Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.
Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.
[/su_box]
Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.
Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.
Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет.
Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.
Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.
И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»
Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...
... «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается ...
[/su_box]
Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.
В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.
В помощь ученикам
Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, мощные и жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный»… Романтические образы М.
Горького чаруют читателя своей красотой и силой. «Рожденный ползать летать не может!» Однако не хочется в отчаянии складывать крылья, читая эти слова.
Ведь каждому человеку хотя бы раз в жизни хочется ощутить себя крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым и сильным, как Данко.
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»,- этой мыслью, вложенной в уста старухи Изергиль, определяются герои романтических произведений Горького. Одни воплощают этот девиз в жизнь, другие отвергают
Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах.
Писатель с волнением и восторгом описывает кульминационный момент подвига: вырванное из груди сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим великим факелом любви к людям, а тьма разлетелась от света его…». Данко – это образ человека, который может осветить дорогу из душного болота дикости, совершить подвиг, «не прося… ничего в награду».
Бескорыстие людей подвига воспевает Горький в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые погибли бы от своей неспособности к действию. Вот удивительно только, что люди этого подвига и не заметили. И даже нашелся осторожный человек, который «наступил на гордое сердце ногой».
Высоко предначертание человека – творить подвиги! И даже сила характера сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смел, дерзок и горд человек-птица.
Однако смелость его направлена лишь на то, чтобы противопоставить себя племени. Происхождение этой смелости в желании быть «первым на земле», в желании власти над людьми. А неуемная гордость его – это скорее гордыня индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество.
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького ...
... произведения «Сон смешного человека» Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из ... являются полными противоположностями друг другу. Данко – обладатель чистого, искреннего и любящего сердца, живущий, чтобы служить другим людям, добрый и бескорыстный человек. Ларра же – эгоистичный гордец, ...
И если однажды в порыве отчаяния он выхватит из груди свое сердце, то отпугнет оно людей ледяным холодом.
Каков будет выбор человека – жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям – это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные, способные к самопожертвованию.
Рассказ “Старуха Изергиль”
Рассказ “Старуха Изергиль”
Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году.
Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает в себя две истории (о JIappe и о Дан – ко), которые рассказчик называет “сказками”.
Сюжет и композиция
В Бессарабии, на морском берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три истории. Первая – о Ларре, который был наказан за гордость. Вторая история – о жизни самой Изергиль, представленной чередой любовных историй. Третья – “сказка” о Данко, который вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу соплеменникам.
Композиция рассказа достаточно сложна,. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится натри части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко).
При этом каждая из них целиком подчинена одной цели – изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком.
Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
Тематика и проблематика
В “Старухе Изергиль”, как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли существование сильной личности? “Сказки”, рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы.
Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен “антигерой”, в каком-то смысле соотносимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции.
Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием – вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.
Не случайно сюжет этой “сказки” заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога.
Вторая легенда – легенда о Данко. Данко тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот,
То обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где Лappa презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.
Первая и последняя легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Ларры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа.
Жизнь человека — рассказ Леонида Андреева
... но андреевскую пессимистическую концепцию человека он отрицал самым решительным образом. "Жизнью Человека" начинается новый этап в творчестве писателя. Если до сих пор Андреев шел за Горьким, то ... Ложь и несправедливость в жизни, в организации общества, в отношениях между людьми, вызывающие страдания простого, маленького человека - вот главная тема многих рассказов Л. Андреева. ("Петька на даче", " ...
И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому.
Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, – их боятся.
Финал обеих легенд трагичен.
Для Ларры, в котором просыпается, в конце концов, человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко “один осторожный человек” затаптывает в грязь.
Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует не только образ Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.
Оба героя – Данко и Ларра – фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини – Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества.
Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не “примеряется” к жизни, а берет от нее все, что может.
Любой человек – и Изергиль это доказывает личным примером – должен стремиться к высшему, потому что в жизни “всегда есть место подвигу”.
(No Ratings Yet)
Сюжет, композиция и проблематика рассказа Горького “Старуха Изергиль”
Рассказ “Старуха Изергиль ” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.
Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.
[/su_box]
Когда Ларре сказали, что “за все, что человек берет, он платит собой”, себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться “целым”. Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше другихлюдей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.
Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.
Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды – Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “я”, то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак “сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе”.
Изергиль, скрипучий голос которой “звучал, как будто это роптали все забытые века”, рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: “В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?” только с мудростью прошлых лет.
4 стр., 1727 словХарактеристика данко из рассказа старуха изергиль кратко. О чем ...
... образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время». творчества Максима Горького Вконтакте История создания , Алексей Пешков легендарные люди ...
Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.
Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.
И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам”. Не менее важен и второй вывод Изергиль: “Каждый сам себе судьба!”
[/su_box]
Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но “осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями “о великом горящем сердце”, Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.
В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.
Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев (“Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко”), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.
(Пока оценок нет)
Loading…
Сюжет, композиция и проблематика рассказа Горького “Старуха Изергиль”
Сочинение по Рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением.
Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла.
С думой о России и о человеке по произведениям Куприна и Бунина
... высокохудожественные произведения, проникнутые любовью к русским людям и русской природе, все больше и больше становились известными после войны в нашей стране. И в настоящее время Бунин предстает ... присутствует и другой мотив, мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни. Но для Бунина хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь, описанная в рассказе!» Известности и репутации Бунина на ...
Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности.
Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время.
Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость.
Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость.
Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.
На этой странице искали :
- сочинение на тему в чём красота подвига данко
- максим горький старуха изергиль сочинение
- сочинение в чем красота подвига данко
- сочинение по рассказу м горького старуха изергиль
- сочинение по рассказу Детство Максим горький
Сохрани к себе на стену!
Тема и идея произведения «Старуха Изергиль»
Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.
Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.
Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь ...
... была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”. В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные ... считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, ...
Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.
Краткий анализ , Год написания — 1894 г.
История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».
Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.
Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.
Жанр — Эпический рассказ.
Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.
История создания
Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Антоновские яблоки»
Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.
Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.
Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.
Тема
В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.
Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия.
Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.
Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Каждого из героев произведения касается и тема любви.
Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.
Влияние окружающей среды на человека жизни
Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...
Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.
Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)
В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.
Композиция
Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.
Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.
Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.
Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.
Жанр
Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Сон смешного человека»
Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.
Сочинение: Идейно-художественное своеобразие рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма.
Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и о Данко. Горький идейно и художественно многообразен, он сочетает в своем творчестве черты реализма и романтизма.
Писатель в небольшом по объему произведении ставит главные вопросы человеческой жизни. Что есть свобода – отверженность Ларры или служение людям Данко? Что есть преступление? Заметим, что убийство совершают все основные герои рассказа: Ларра убивает девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль ради шляхтича не щадит молодого солдата; Данко убивает себя ради людей.
Образ Ларры – это решительное осуждение индивидуализма. Двадцатилетний юноша – сын орла. «…Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общежития.
Преступление, совершенное им, обрекает его на всеобщее презрение, на одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…
Анализ рассказа бывшие люди горького
... стал ему возражать. Материал с сайта //iEssay.ru Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести. Сопротивление окружающей среде началось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого ...
Вот как был поражен человек за гордость! Таковы нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России рубежа ХIХ—ХХ веков много приверженцев, зачитывавшихся книгами известного немецкого философа Фридриха Ницше.
Старуха Изергиль – реальный человек, проживший долгую жизнь. Есть в героине что-то от Ларры и что-то от Данко. Плохое и хорошее рядом. Среди возлюбленных Изергиль разные люди: и подлец шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом».
«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..» – признается она. Подлинная духовность – вот отличительная черта героини. Именно в уста Изергиль вложена удивительная легенда о Данко, сердце которого загорелось великой любовью к людям.
История о Данко оформляется романтическими описаниями природы. Сказочные голубые огни, вспыхивающие в черной и страшной степи, – это искры от горящего сердца Данко.
