Иван Сергеевич Тургенев. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

Иван Сергеевич Тургенев является выдающимся классиком, который внес огромный вклад в русскую и мировую литературу. До сих пор многие его произведения входят в школьную программу, и дети их изучают в школах.

Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов под названием «Записи охотника». Эти рассказы посвящены в основном крестьянам, а точнее, описанию их жизни, укладу, проблемам. В основу произведений легли подлинные истории и случаи.

Одним из таких произведений из этого цикла является рассказ «Певцы», действие которого проходит в небольшом селе Колотовка, что лежит на скате горного холма, который пересечен несколькими холмами и оврагами. В этом селе, в небольшой четырёхугольной избушке и происходят все события.

Краткое описание

Сама избушка — это кабак «Притынный», место популярное и востребованное. Держит его Николай Иванович, уважаемы в округе человек. Несмотря на то что хозяин не отличается особой любезностью или говорливостью его заведение выбирают чаще других. Всё дело в том, что Николай Иванович знает потребности русского человека и вовремя предлагает запрашиваемое. Кроме того, хозяин заведения не имеет привычки болтать о чужих секретах, хотя известно ему всё, что происходит в округе.

Посетители кабака

Одним днем в этом самом кабачке происходит неожиданное событие, на которое пришли поглазеть застоялые этого заведения. Сюда пришел лучший местный певец под именем Турок-Яшка и вместе с рядчиком из Жиздры они решили начать соревнование кто лучше поет. Гости кабака собрались вокруг и ожидают зрелищ, им необходимо хоть как-то скрасить эти угрюмые дни. Сюда также пришел Евграф Иванов, его еще прозвали Оболдуй, ведь без этого экземпляра не обходится ни одна попойка. Также здесь есть широкоплечий татарин, его зовут Дикий Барин, на вид он очень грозный.

Сколько раз он приходил сюда и у него всегда были деньги. Правда, никто точно не знал, чем он промышлял, а спросить все боялись. Однако его уважали везде, хоть вид у него злой, зато он увлекался пением, что делало его чуточку добрее. Также в эту забегаловку пришел Моргач, это был маленький, толстенький человек у которого были хитрые глаза. Конечно, было еще много людей в данном заведении, однако они меньше принимали участие в этих боях. Все были абсолютно разными, но объединяло их одно, а именно любовь к пению и музыке, именно это писатель и хотел подчеркнуть в данном рассказе.

8 стр., 3716 слов

Тема истории в произведениях Алексея Николаевича Толстого

... я буду рассматривать дальше тему истории в произведения Алексея Николаевича Толстого. Историческая тема в творчестве Толстого в узком и широком смысле Исторический период, используемый в работах Толстого, охватывает ни много, ни ... к русской истории возникает с 1916, с рассказа «Наваждение». Здесь большие исторические события выражены однако не прямо, а в отраженной форме. История измены ...

Состязание

И вот состязание началось.

Первым показать своё мастерство взялся рядчик. Это был маленький мужчина, около тридцати лет от роду с небольшой бородой, плотного телосложения. Голос его отдавал небольшой хрипотцой, но это вовсе не портило произношение и нравилось слушателям. Во время выступления он исполнил веселую живую песню, где было много переливов и переходов, зрителям это все понравилось, и они заулыбались. После исполнения посмотрев на реакцию зрителей, рядчик был уже уверен в своей победе.

Но должен был выступить и Яшка-Турок. Яшка был молодым парнем, ему было 23 года, он был хорош собой и строен, глаза у него большие серые, а волосы русые, в общем, он был довольно симпатичным юнцом. Работал он недалеко на местной фабрике. Это выступление было настолько сильным, что даже соперник признал своё поражение. Каждый, кто слышал исполнителя, были поражен силой голоса певца, всем было «сладко» и «жутко» одновременно. Сам Яков забыл, что он соревнуется, полностью отдавшись собственным эмоциям.

В произведении все описано достаточно точно и ярко, очень хорошо переданы все переживания исполнителей и слушателей, поэтому у читателя сразу возникает чувство личного присутствия.

Победа

Перед выступлением Яшка немного засмущался. Он пробовал рукой прикрыться от зрителей. А когда кто-то убрал его руку, он казался полностью бледным. Такое сильное волнение испытывал молодой человек.

