В русской литературе, да, пожалуй, и в мировой, существуют всего два произведения такого масштаба, где частное сливается с общим, конкретные картины жизни выдуманных персонажей переплетены с историческими событиями и лицами и существуют с ними на равных правах; где строго соблюдается принцип объективности в воссоздании действительности, где показан и философски осмыслен широкий срез эпохи, где общечеловеческий аспект преобладает над идейными убеждениями и пристрастиями писателя. Это «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.
Можно сказать, что в основе шолоховской эпопеи тоже заложена антитеза воины и мира. Нормальный, человеческий быт донских казаков противопоставлен античеловеческой сущности войны. Особенно подчеркивается трагизм гражданской, братоубийственной войны. Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана через судьбы донских казаков, а более конкретно — через судьбу мелеховской семьи и жизненный путь Григория.
Действие четырех книг «Тихого Дона», состоящих из восьми частей, охватывает около десяти лет: с мая 1912 по март 1922 года. В романе более 600 персонажей, многие из которых погибают. Повествование включает большое количество исторических документов, вставные эпизоды (например, исторический эпизод с официальным героем Кузьмой Крючковым и дневник убитого Тимофея), которые почти не связаны с основным действием и главными персонажами.
Название романа соответствует эпическому размаху произведения, символизирует течение жизни, величественность природы и мудрость ее законов. Однако есть в слове «тихий» и значительная доля горькой иронии. Какая может быть тишина в эти трагические годы! В эпиграфах романа, взятых из старинных казачьих песен, дается народное восприятие образа «батюшки тихого Дона» , который «украшен молодыми вдовами», « цветен … сиротами», « наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами» .
Автор романа-эпопеи представляется как человек, беззаветно влюбленный в донскую землю, в культуру и быт казаков, прекрасно знающий традиции, диалект, песни и обряды казачества. Он симпатизирует идеям казачьего самоуправления, не любит «иногородних », т. е. не казаков, недолюбливает, как и его герои, интеллигенцию и дворянских офицеров, относится к труду землепашца как к празднику, поэтизируя картины полевых работ.
Духовная высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
... они просто делают свое «дело», «бессознательно» участвуя в «роевом» движении человечества. Духовная высота “простого человека” в романе Толстого “Война и мир” Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева. ... с вопросами другого рода: “Что в нем выражено?”, “Как он включен в толстовское сцепление идей?” Существует мнение, согласно которому Каратаев – назидательная ...
Шолохов изображает в романе казачество — элитное военно-земледельческое сословие, которое формировалось по аналогии с дворянством. Его герои — люди свободолюбивые, гордые, тонко чувствующие природу, имеющие свой колоритный язык.
Их нравственные устои и жизненный уклад характеризуются сочетанием двух взаимоисключающих начал: крепкой традиции и внутренней свободы, формального христианства и природного язычества.
Это сказывается в их характерах, в устройстве семьи, в отношении к жизни. Несколько столетий казачество сохраняло в неизменности свои традиции, которые и1’l»еют глубокие корни в русской народной культуре, давно утраченной.
Получается, что именно этот глубоко индивидуальный, яркий, колоритный народ выражает трагедию всего русского народа, как и образ непохожего на других, «горбоносого, диковато-красивого» казака с турецкой кровью, Григория Мелехова, отражает судьбу донского казачества.
Однако при всей любви к казакам Шолохов далеко не идеализирует их, показывая их жестокость (расправа с турчанкой, бабкой Григория, которую заподозрили в колдовстве, предыстория Аксиньи, побои, которые она терпит от мужа и т. д.), зависть и злорадство, невежество, кичливость званием казака, которая приводит к жестоким дракам с «иногородними».
Близкие к природе, вольные, свободолюбивые люди часто живут страстями, не укрощенными интеллектом или духом. Шолохов много раз подчеркивает звериные черты в казаках, особенно в юном Григории частенько просматривается нечто «ввероватое».
Однако есть в них и природная чуткость, и сострадание, особенно тонкое восприятие животного мира, они жили в относительной гармонии с природой, пока ее не разрушила война.
Им было за что воевать, что отстаивать, поэтому именно казаки были самыми непримиримыми врагами советской власти, которая уничтожала основы их бытия. «Земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах»,- часто повторяет автор.
Война нарушила равновесие, разрушила единство народа, пробудив звериные инстинкты и чудовищную жестокость, причем даже в женщинах, призванных созидать, а не разрушать. Сцены убийств у Шолохова порой болезненно натуралистичны: Дарья убивает кума Котлярова, Митька Коршунов вырезает всю семью Кошевого, а Кошевой, в свою очередь, убивает древнего деда Гришяку и жжет дома своих врагов.
Автор поднимается над идейными пристрастиями и создает объективную картину самоуничтожения и насильственного истребления казачьего народа, его быта, его будущего.
Войне он противопоставляет любовь к земле, к родным, проверенную испытанием и временем любовь к женщине, символизирующую неистребимую силу жизни. В этом заключается глубокий гуманный смысл роман