Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства. Лев Николаевич Толстой вписал в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать «диалектику души». «Люди как реки», — говорил великий писатель, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие, «текучесть» внутренней жизни людей. По Толстому, всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии постоянно участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой.
Итак, есть ли внутренняя, необходимая мера в человеческой жизни? А между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или связь эта хаотична, случайна? В чем смысл активности человека, жизненных усилий его? Вопросы эти решаются всем романом «Война и мир», каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе главные герои, — это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой ответов на главные эти вопросы.
Очень разные Пьер Безухое и Андрей Болконский, но каждому из них, каждому по-своему, приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда надобно заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других людей, с объективным порядком вещей, и вопрос тот самый оказывается так запутан и осложнен, что уже, кажется, невозможно решить его положительно. В стихию человеческой жизни со всей ее пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой Пьер Безухов, чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и поставленная проблема в этом видимом хаосе? Нестройность, несогласованность этой картины мира составляет страдание, с которым проходит по жизни Андрей Болконский.
Из разговоров Пьера и Андрея на первых страницах романа уже заметны те линии, по которым пойдет жизнь одного и другого. Рядом со старшим другом Пьер расплывчат и рыхл со своим, казалось бы, бесцельным философствованием, со своими вопросами: кто виноват, кто прав. Князь разговаривает с ним как человек действия; он объясняет, для чего идет на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду тут, эта жизнь — не по мне!» Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в пустом светском существовании. Болконский не хочет предположить, чтобы случайности жизни распоряжались его судьбой. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о целесообразности миропорядка и человеческой жизни. Князь Андрей верит в свою звезду. Он не случайно, без цели заброшен в мир, а рожден для подвига и величия. Но ему предстоит пережить столкновение этих иллюзий, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени, усложнившего и запутавшего человеческие отношения и все, казавшиеся недавно ясными, понятия о величии, о подвиге, о славе, о смысле людских усилий. Князь Андрей скажет позднее о себе во пора свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для славы, то есть жил для других.
Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским ...
... акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе. Князь Андрей вечером ... зрения Толстого на войну вообще, на ход истории, ее движущие силы. Разговор двух любимых героев писателя – Пьера Безухова и Андрея Болконского – предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые ...
«Ведь что же слава? Та же любовь к другим, стремление сделать для них что-нибудь, стремление их похвалы». Князь Андрей первоначально ориентируется на тот самый героический канон: в его мечтах армия попадает в безвыходное положение, и он один спасает ее и выигрывает войну — совсем как в древних преданиях. Но в реальности история имеет более прозаический вид. Болконскому откроется, что мировая слава Наполеона венчает эгоистический произвол, а действительный подвиг скромного капитана Тушина не будет увенчан славой и останется неизвестен. Жизнь предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его свое героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим последствиям окажется чем-то не тем, о чем мечталось ему. Оно окажется гордой обособленностью, отделяющей его от общей судьбы людей, вместо того чтобы эту судьбу решать, как подобает герою. В критические дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на поражение, Болконский с презрением смотрит на царящий кругом хаос, на смешавшиеся повозки, утопающие в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших войска. Ему оскорбительна эта картина, такой она являет контраст его собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию.
Когда наступил долгожданный момент «Тулона», Андрей бежит спереди со знаменем и, раненый, падает сообща с ним. Потом его видит Наполеон и напыщенно произносит: «Какая прекрасная смерть!» Однако слова эти доносятся до затуманенного слуха князя Андрея словно жужжание мухи, и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна ему. И вот он, поверженный навзничь, уже не видит ничего кругом, а видит только высокое небо над собой и в нем одном находит величие и значительность, которых искал, но которых не было в его вожделенном «Тулоне». Героическая минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была оскорбительна в жизни. Честолюбивые планы, мечты о славе сами были такой суетой — небо Аустерлица сказало Андрею об этом. Призрачность официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, значения которых Болконский раньше не понимал, обольщаясь в истории ее поверхностной стороной. Однако простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье — то самое, которое знают Ростовы, «мирное» счастье — не будет дано Андрею Болконскому.
Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирал в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям. Позже он скажет Пьеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает ему оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой княгини она обвиняет гордыня Болконского, показывает отвлеченность его высоких стремлений. Андрей наказан страданием в тихой домашней жизни, которой живет после смерти жены и которой впервой пожелал на поле Аустерлица. Но простая жизнь непросто дается Андрею. Она дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыты. Герой ищет в жизни справедливости и совершенства. Навсегда непереходим для него разрыв «неба» и земной реальности. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв — трагическая тема образа Андрея Болконского.
О взаимоотношениях старого князя Болконского с дочерью
... рано потерявшая мать. Отцу пришлось излить на неё двойную порцию своей любви. Её старшему брату, князю Андрею в этом смысле повезло меньше. Детство лучшая пора жизни. В России ... мало иногда человек может владеть сам собою. Отношения величавого старика Болконского к дочери и сыну, основанные на ревнивом и извращенном чувстве любви, составляют образец того зла, которое часто ...
Князя навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет разговор о первостепенных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни. Однако перед нами не отвлеченная дискуссия, а практически важный диалог очень неодинаковых личностей. Страницы, посвященные свиданию в Богучарове, — одни из самых философски глубоких и сообща с тем художественно обаятельных в романе. Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру, главному содержанию: что такое добро, справедливость, правда не в относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющем, общем для всех? И существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при видимом отсутствии общей правды, необходимость и разумность меры добра и зла, того нравственного закона, который аккурат и является смыслом и поставленной задачей всех жизненных поисков Андрея и Пьера. Восторженно-отвлеченные речи Пьера не действуют на Болконского. Князь Андрей строг в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообманов, гонит прочь утешения, он нарочито сухо логичен, ему нужна только правда. Но какое-то нелогическое чувство, скрытое от себя, осталось в нем, и оно говорит, что истины, к которым он пришел, — не абсолютные истины. Зачем? — вот великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека. Человеку недостаточно факта события, он хочет узнать: зачем? Жизнь не проста, и тот самый вопрос мучает толстовского героя в самые критические моменты жизни.
Свидание с Пьером было для князя Андрея вехой, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире. Приехав по делам в Отрадное, Болконский впервой встречается с Наташей. Она пробудила в герое потребность простого контакта с другим человеком, что прежде было закрыто для князя, решавшего для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия. До Аустерлица Болконский стремился существовать для других, отделяя себя от них, теперь же — существовать сообща с другими. «Чтобы не для одного меня шла моя жизнь» — вот постоянная тема размышлений князя Андрея, основополагающий, ведущий их мотив. В Петербурге Болконский встречает Наташу Ростову на балу. Он покинул свое уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре подготовки гражданских реформ, близок к Сперанскому — новому «великому человеку», которым он теперь увлечен; опять общественное стремление его незаметно приняло форму прежних иллюзий; снова влечет его во внешние сферы, туда, где «готовилось будущее». Но одна саммит с Ростовой разрушает все новые иллюзии, аккурат после этого бала Болконский увидел в Сперанском обычного человека, не героя, а в реформаторской деятельности — пустую суету.
Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским ...
... героя в течение года: именно столько прошло после разговора князя Андрея с Пьером на пароме. За это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и ...
Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от неидеальности жизни, которое он знал постоянно. Девушка смогла променять его на пустого хлыща Курагина — это для князя Андрея последнее разоблачение всяких идеальных иллюзий. Ощущение краха соединяется у Болконского с начавшейся войной 1812 года, разорением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то же, что сломало его судьбу, теперь играет свою пагубную роль в общей жизни людей. В роковую минуту смертельного ранения, когда дымящаяся граната, готовая тотчас взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный порыв любви к жизни захватывает князя. Непосредственного ощущения жизни он не знал, а если оно приходило, то разоблачалось потом как обман. В минуту ранения в первый и один раз он испытал с такой силой непосредственное чувство к лугу, пашне, струйке дыма. В умирающем Болконском идет борьба между любовью земной, мирской, ограниченной, избирательной любовью к одному человеку, которая может быть неотрывна от ненависти к другому, и абстрактной любовью, неразлича-ющей, беспредметной, безличной. Страсть к жизни, с огромной силой испытанная в минуту ранения, далее заменяется абстрактной любовью ко всем, более того к «врагам». Но приходит Наташа, они встречаются ещё. Возобновившаяся любовь к одной женщине опять привязывает героя к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще. Но в этой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, которое для князя Андрея было постоянно тяжело, невозможно. И все же есть основания утверждать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел на Сенатскую площадь.
Совершенно по-другому складывается жизнь Пьера Безухова. Вот он перед нами в момент разрыва с женой, после дуэли с Долоховым. Этот момент для героя — результат его отношений с великосветским обществом. Его тревожат не столько личные вопросы, сколько глобальные проблемы вообще: кто прав? кто виноват? «Никто», — формулирует он ответ. После объяснения с женой он едет в Петербург, продолжая полагать все о том же; он не понимает, глядя на других людей, каким образом все они могли существовать, не разрешив тех вопросов, которые занимают его. Все в нем самом и кругом кажется ему бессмысленным и отвратительным. В нем самом и кругом него — это для Безухова одно и то же. Его личное существование должно быть оправдано целесообразным устройством мира, и утрата этого чувства высшей целесообразности означает личное несчастье Пьера, тупик, почти невозможность существовать. Герою определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, выискивать выход к общей правде через иллюзии и разочарования. Такой иллюзией станет масонство, которое войдет в судьбу Пьера в тяжелейшую минуту полной потерянности. Но позже, когда придет разочарование в масонстве, ещё безнадежнее, кажется, будет тот новый тупик, в котором очутится Безухов и из которого только через испытания войны и плена ему суждено будет выбраться.
Отношение к жизни героев романа “Война и мир”
... которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и мир" - это ...
Двенадцатый год — совсем другое состояние жизни Пьера, отличающееся от разнобоя мыслей, который царил в душе героя в Торжке. Теперь, под Бородином, на место парадоксов встает действительное противоречие. Именно в плену, в лишениях, Пьер научился ценить непосредственную жизнь, существование как процесс. В результате сближения с простыми солдатами, в результате знакомства с Платоном Каратаевым герой приходит к заключению, что несчастье людей происходит «не от недостатка, а от излишка». Излишек тут — не только материальные преимущества, отделяющие господ от народа, но также
излишек духовной, внутренней жизни: исканий, развития, «диалектики души». Это все несвойственно им, простым людям — солдатам, крестьянам. Им как бы дано непосредственно, прямо, стихийно то знание смысла существования, к которому ищущие герои «Войны и мира» пробиваются длительно и трудно. Среди запутанной сложности жизни герои Толстого ищут ее простое и общее содержание. 1812 год и становится таким проясняющим все событием.
А каков Пьер в эпилоге? Он вернулся во многом к «докаратаевскому» своему состоянию, к себе самому, к своим беспокойным вопросам, сомнениям. Ему не свойственна каратаевская пассивность, и Безухое вступает в тайное политическое общество, куда вступил бы и Болконский, будь он жив.
В романе жизнь подводит чему-то результат, как, например, стремлению князя Андрея к славе, — и к эпилогу кажется, что уже подведен результат всему; но то, что было снято и подытожено, возобновляется, делается опять актуальным, живым. Своей концовкой «Война и мир» — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся спереди. И мы понимаем, что и Николенька Болконский, и дети Безухова, и их ровесники так же будут мучиться мыслями о своем предназначении, о счастье, славе, как это было с их отцами.