
Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. Д. Локк
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Д. Локк
Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А. В. Луначарский
Воспитание — хлеб души. Д. Мадзини
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А. С. Макаренко
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А. С. Макаренко
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А. С. Макаренко
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. А. С. Макаренко
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко
Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...
... уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы; предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура» в психолого-педагогических исследованиях ...
Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях. Б. Мандевиль
Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен
Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс
Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. К. Маркс
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д. И. Менделеев
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев
Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. М. Монтень
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень
Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М. Монтень
Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков
Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский
Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали. Б. Паскаль
Воспитание и только воспитание — цель школы. И. Песталоцци
Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Песталоцци
В воспитании нет ничего ничтожного. Н. И. Пирогов
Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников. Н. И. Пирогов
Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов
В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх
Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан
Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Д. Рескин
Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Ж.-Ж. Руссо
Истиннее воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.-Ж. Руссо
Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него, — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Ж.-Ж. Руссо
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Ж.-Ж. Руссо
Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Ж.-Ж. Руссо
Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин
Воспитание можно рассматривать как непрерывное приобретение тех знаний, которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества. А. Сен-Симон
Уча других, мы учимся сами. Сенека Младший
Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание. А. Сент-Экзюпери
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких. Сократ
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. В. А. Сухомлинский
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский
Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р. Тагор
Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера. Э. Тельман
Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Э. Тельман
Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важнее, он получает сам. Э. Тельман
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л. Н. Толстой
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л. Н. Толстой
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой
Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. И. С. Тургенев
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский
Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К. Д. Ушинский
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Д. Ушинский
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. К. Д. Ушинский
Самая важная часть воспитания — образование характера. К. Д. Ушинский
Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс
Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. А. Франс
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способность находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Э. Хаббард
Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфилд
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно. Ф. Честерфилд
Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов. Н. Шамфор
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет
Анализ комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”
В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д.И.Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.
Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны.
А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался.
Чему мог выучиться Митрофан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офицером или чиновником? Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.
Часто высказывалось мнение, что Стародум, Милон, Софья, Правдин — это идеальные герои, что русская действительность не имела таких людей и что автор выдумал их.
Но среди знакомых Фонвизина были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встречались образованные и чуткие девушки, напоминающие Софью.
Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прототипов.
С еще большей уверенностью изображал он Простако-вых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворянства второй половины XVIII века.
Совет
Для современников Фонвизина речи Стародума звучали политически остро и мудро. Автор устами этого героя излагал патриотические убеждения лучшей части общества.
Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обращаясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» должен я вашей особе.
Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьей составил я целые явления».
Фигура Простаковой изображена Фонвизиным с необычайной верностью и реалистичностью. Он понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, — любви, которая, в сущности, губит ее сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крестьянами, жалка при встречах с Правдиным и Стародумом. Фонвизин ясно показывает, что Простаковы не должны управлять людьми.
Цитаты положительных героев
Стародум
Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.
Вот злонравия достойные плоды.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наличные деньги — не наличные достоинства
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.