Образ России в повести И.Бунина «Деревня»

Сочинение

Образ России в творчестве И.А. Бунина

Образ России в творчестве И.А. Бунина.

Гондарук Марина 11 А класс

МКОУ Заброденская СОШ

Калачеевского района Воронежской области.

Учитель: Костина Е.Н.

Пылай, играй стоцветной силою, Неугасимая звезда, Над дальнею моей могилою, Забытой Богом навсегда!

И.А. Бунин

В 1953 году в Париже в бедности и забвении умирал великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Последние годы писатель жил одной мыслью, одной надеждой – вернуться на родину. Позади были тяжёлые годы эмиграции. Тяжёлые, несмотря на всемирное признание, ведь Бунин — первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию за достижения в области литературы в 1933 году.

Бунин не принял революции 1917 года, считал её величайшей трагедий России и своей личной трагедией. Он покинул родину, потому что не мог физически выносить того ужаса, который творился в это время в его Отчизне. Он люто ненавидел тех, кто погрузил страну в хаос и залил её кровью. Он остро чувствовал, что его России больше нет. Об этом он пишет в «Окаянных днях»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»

Он уехал, но Россия осталась в его сердце, в его воспоминаниях, в его книгах, стихах, потому что произведения, которые он написал в эмиграции только о ней, о Родине.

Какая же она бунинская Россия?

Мы открываем томик произведений Бунина, находим рассказ «Антоновские яблоки» и погружаемся в поэтичный, наполненный яркими красками и тонкими ароматами мир старинных дворянских усадеб. Мы видим старый сад, «весь золотой, подсохший и поредевший», мы чувствуем «тонкий аромат опавшей листвы», мы слышим скрип телег и глухой стук антоновских яблок, ссыпаемых в кадки. Вместе с автором, который гостеприимно приглашает нас зайти в старинный дом, проходим мимо «кресел, столов с инкрустациями и зеркал в узеньких и витых золотых рамах». Писатель заставляет нас почувствовать запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», «кисловатый» запах старинных книг.

Вместе с ним мы выбегаем не рассвете в сад, ощущая утреннюю прохладу, даже зябко ёжимся, когда читаем: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад,наполненный лиловатым туманом…».

27 стр., 13486 слов

Отечество. Дым. Эмиграция. Русские поэты и писатели вне России. ...

... Бунина. В 1937 году писатель завершил философско-художественную книгу «Освобождение Толстого». А потом — война, старость. 30 марта 1943 года Иван ... в жизни Бунина. Вначале Горький помогал Бунину, считая его «первым писателем в России». В ответ Бунин посвятил Горькому ... «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое, — отмечал в «Силуэтах русских писателей» Юлий Айхенвальд, ...

Перед нами оживает неповторимо яркая, живая картина русской природы, деревенской помещичьей усадебной жизни. Это тот миропорядок, в котором жили наши, теперь уже далёкие предки на протяжении столетий. Это тот мир, о которым мы ничего бы не узнали, потому что прервалась связь поколений, потому что калёным железо выжигали всё то, что было связано с ним, с этим неспешным, поэтическим, воспетым классиками миром дворянской культуры и быта. Но он не исчез бесследно. И.А. Бунин бережно сберёг его для нас на страницах своих произведений. И вот рядом с полотнами Нестерова, Левитана, музыкой Рахманинова плетётся тонкая вязь великолепной, поэтичной бунинской прозы, сохранившей для нас «всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…», которые зовутся Россией.

Россия Бунина – это богатая, похожая на лубочную картинку масленичная Москва: душные трактиры, в которых подавали стопки «залитых сверх меры маслом и сметаной» блинов»; «снежные тротуары», «зелёные звёзды», сыплющиеся с проводом; Охотный ряд, «слишком новая громада Христа Спасителя», «что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах», Художественный театр, «Метрополь». Это раскольничье Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь с его «кирпично-кровавыми стенами». Сюда любила ездить героиня рассказа «Чистый понедельник», странная загадочная девушка, молодая, необыкновенно красивая, богатая, познавшая счастье взаимной любви, та, которая в чистый понедельник решила круто изменить свою жизнь и посвятить её служению Богу. Непостижимый, загадочный русский характер, в котором воплотились два начала, две культуры, две цивилизации: восточная и западная. Создавая рассказ «Чистый понедельник» в тяжёлом для России военном 1944 году, Бунин надеялся: жажда душевной чистоты, вера, жертвенный подвиг, мощные духовные корни, составляющие основу русского национального характера, не дадут народу сломаться, и выживет он, и спасётся, и выстоит в тяжких муках и страданиях, пройдя через испытания, воскреснет Россия.

В последние годы жизни Бунина интересовало всё, что связано с Россией. Он читал сводки с фронта, читал произведения советских писателей, восхищался поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин», считая её подлинно народной, не мог сдержать слёз, когда узнал, что в Советской России издают его книги. Бунин мечтал вернуться на родину…

Перед смертью он просил похоронить его в склепе, в цинковом гробу, чтобы хотя бы прах его вернулся когда-нибудь в родную русскую землю… Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сент-Жененвьев-де-Буа под Парижем.

