Чем определяется мера человеческого в человеке?

1. Культура: истоки, понятия, функции.

2. Основные классификации форм культуры:

  • а) по принадлежности к этносам;
  • б) по способу выражения;
  • в) по направленности.

Д/З № 6 (уч-к Полякова), эссе:

1) Может ли подлинная культура быть массовой?

2) «Художник – лжец, но искусство – правда» (А.Моруа)

3) Культура – это система табу (К.Леви – Строс, этнограф)

Тип урока:

Формы работы:, Используемые методы

Чем определяется мера человеческого в человеке?
Формы работы  1
Эпиграф к уроку:
Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

1. Проанализируйте отрывок, найдите главную мысль, определите о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

После этого объявляется цель, план урока:

  • Усвоить содержания понятия культуры, её функций и форм проявления.

  • Учиться находить, отбирать и систематизировать информацию в сфере социальных исследований; формулировать и аргументировать свою точку зрения, анализировать высказывания.

Истоки культуры связаны с процессами социализации. Существует мнение : «Социализация – это окультуривание человека». Поясните данное высказывание с помощью учебника ПоляковаЛ.В.,с. 58 – 59.

социализации

Дайте определение, что такое традиции? (Работа в рабочих листах)

Традиции – это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

В ходе социализации у индивида формируются знания о мире, он приобщается к культурным ценностям.

Понятие «культура» очень ёмкое многогранное.

Работа со слайдом:

Работа со слайдом  1 Работа со слайдом  2

Можете ли вы утверждать, что бабушка – бескультурная, а банкир – культурный человек?

Культуру человека взглядом не окинешь, на ощупь не проверишь, на слух не определишь. (Как сказал великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).

Анализ диаграммы социологического исследования учащихся.

Анализ диаграммы социологического исследования учащихся  1

Культура – от латинского « возделывание, культивирование почвы». Существует более 500 определений понятия культуры.

Существуют различные подходы к определению понятия «Культура»( раб лист):

Философско – антропологический, Социологический, Философско – исторический, Деятельностный:, Технологический:

Ребята! Представим на минутку, что нет культуры в человеческом обществе. Что тогда будет? Зачем нужна культура, каковы её функции?

Функции культуры

  • Информационная
  • Адаптационная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Коммуникативная
  • Функция социализации
Философско антропологический 1

Философско антропологический 2

Учебник, с. 59 – 60 На какие три большие группы по способу выражения делится культура?

Материальная культура, Духовная культура, Социальная культура, Выполнение задания на определение формы культуры.

Привести в соответствие:
Материальная культура 1

Из предлагаемого списка выделите элементы, которые могут относиться сразу к нескольким видам культуры? (икона – материальная и духовная; ракета – материальная и духовная).

Материальная культура 2

Работа со слайдами и рабочими листами, определение групп культуры по направленности , их признаков

Формы культуры по направленности:
Материальная культура 3 Материальная культура 4

Кто автор этой культуры? На какого потребителя рассчитана?

Народная культура

Следующая группа слайдов.

Формы культуры по направленности:
Народная культура 1 Народная культура 2

Чем эта форма культуры отличается от народной? Все ли понимают содержание этой культуры?

На какой круг населения она рассчитана?

Элитарная культура

Следующая группа слайдов.

Формы культуры по направленности:
Элитарная культура 1 Элитарная культура 2 Элитарная культура 3

Все ли понимают содержание этой культуры?

На какой круг потребителя она рассчитана?

Массовая культура –, Массовая культура

Почему массовая культура появилась только в 20 веке?

Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг, а также средств коммуникации, способных копировать и доносить культурную продукцию до масс.

  • Процесс урбанизации: многие крестьяне оказались оторваны от своей народной культуры ( нужна была доступная культура).

  • Желание отдохнуть после работы ( культура антиусталости: проста, понятна, развлекательна, использует понятные всем образы и темы)
  • Желание получить дешевую культуру ( НТП позволил сделать это: конвеер, магнитофоны, компьютер)
  • Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя, коммерческая направленность.-Реклама как элемент массовой культуры.

Универсальна и демократична, Анализ социологического исследования учащихся:

Универсальна и демократична 1 Универсальна и демократична 2
  • Как, через какие каналы пропагандируется массовая культура?

(Какое влияние на распространение массовой культуры оказывают средства массовой информации?)

  • Массовая культура неотделима от средств массовой информации, рекламы.

Задание классу

Средний американский подросток смотрит телевизор 21 час в неделю, проводя лишь 5 минут наедине с отцом и 20 минут наедине с матерью. К тому времени, когда он становится взрослым, он уже видел на экране 11 тыс. убийств.

Укажите возможные последствия этих фактов:

а) для личности, б) для общества?

Как вы считаете складывается ситуация в нашем российском обществе?

(многие молодые люди заимствуют образцы поведения с экранов телевизоров)

Как вы считаете, массовая, элитарная, народная культура существуют изолированно, независимо друг от друга?

Массовая, народная, элитарная культуры – не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации. Именно этот диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Культура не терпит принуждения и назидательности. Каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя.

Притча: Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, -спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания- это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».(изображаю круги на интерактивной доске )

Как вы думаете, а зачем я Вам рассказала эту притчу, каким образом она связана с темой урока?

Мне бы хотелось, чтобы урок заставил вас задуматься о состоянии своей культуры, своего внутреннего мира.

Закрепление.

Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать её явления.

Работа с документом

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939 )

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего — то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулирований отношений между людьми… мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т.п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей…

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят… представления о возможном совершенстве отдельной личности и целого народа или всего человечества..

Вопросы и задания к источнику

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kultura-eto-mera-chelovechnosti-v-cheloveke/

  1. Как определяет понятие «культура» 3. Фрейд?
  2. Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира».
  3. Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Вывод. Чем определяется мера человеческого в человеке?

Культура — мера человеческого в человеке (И.Г.Гердер).
Вывод чем определяется мера человеческого в человеке  1

Домашнее задание

Д/з № 6 (уч-к Полякова),

эссе:

1) Может ли подлинная культура быть массовой?

2) Место культуры в системе ценностных ориентаций старшеклассников.

3) Культура – это система табу (К.Леви – Строс, этнограф)

Оценки за урок.