Но любовь к песни сделала своё дело! С каждой нотой голос Яшки крепчал. Звук, вначале казавшийся слабым, набирал силу с каждой нотой, становился звонче каждую секунду. Исполнитель вложил всю душу в свою песню. Яшка смог выразить всё, что есть в душе русского человека. Это была и боль, скорбь, молодость, страсть, сила. Песня была так исполнена, что сам автор забыл, что здесь находятся зрители.

Когда песня была окончена, то он увидел, что у многих зрителей выступили слезы. Кто-то даже рыдал, отвернувшись ото всех. Победа была безоговорочной!

Средства художественной выразительности

Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение).

Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

38 стр., 18765 слов

Крылатые слова и выражения в бардовской песне

... В задачи работы входит: изучить тексты и язык бардовских песен и выяснить, насколько продуктивны произведения в отношении пополнения ... синкретичность, т. е. Органическое единство трех составляющих – поэзии, музыки и исполнения. Для авторской песни характерен «эффект целого». Бардовское ... отнести «Слово о полку Игореве» (1187 г.). Его автор называет свое произведение то «словом», то «песнью», то ...

Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.

Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала». Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »

Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.

Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.

Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко … Песня его росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил. Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность».

В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.

Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.

7 стр., 3373 слов

«Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

... земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи. «Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»» «Песня о Соколе» открывается развернутым описанием мо­ря. Оно изображается в произведении как ... не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения. Поэтичен язык произведения. В ...

Яшка-турок — герой произведения «Певцы» И.С.Тургенева. «Певцы» входят в цикл рассказов «Записки охотника». У Яшки бесподобный голос, удивляющий слушателей своим превосходным тембром. Автор рассказа повествует о таланте героя, который побеждает в состязании своего соперника.

Мать героя по-национальности турчанка: её пленницей привезли из Турции. По этой причине персонаж получил свое прозвище. О Яшке ходит молва, как об одном из лучших певцов в селе Котловка. Герою около двадцати трех лет, он худощавый, стройного телосложения, сероглазый, а волосы его кудрявые светло-русого цвета. Лицо у Яшки кажется автору впечатлительным и страстным. Трудится герой черпальщиком на фабрике по производству бумаги, которой владеет один знатный купец. В душе Яшка ощущает себя художником и творческим человеком.

Автор делится своими впечатлениями от встречи с Яшкой. Рассказчику довелось в один июльский день побывать в трактире «Притынный», где собралось все село, чтобы послушать прекрасные голоса рядчика и Яшки. Рядчик пел плясовую песню: ему удалось зажечь публику и поднять ей настроение. Большинство зрителей были уверены в том, что победа в состязании будет за рядчиком из Жиздры.

Затем запел Яшка-турок, который выглядел лихим фабричным малым, представ перед слушателями в голубом кафтане. Герой очень волновался. Вначале от волнения он закрыл лицо рукой, затем собрался, сделал глубокий вдох и запел. Его пение было завораживающим. Автор отмечает глубокую страсть, молодость и силу в голосе Яшки. Особенно понравились слушателям увлекательно-беспечные, печальные нотки в его исполнении. В пении Яшки люди уловили трогательные нотки русской души, такой необыкновенной, загадочной и грустной. Народ, завороженный яшкиным голосом, замер, а у некоторых на лице выступили слезы. Растрогался даже скупой на эмоции Дикий Барин.

Яшка-турок не стремился понравиться публике, в отличие от рядчика. Он просто пел для людей от всей души. Удивленный талантом соперника рядчик понял, что проиграл состязание. Вечером все село праздновало победу Яшки-турка.

Своим мастерством исполнения герой покорил сердце рассказчика и доставил жителям Котловки огромное удовольствие. Исполняя грустную песню, в которой чувствуется русская тоска, Яшка затронул самые глубокие струны души автора.

Анализ рассказа

Как известно, рассказ «Певцы» входит в целый цикл «Записок охотника», который создавался в течение четырех лет, но и через десять лет автор решил добавить туда три произведения. Весь этот сборник начался с рассказа про крестьян «Хорь и Калиныч», который Тургенев написал под впечатлением прогулки по окрестностям Орловской губернии. Возможно, так назван сборник, потому что писатель сам увлекался охотой.