В последнее время мы видим, как Россия постепенно возвращается к себе, к своему историческому прошлому, к своим святыням. В Россию вернулся Крым, земля священная для каждого русского человека. Я мечтаю о том, чтобы и прах великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина возвратился на родину, а его бессмертная душа, душа странника и скитальца, нашла успокоение там, за пределами земной жизни.

Образ России в прозе И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»

Тема России в произведениях Бунина

Как и всякий русский поэт, И. А. Бунин впитал в себя классическую традицию воспевания России. Для него, выросшего в отцовском имении, среди неяркой и незвонкой красоты русской природы, родина начиналась именно здесь. Отзвуки этой очарованности мы находим уже в ранних стихах поэта, которые так и называются: «Родине » (1891), «Родина» (1896).

2 стр., 825 слов

Сочинение тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья

... двух людей рядом. Без нее жизнь вместе — тесная тюрьма. Творчество другого писателя русского зарубежья — И. А. Бунина — посвящено одной основной теме — теме любви. Его сборник рассказов «Темные аллеи» — шедевр любовной прозы. ... на нее, успел заметить только бледность щеки, темный завиток волос, ожерелье, но в его памяти уже вспыхнула вся она, с огромной силой вспыхнула любовь. Виктор Иванович ...

В стихотворении «Родине» (1891), еще во многом подражательно-декоративном, Россия предстает в образе нищей крестьянки:

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим

видом черных хат.

В стихотворении «Родина» привычная российская даль навевает смутную тоску:

Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым, И далеко до деревень.

Во многих ранних стихотворениях Бунина звучат былинные и сказочные мотивы, возвращающие нас в Древнюю Русь и в дохристианские времена — «На распутье» (1900), «Вирь» (1900), «После битвы» (1903), «Канун Купалы» (1903), «Степь» (1912).

В стихотворении «Степь» даже чувствуется былинная распевность:

Синий ворон пьет глазки до донушка, Собирает по косточкам дань. Сторона ты моя, сторонушка, Вековая моя глухомань!

Это возвращение к истокам тоже было характерным для русской культуры начала прошлого века (достаточно вспомнить полотна В. Васнецова и раннего Н. Рериха, русские сказки А. Н. Толстого).

Былинная древняя Русь постепенно накладывалась в сознании поэта на современную Россию с ее отсталостью и нищетой. Разразившаяся мировая война усугубила надвигающийся кризис. Предчувствие катастрофы сквозит в стихотворении «Канун»:

Вот встанет бесноватых рать И, как Мамай, всю Русь пройдет… Но пусто в мире — кто спасет? Но бога нет — кому карать?

Но Россия открывалась Бунину не только в нищете и заброшенности убогих селений. Он видел ее и в многоцветье весенних степей, алом вечернем небе, золотых осенних рощах:

В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый. («Молодость», 1916) Печален долгий вечер в октябре! Любил я осень позднюю в России. Любил лесок багряный на горе, Простор полей и сумерки глухие… («Запустение», 1903)

Одухотворяют просторы и пейзажи люди, мирные крестьяне-хлебопашцы. Бунин описывает их с умилением:

По борозде спеша за сошниками Я оставляю мягкие следы — Так хорошо разутыми ногами Ступать на бархат теплой борозды! («Пахарь», 1903–1906) О своей старой няне Бунин пишет: Отчего в глазах Столько скорби, кротости?… Лапти на ногах, Голова закутана Шалью набивной, Полушубок старенький… «Здравствуй, друг родной!..» («Няня», 1906–1907)

Бунина, как и других его современников, волновала судьба России. Уже в одном из ранних рассказов, написанных в 1900-е годы, Бунин спрашивал себя, с грустью глядя в «жуткие дали» России: «Что общего осталось у нас с этой лесной глушью? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях, мне ли помочь им?» («Новая дорога»).

Тем не менее уже в те годы он напряженно исследовал русскую действительность, искал в ней что-то светлое и достойное. Так появились рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон», «Птицы небесные». В отличие от многих писателей-современников у Бунина не было чувства вековой вины интеллигента перед забитым и нищим русским крестьянством. Поэтому в его рассказах о деревенской жизни, в частности в «Антоновских яблоках», иногда усматривают поэтизацию крепостного времени. На самом деле свежий запах антоновских яблок символизировал для писателя прежде всего здоровье, простоту и домовитость крестьян, разумный трудовой быт, здоровые устои деревенской жизни. Эти устои основаны на неразрывных узах с землей. Именно они создали неповторимый пласт отечественной народной культуры, которая постепенно исчезает, разъедается городской цивилизацией. Поэтому рассказ «Антоновские яблоки» имеет подзаголовок «Эпитафия». Деревня смиряется и сиротеет. И рассказы Бунина кажутся поэмой запустения помещичьих гнезд и глухих деревень.

