Тема милосердия в современной прозе
Милосердие… Если заглянуть в словарь В.И. Даля, то можно прочесть следующее определение: «Сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».
Бесспорно, в воспитании милосердия нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает той способностью проникать в ум человека, задевать струны его души, которая в данном случае так необходима. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живительная влага падает на благодатную почву.
Проблему милосердия в отечественной прозе затрагивали еще русские классики. Это и АС. Пушкин, призывавший «милость к падшим», и А.П. Чехов, презиравший самодовопьное счастье мещанина: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
Не оставили эту тему и современные писатели: Валентин Распутин, Владимир Железников, Борис Екимов…
На долю героя рассказа В. Распутина «Уроки французского» выпали суровые испытания. В трудное послевоенное время приехап он из деревни в город, чтобы учиться в средней школе. «Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было ппохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни!»
К бедам одинокого человека прибавипся голод. Скудные припасы, которые приспапа старшему сыну мать, отрывая от других своих детей последний кусок, кто-то воровал. И мальчик погибал. Погибал не только физически, но и духовно. Вместе с его телом погибала вера в добро.
Но, к счастью, в самые трудные минуты по- явился рядом с мальчишкой человек, протянувший руку помощи. Учитепьница французского языка стала пригпашать подростка к себе в дом на дополнительные уроки, а после уроков играть с ним в «при- стеночек» на деньги. Убедившись, что гордый мальчишка не примет открытой помощи, учительница пошла на эту маленькую хитрость «конечно принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
По произведению : Современная проза о милосердии и сострадании
... других..." Тема милосердия и сострадания человеку волнует таких современных писателей, как Валентин Распутин, Владимир Железников, Борис Екимов. Так, на долю героя рассказа В. Распутина "Уроки французского" выпали суровые ... нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
Но в мире нет ничего идеального. «Это преступление. Растление. Совращение»,-задыхаясьот гнева, говорит директор школы. В приливе педагогической ярости он не может за азартной игрой увидеть, что происходящее в доме Лидии Михайловны — не просто уроки, а уроки милосердия, уроки веры в добро.
Рассказ В. Распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, о нерушимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Пусть учительница уехала, но она незримо продолжала оставаться рядом с мальчишкой, заняв в его жизни такое же место, как и мать, став судьей всех его дальнейших поступков.
Через годы Лидия Михайловна, как пишет автор, не вспомнит, как она посылала ему по почте макароны. В. Распутин спрашивает у себя: «Почему?» И сам же отвечает: «Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут, в сущности, нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны, кто его принимает. Так и должно быть… И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, значит, оно обошло людей, и тем шире круг его действия».
Отголоски различных перекосов в жизни нашего общества коснулись и нашего времени. Попрание законов милосердия привело к тому, что они обесценились. О том, как страшно отразился этот процесс много лет спустя на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести «Чучело» Владимир Железников.
В повести В. Железникова, как и у В. Распутина, есть слабое существо, нескладная, со странностями девочка Лена. Очень быстро она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена не виновата (даже ее друг), но предпочитают молчать об этом. И как же жестоко звучат язвительные попреки жертве! «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о- о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в их еще юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего?
Исследование истоков жестокости, которое проводит В. Железников, превращается в исследование негативных сторон жизни нашего общества. И вдруг начинаешь понимать, что нельзя обвинять в жестокости только одноклассников Лены. Это вина и взрослых.
Уродливые явления нашей жизни отражаются в поступках героев книги. «Он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя после себя крики возмущенных жертв», — так сказано о Вальке по кличке Живодер. Он ловит и сдает на живодерню собак, расстреливает консервными банками кошек и собак, поджигает старый дуб.
«Каждый должен получить по заслугам», — с таким лозунгом живет Железная Кнопка. Это она так методично выискивает среди ребят предателя, а потом так же методично добивается исполнения наказания, не разбираясь в степени вины Лены.
А разве не так поступают иные взрослые?
Образ доктора пирогова в рассказе куприна «чудесный доктор»
... doktor Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение Важным персонажем рассказа ... жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу. Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе ... милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». ...
Повесть кончается отъездом Лены из города, отъездом, похожим на бегство. Но В. Железников дает мучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кто изгнан ими. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Пусть поздно, но приходит к ребятам сознание того, что нельзя жить по звериным законам: «Тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила их сердца и требовала выхода».
О необходимости воскрешения милосердия говорит и Борис Екимов, ярко заявивший о себе в литературе 80-х годов. Он ведет свой рассказ о донской земле, казачьих хуторах, где раньше кипела жизнь, а теперь доживают свой век старухи.
В рассказах Б. Екимова описываются случаи, где безразличие проявляется и в отношении к людям, особенно старикам и старухам. Почти каждый вечер бродит по соседям баба Мотя и просит: «Посидите со мной Христа ради, а то я боюсь. Моих нет и нет». Сначала с бабой Мотей сидели, но скоро это всем надоело «Сколько людей, а некому посидеть со старухой», — горестно вздыхает баба Мотя.
Но недаром сборник рассказов Б. Екимова носит название «Живая душа». Здесь, как и у Распутина, писатель рассказывает о людях, творящих милосердие. Они возвращают старикам так необходимое им тепло, исцеляют их своей добротой. И в роли целителей выступают не только взрослые (рассказ «Как рассказать…), но и дети (рассказ «Некому посидеть со старухой»).
Мне хочется верить, что наше поколение сможет восстановить попранные законы милосердия, сделать их главными. И в этом всегда надежным помощником будет книга, освещающая и освящающая этот долгий путь к светлому будущему.
Я надеюсь, что этот день придет.