В 1850 году был написан рассказ «Певцы», который, как и остальные произведения, описывал жизнь простого народа, а сам сюжет был продиктован увиденным и услышанным. Рассказ «Певцы», как и остальные тексты, был опубликован в журнале «Современник» и имел большой успех. Читатели уже были знакомы с творчеством Тургенева и ждали его новых публикаций. Читателю нравилось, что каждый тургеневский персонаж описан детально, показаны все его манеры, привычки, предпочтения.

30 стр., 14923 слов

Изображение народа в «Записках охотника» И.С. Тургенева

... в «Записках охотника», а главной целью было проследить в рассказах образ народа, отметить способы и приемы показа народа автором, дать характеристику героев из отдельных рассказов И.С. Тургенева, которые вошли в сборник. В ...

Вместе с тем что автор рассказывал о тяжёлой судьбе и непростых условиях существования своих героев, он старался донести поэтичность и талантливость народа. Для него главное, чтобы это возникало из ниоткуда и без лишних сантиментов. Хотя многие персонажи показаны с долей юмора или иронии, однако, все были чем-то индивидуальным.

В данном произведении можно рассмотреть образы целой деревни Колотовка. В начале рассказа выделяется душа компании, владелец местной питейни. Также отмечается человек по прозвищу Обалдуй, исходя из клички которого можно понять, что он из себя представляет, балабол и растяпа. Интересный персонаж Дикий Барин, вроде он грозный и страшный, все его боятся, однако, в то же время он вызывает уважение у общества. Индивидуальность и сам рядчик с хорошим голосом и веселыми песнями, и конечно же победитель по имени Яшка.

Повествование идет от имени барина, который как бы наблюдал со стороны за происходящим. Нетрудно в нем узнать самого автора – Тургенева. Данный сюжет разворачивается в Притынной, местном питейном заведении. В произведении достаточно большая часть уделяется именно описанию людей присутствующих в этой забегаловке. В данном месте проходят гуляния и как следствие сюда приезжает большое количество людей для времяпрепровождения, сюда же прибывают участники для соревнования по пению, в данном случае это Яшка и рядчик из Жиздры. Для начала участники кидают жребий, который выпадает рядчику.

Всё соревнование описано автором с особой любовью и уважением ко всем героям. Первый исполнитель заслуживает самых высоких похвал, не только потому что обладает песенным талантом, но и потому что способен честно признать поражение и выразить свой восторг конкуренту.

Выступление Яшки вовсе обезоруживает. Оно не оставило равнодушным ни одного человека. Выступление тронуло всех до глубины души. Даже Дикий Барин, которого никто не видел при эмоциях, никогда не плакал и не смеялся, тут пустил слезу. Яшка своей песней перевернул каждую душу, задел за живое, показал со стороны их угрюмую и трудную жизнь.

Финал произведения заслуживает особого внимания. Автор передал чувства, которые испытал, став свидетелем этого удивительного явления в глубинки России. Он детально описал какой был эффект. Но не в правилах Тургенева было приукрашивать действительность. После описанного песенного триумфа рассказчик покинул питейное заведение, а заглянув туда совсем скоро, увидел, как опять весь люд был пьян и бестолков.

Конец произведения остался открытым. Какой-то мальчик неподалеку искал Антропку, которого должны были высечь за провинность, и читателю остаётся только догадываться о дальнейших событиях в этом селении.

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев в рассказе И.С. Тургенева «Певцы»

12 стр., 5595 слов

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ РАССКАЗОВ «ЕМЕЛЯ – ОХОТНИК», «ЗИМОВЬЕ НА СТУДЕНОЙ», ...

... главных героев рассказа «Емеля-охотник» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Рассказ начинается просто: «В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой под крыльцом воет по ночам ...

Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника»

Словарь осьмуха -восьмая доля рядчик -кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не берущих на себя работы, а только поставку рабочих грош -2-х копеечная медная монета биться об заклад- поспорить на что-то лубочные картинки: 1) луб-войлочная ткань растений; 2) кусок коры; 3) лубок-липовая доска, на которой гравирована картинка; 4) о литературе: примитивная, рассчитанная на невзыскательный вкус нанковый -хлопчато-бумажная ткань из толстой пряжи, чаще желтого цвета кафтан -русская мужская долгополая одежда свита -верхняя длинная одежда у украинцев ярмо -деревянный хомут картуз -фуражка дворовый человек -принадлежащий к дворне дворня -помещичья прислуга

Характеристика героя 1.Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4.Отношение к другим 5. Отношение окружающих к герою 6. Жилище, интерьер 7. Прозвище. 8. Через восприятие песни

Авторская характеристика действующих лиц Николай Иванович -хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами, благополучный, его уважают Обалдуй -надоедал всем несносно, навязчивый, ни петь ни плясать, не сказал ни одного путного слова, «лопошил, врал что ни попало»,окружающие переносили как неизбежное зло Моргач -ему ни до кого нет дела, хитрый, расчетливый, предприимчивый, его не любят,но уважают Дикий-Барин -пользовался огромным влиянием во всей округе, ему повиновались, он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение Жена его -бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, деньги у нее под ключом, оценивает посетителей по выгоде Яков-Турок -черпальщик на бумажной фабрике, по душе-художник во всех смыслах этого слова, знают его многие и ценят Рядчик -судьба его осталась автору неизвестной, показался изворотливым и бойким городским мещанином Мужичок в изношенной свите, с огромной дырой на плече, случайный посетитель

Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и неровен, странно подействовал на всех нас, трепещущий, звенящий звук, как струна, полилась заунывная песня, всем нам сладко становилось и жутко, редко слыхивал подобный голос, в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, песня росла, разливалась, Яковом овладевало упоение, он уже не робел, пел, позабыв соперника, от его голоса веяло чем-то родным

Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I, с. 97 — 114 (ценз. разр. 31 окт.), под № XVIII, вместе с рассказом «Свидание», с общей подписью: Ив. Тургенев. В письме из Петербурга к П. Виардо от 26 октября (7 ноября) 1850 г. Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад». — «…Там было много оригинальных личностей, — писал Тургенев, — которые я пытался зарисовать à la Teniers …» (подлинник по-французски).

Одною из этих «оригинальных личностей», послужившей прототипом Якова-Турка, был Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата писателя — Н. С. Тургенева (см.: Шумский И. О прототипе Якова-Турка в «Певцах» И. С. Тургенева. — Русская литература, 1959, № 3, с. 198 — 200).

В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» — реально существовавшее лицо (см.: Орл сб, 1955, с. 291).

4 стр., 1676 слов

«Тургенев. Записки охотника»

... действуют закономерности образной взаимосвязи очерков. «Записки охотника» открываются двумя тематическими «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», ...

Из истории создания рассказа «Певцы»

В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе над «Певцами»: в 70-х годах в Париже, в доме Е. С. Рахмановой, «Тургенев доказывал, что вдохновение не исключает долгой, кропотливой, черной работы исправления написанного. „Как, неужели рассказ „Певцы“ (из „Записок охотника“) вы написали не сразу, по вдохновению?“ — воскликнула одна из дам. Как сейчас во всей точности помню ответ Тургенева: „Певцы“? Как мозаику составлял» (Олсуфьев Дм. Тургенев. Воспоминания и заметки. — На чужой стороне, Прага, 1925, №11, с. 56).

В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850 г, Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № „ Современ “. Один из них, „Певцы“, — чудо! И вообще это отличная поправка бедному „Современнику“, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» (Некрасов, т. Х, с. 158).

Сам Тургенев в письме к П. Виардо (см. выше, с. 488) писал, что работа его удалась лучше, чем он ожидал

Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему близка и литераторам-славянофилам. И. С. Аксаков причислял « Певцов» к лучшим произведениям Тургенева. Показательны, однако, для разграничения взглядов Тургенева и славянофилов дружные выступления последних против изображенной вслед за состязанием певцов сцены пьяного разгула в кабаке

Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в период крепостничества, сцена разгула была необходимой частью его замысла, художественным выражением трагической судьбы талантливого русского человека; славянофилы же усматривали в ней только вредную дань этнографическому натурализму. О своем расхождении со славянофилами Тургенев прямо писал К. С. Аксакову 16 (28) октября 1852 г. и 16 (28) января 1853 г.: «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса…»; «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни — не одного нашего народа — каждого — ускользает от Вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!». «Певцы» явились художественной разработкой этих тезисов. Один из основных мотивов «Записок охотника» — изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа — находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя.

Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал существенное влияние на последующую русскую литературу. Будучи первым в русской литературе художественным изображением исполнения народных песен и искусства народных певцов, он начал собою целую галерею подобных изображений в произведениях Левитова, Мамина-Сибиряка, Эртеля, Короленко, М. Горького. «Певцы» чаще, чем какой бы то ни было другой рассказ «Записок охотника», подвергались инсценировкам (первые опыты относятся к 1867 г.).

В юбилейном 1918 г. в постановке «Певцов» на сцене Александрийского театра принял участие Ф. И. Шаляпин (см.: Данилов С. С. и Альтшуллер А. Я. «Записки охотника» на сцене. — Орл сб, 1955, с. 296 — 303).

Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка… — Село с таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева (Рында, с. 74).

8 стр., 3645 слов

Тургенев два помещика анализ произведения. Иван сергеевич тургенев. ...

... или телесных наказаниях. Стилистические особенности В рассказе «Два помещика» Тургенев проявил себя как почитатель и последователь гоголевских традиций. Рассказ должен был вызвать у читателей смех ... стали закономерным порождением крепостного права. Рассказ имеет черты портретного очерка. Образы двух помещиков связаны только соседством с рассказчиком-охотником. Они проявляют свой истинный характер ...

…помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой… — Прозвище «Стрыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «Стрыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой. Стр. 209. …в красном товаре… — Красный товар — аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно. Стр. 211. …рядчик с Жиздры. — Рядчик — мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих. 491 …осьмуху пива поставили… — Осьмуха — восьмая доля ведра. Стр. 218. …происходил он от однодворцев… — См. примеч. на с. 461. Стр. 219. Распашу я, молода-молоденька… — Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада- младень -ка…». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. — Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поеха] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание». Стр. 221. Полехами называются обитатели южного Полесья… — В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432).

Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5).

Стр. 222. «.Не одна во поле дороженька пролегала»… — В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней: «При долинушке стояла, Калинушку ломала…» Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 119 — 120.

Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти плясовая песня, каким бы певцом она ни была исполнена, не могла возбудить в слушателях грустных и томительных чувств и тронуть их до слез, как это представлено в рассказе, и рекомендовал заменить ее более содержательной и глубокой «Дороженькой», которую тут же и спел (Инсарский В. А. Половодье. СПб., 1875, с. 139 — 140. См. также: Записки В. А. Инсарского. СПб., 1898. Ч. 2, с. 309. Свидетельство Инсарского появилось в печати еще при жизни Тургенева и не вызвало возражений с его стороны).

В цензурной рукописи Тургенев заменил песню «Дороженькой», вполне соответствующей его замыслу и гораздо лучше, чем прежняя, контрастирующей с песней рядчика. В мемуарах Л. А. Жемчужникова сохранился рассказ о том, как Тургенев устроил у себя в петербургской квартире состязание певцов — художника К. А. Горбунова, исполнявшего русские песни, в том числе «Дороженьку», и автора мемуаров, исполнявшего песни украинские (см.: Жемчужников Л. От кадетского корпуса к Академии художеств. 1828 — 1852. М., 1926, с. 101 — 102).

1 стр., 390 слов

Образ Моргача в рассказе Певцы Тургенева

... слабостями, положительными и отрицательными чертами характера, но всех героев рассказа объединяет одно- любовь к искусству, на которую не может ... а именно музыку, пение. Моргач ходит на выступление местных певцов, которые своим пением доводят его до слез. Его ... прозвали ребенка маленьким Моргачонком. Эгоистический человек Моргач заботиться только о своих близких, до остальных ему просто нет дела. ...

Такое состязание могло быть устроено Тургеневым специально для проверки указаний

Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»

«Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч» , созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.

Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.

Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.

Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.

Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.

Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.

Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

  • «Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое).

В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»).

Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Вывод

В своём рассказе Тургенев показал, что на фоне убогости жизни простого народа, унынии и отчаянии, прослеживается чудо творчества и красоты.

Писателя радует то, что люди, привыкшие к гонениям и нищете способны разглядеть в человеке талант, проникнуться к нему и заставить плакать даже угрюмых мужиков.

Как нельзя лучше высказался Иван Сергеевич об искусстве, что не раз подтвердил своими чудными произведениями.