Но герои Бунина страдают не только и не столько от социальной несправедливости, от разорения и угнетения. В большинстве своем его герои (мужики, разорившиеся помещики, священники, барышни) задумываются над вечными вопросами бытия. Писателя остро интересует мироощущение представителей разных социальных слоев (крестьян, разночинцев, помещиков), соотношение их духовного опыта, его истоки и перспективы. Эти интересы не уводили Бунина от реальной действительности, ибо именно она определяла взгляды и чувства его персонажей. И особенно мучителен для Бунина разрыв между внешними побуждениями и действительным положением вещей. При этом Бунин далек от идеализации крестьянства. Он показал, как многовековое рабство одинаково искалечило души и крестьян, и помещиков, как разрушительно воздействует рабский труд на человеческую личность. Рассказы «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Веселый двор» (1911), «Захар Воробьев» (1912) и другие, которые сам автор позднее назвал «беспощадными», показали читателям другую, непривычную, Россию, вскрыли самосознание масс на переломе, раскрыли противоречия русской души. Таков, например, главный герой рассказа «Деревня» Кузьма Красов, стремящийся к свету и добру, но раздавленный тупым и тяжким бытом и злобой остальных жителей Дурновки. А в «Суходоле» беспощадно рассказывается о духовном оскудении барчуков, упадке «дворянских гнезд» в начале прошлого века.

Судьба обрекла Бунина на расставание с родиной. Однако его рассказы и стихотворения, написанные вдали от России, по-прежнему неразрывно связаны с ней, ее широтой и несуразицей. Герои и героини его рассказов просто жили естественной жизнью, пытаясь осмыслить собственное предназначение на земле. При этом в ткань бунинских рассказов органично вплетаются раздумья самого писателя над существующими связями между прошлым и будущим, национальным и общечеловеческим, сиюминутным и вечным, определяющими судьбу России. Он пытался понять, что же представляет собой характер русского человека, русская душа. Бунин видел, что жизнь меняется, что возврата к прошлому нет и не может быть. Поэтому в его рассказах время неумолимо отсчитывает срок, отпущенный старому миру. Но каким будет новый мир, что ждет Россию, он предвидеть не мог, с ужасом описывая в «Окаянных днях» кровавую смуту революции. Поэтому Россия Бунина осталась заповедной страной одухотворенных пейзажей и надломленных людей, ищущих и не находящих свое место в новом мироустройстве.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  1. Широта и многообразие мотивов прозы Бунина.
  2. Тема России — уходящего прошлого.
  3. Произведения о России периода эмиграции.
  4. «Темные аллеи» — новеллы о любви.
  5. Трагическая любовь в произведениях Бунина.

Проблемы и тематика бунинских произведений менялись на протяжений всего его творчества. Писатель затрагивает широкий круг тем, волнующих мыслящего человека на рубеже веков. Однако тема России, Родины является одной из главных и постоянных тем, к которым обращался Бунин. Уже в начале 1900-х годов в его творчестве появляется тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение этой проблемы мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Писатель-реалист видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений. Он правдиво показал темноту и косность старой русской деревни, создал много запоминающихся характеров русских крестьян. На страницах его произведений возникают картины, овеянные глубоким чувством любви к родине.

В повести «Суходол» решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих «дворянских гнезд». Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести «Суходол» сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Тема России не исчезает из его творчества и после эмиграции. Наоборот, она становится еще ярче и пронзительнее. Писатель по-новому смотрит на Россию, еще дореволюционную, имея возможность сравнить ее с советской Россией. Роман «Жизнь Арсеньева» (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале, главными его темами являются тема родины, природы, любви, жизни и смерти. Здесь порой даже поэтизируется прошлое монархической России, что вызвано ностальгией автора по безвозвратно ушедшему, по России его молодости, с которой было связано столько надежд и приятных воспоминаний.

В Париже Иван Бунин пишет цикл рассказов «Темные аллеи». В «Темных аллеях» Бунин пишет о любви — чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноименный рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу.

В этих новеллах действие разворачивается очень быстро, стремясь к развязке, сюжет сжат, в нем нет побочных линий. Несмотря на эти особенности жанра, автору удалось полно раскрыть тему трагической любви людей различных сословий.

Цикл рассказов «Темные аллеи» критика определила как «энциклопедию любви» или, еще точнее, — «энциклопедию любовных драм». Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Антигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же можно отнести написанный до «Темных аллей» рассказ «Солнечный удар») показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине.

Бунин пишет о том незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что «осталось позади». Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутнен-ности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бу-нинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. «Любовь — высший судья в человеческих отношениях», — утверждает Иван Бунин. Человек в произведениях Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда.

Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются. Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить высокой ценой.

О книге «Темные аллеи» автор написал в апреле 1947 года: «Она говорит о тра-гичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни».