тяжело переживал нападки на свое произведение. Мучительная мысль о том, что он призван в этот мир, дабы показать подлинную Россию русскому народу, не покидает писателя.
Наступают годы скитаний,
Около 10 лет отдал этому труду. Недовольный ранней редакцией второго тома, он сжег ее в 1845 г. Через три года Гоголь вернулся к своей работе и продолжал ее до последних дней жизни. Новая редакция второго тома «Мертвых душ» опять не удовлетворила писателя: за несколько дней до своей кончины он уничтожил и эту рукопись.
Почему же писателю не удалось реализовать свой замысел?, Своих положительных героев он ищет среди дворянства
уничтожения первой редакции второго тома «Мертвых душ» решает написать произведение в другом жанре, но все равно поставить в нем все наболевшие вопросы русской действительности и заодно решить их. Таким произведением стали «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в 1847 г. Отчасти в них были использованы письма 1843-1846 гг., но большинство статей были написаны специально для этой книги.
Гоголь хотел ознакомить читателя с «бедами, происходящими от нас самих внутри России». Обращаясь к людям разных званий и положений, писатель призывал их объединиться в борьбе против всех зол, против взяток, лени, корысти, невежества.
Спасение России он видел
Демократическая печать сурово осудила эту книгу. Особенно болезненной для писателя была рецензия Белинского — ведь именно он указал когда-то на истинное значение творчества Гоголя, поставив его во главе русской литературы.
В письме к Белинскому Гоголь
Письмо Белинского было полно гражданского негодования, «оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства». Он подверг сокрушительной критике реакционно-утопическую программу Гоголя, противопоставляя ей первоочередные требования прогрессивного развития России и, прежде всего, уничтожение крепостного права. Ужасным зрелищем назвал он крепостную страну, где люди торгуют людьми, где нет «даже полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей»,
«Выбранные места из переписки с друзьями» были пронизаны мистикой, славянофильскими идеями о том, что русский народ, как якобы самый религиозный народ в мире, найдет спасение от всех бед в религии. Белинский подверг резкому осуждению эти взгляды, доказывая, что в народе еще много суеверия, но нет и следа религиозности, а по натуре своей он глубока атеистичен.
Творческая индивидуальность Н.В. Гоголя: современный контекст изучения
... писателя и историко-функциональном изучении литературы (В.А. Воропаев "Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество", "Николай Гоголь. Опыт духовной биографии", С.А. Павлинов Тайнопись Гоголя. "Ревизор", И.А. Виноградов "Гоголь - художник и мыслитель: ... двухсот пятилетие со дня рождения Н.В. Гоголя. В литературу он вошел как самый таинственный писатель России. Но не только творчество, но и жизнь его была ...
С возмущением писал
она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, и поэтому всегда готова простить писателю плохую книгу, но никогда не простит ему книги зловредной.
Критик призывал Гоголя, который когда-то своими глубоко истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, дав ей взглянуть на самое себя как будто в зеркало, отречься от «Выбранных мест из переписки с друзьями» и грех издания этой книги искупить новыми творениями.
Письмо Белинского потрясло Гоголя
Весной 1848 г. Гоголь возвращается на родину и поселяется в Москве. Живет уединенно, много работает, но религиозно-аскетические настроения, которые все более овладевают им, не удается преодолеть. По-прежнему большую власть над ним имели церковники. Священник Матвей Константиновский, желая «очистить совесть» писателя и приготовить его к «непостыдной кончине», изнурял его постами и молитвами, постоянно упрекая в неправильной жизни, требуя отречься от своих произведений, даже от как от «грешника и язычника».
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г
Гоголь не раз говорил, что для него не писать, не работать — значит не жить. Если он не способен работать, продолжать творить — значит надо проститься с жизнью, уйти. Через 10 дней после сожжения второго тома, 21 февраля 1852 г., писатель скончался. Похороны Гоголя превратились в демонстрацию. «Вся Москва была на этом печальном празднике»,- вспоминал один из современников.
- «Вся мученическая художественная деятельность Гоголя,- писал И. С. Аксаков,- его существование, писание «Мертвых душ», сожжение их и смерть — все зто составляет огромное историческое событие».
- «Это страшная смерть, историческое событие, понятна не сразу,- вторил ему И. С. .- Это тайна, тяжкая грозная тайна — надо стараться ее разгадать. Трагическая судьба России отражается на тех русских, кои ближе других стоят к ее недрам,- ни одному человеку, самому сильному духом, не выдержать в себе борьбу целого народа, и Гоголь погиб!»