«Старуха Изергиль» – романтический призыв к служению людям. Горький вкладывает в уста героини такие слова: «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где они?.. И красавцев становится все меньше». Это лермонтовская тема, развитая в стихотворении «Бородино»: «Богатыри – не вы!» «Но тут явился Данко и спас всех один».
Данко, как и всякий романтический герой, вырастает из контраста. Волю героя Горький противопоставляет безволию толпы (теория героя и толпы).
Данко напоминает мне легендарного Прометея. Однако перед нами не древнегреческий бог или титан, а гармоничный человек, смелый красавец, отдавший сердце свое людям.
Для описания духовного подвига Данко Горький активно использует вопросительные и восклицательные предложения. «Что сделаю я для людей?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море света и чистого воздуха, промытого дождем».
Но свобода людей оплачена высокой ценой – жизнью героя. Так решается в рассказе «Старуха Изергиль» проблема свободы, проблема освобождения…
Идея жертвенного служения людям, как мне кажется, сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. Проповедники этой идеи стали требовать жертвы не столько от себя, сколько от других людей.
Устарела, на мой взгляд, и теория героя и толпы. Никакой герой не спасет нашу страну от кризиса. Время веры в героев должно пройти.
Нам необходимо сейчас нормальное демократическое общество, которое не ждало бы появления нового Данко и не требовало бы новых кровавых жертв.
Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_ideyno-hudozhestvennoe_svoeobrazie_rasskaza_gorkogo_staruha_izergil.html
Сочинение по рассказу «Старуха Изергиль»
Сочинение по рассказу «Старуха Изергиль», Старуха Изергиль, Старуха Изергиль
Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части.
Первая легенда рассказывает о гордеце Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц. Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше остальных людей, и лишь непомерная гордость отличала его от окружающих.
Ларра не любил никого, и это делает его прокаженным среди людей. Поняв окончательно причины его поступков, люди придумали ему страшное наказание: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» И он получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит «отверженный».
И сначала он не осознает всей глубины своей трагедии: «…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его».
В этой последней фразе кроется глубокий философский смысл: Горький осуждает жизненную позицию Ларры и показывает, к чему приводит человека индивидуалистическая мораль, оправдывающая любую жестокость.
Всю свою жизнь она любила, брала и отдавала поцелуи, сводила мужчин с ума, заставляла их разоряться, а порой приводила к смерти. Изергиль любила жадно, вкладывая в чувство всю себя и не оставляя ничего даже бывшим любовникам.
Она любила не ради денег, ей не нужен пресыщенный, богатый пан. Изергиль восхищалась красивыми и сильными людьми. Настоящий красивый человек в ее понимании — это человек, любящий жизнь, способный на подвиг. Именно так она любит пана с из-
Рубленным лицом.
Изергиль и сама способна на подвиг. Она вызволяет из плена красавца Аркадэка. «Я никогда не была рабой, ничьей». С этим девизом Изергиль шла по жизни.
И в портрете, в авторских комментариях мы видим другую точку зрения на героиню. Перед нами глубокая старуха, в ее портрете Горький как будто специально нагнетает антиэстетические черты: «время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились.
Старуха Изергиль
Мы находим эту общность даже в их портретах: «Он уже стал теперь как тень,— пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». И почти эти же черты мы видим в портрете Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо…
Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Так с помощью портрета автор достигает сближения образов — Изергиль и легендарного Ларры. Третий рассказ — легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса. Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в леса. Леса эти — одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах.
Но тут явился Данко и спас всех один. Горький не дает точного и подробного портрета Данко. Мы знаем, что он был молодым и красивым. Данко пожертвовал собой ради счастья людей.
Если бессмертие обернулось для Ларры трагедией и приходит к нему как высшая кара за содеянное, то бессмертие Данко — награда за совершенный им подвиг во имя свободы и счастья народа.
Что же заставляет Данко пойти на подвиг? Чувство жалости, любовь к людям, сознание того, что без него они погибнут.
И еще необыкновенная вера в людей, вера в их возрождение! И Данко вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет «факелом великой любви к людям», и осветил людям путь к счастью.
Старуха Изергиль
Отсюда и сложенная народом легенда о голубых искрах в степи, что являются перед грозой.