ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

Сегодня, возвращаясь домой, я встретила оди­нокого одноногого инвалида, который просил милостыню в самом людном месте нашего горо­да. Человек вызывал жалость и сочувствие. Од­нако вечером я встретила его же, но только со­вершенно в другом виде. Нет, он не разъезжал на дорогой иномарке, в дорогом костюме. Он просто валялся в луже, не в силах пошевелиться. Ска­зывалась, с одной стороны, его частичная не­дееспособность, а с другой — сильнейшее алко­гольное опьянение.

Каждый спешил по своим делам, кто-то раз­говаривал по мобильному телефону, кто-то бежал к маршрутке. Но ни один человек не решился подойти и помочь. Как позже выяснилось, эта история повторялась регулярно. Нищего инвали­да даже неоднократно избивали, то ли самоутвер­ждаясь, то ли срывая на более слабом свою злость.

Можно сказать, что, став свидетелем реальной жизненной ситуации, я лучше поняла рассказ А. П. Платонова «Юшка». Герой его, помощник главного кузнеца, вызывал у окружающих бес­причинную агрессию. Ефим, или, как называли его люди, Юшка, был маленького роста и необы­чайно худой. На «сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие се­дые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неосты­вающие слезы».

Юшка получал жалованье, но многие годы но­сил одну и ту же одежду. Жалкий вид Юшки вы­зывал раздражение как у детей, так и у взрослых. Дети могли бросить в него что под руку попадало, могли подбежать и толкнуть. Старик не сопротив­лялся, что вызывало новый приступ гнева у юных мучителей. Их удивляло, что живой человек мо­жет так спокойно относиться к этим шалостям.

Взрослые ничем не отличались от детей. От кротости Юшки мужики приходили в бешенство, ожесточенно и подолгу избивали его. Добрая хо­зяйская дочь, которая иногда приходила за из­битым Юшкой, говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?»

Окружающие обижали его, а он платил им за это кротостью и любовью. Люди не могли понять этого, но где-то чувствовали, что эта любовь воз­вышает его над ними, поэтому ненавидели и били еще сильнее. Никто никогда не понимал, о какой любви говорит блаженный: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие?.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..»

Ко всему прочему Юшка был больной. Болезнь превратила его в старика. Каждое лето по болез­ни уходил от хозяина Юшка на месяц. Отправ­лялся к родственникам в глухую деревню, но куда точно ходил он, видимо, никто не знал. Лю­бовь Юшки была всеобъемлющей. Только оказав­шись наедине с природой, он мог выразить весь свой восторг и любовь.

5 стр., 2127 слов

Вопрос: :»О чем заставил меня задуматься рассказ А. Платонова ...

... чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Подобное отношение к совершенно неповинному человеку заставляет задуматься о таких вечных ценностях, как милосердие, доброта, сопереживание. В рассказе ... их наполнялось лютой яростью». Люди вымещали на Юшке свою злобу, избивали совершенно неповинного человека лишь за то, что он был на них не похож. Юшка безропотно воспринимал все побои ...

Юшка мог склониться к земле, мог целовать цветы, «стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Каждое лето совершал свое путешествие Юшка, но с каждым годом он все более слабел и однажды уже не смог отправиться в свое обыч­ное путешествие. Как-то, возвращаясь с работы, он встретился с «веселым прохожим», который тут же начал к нему цепляться. Единственный раз Юшка посмел возразить, за что и поплатился жизнью. Юшка утверждал свое право на жизнь: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить роди­телями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, зна­чит, нельзя!..»

Возмущенный прохожий толкнул Юшку, ко­торый, последний раз перевернувшись, «более не пошевелился и не поднялся». На похороны его пришли все: дети, взрослые — все, кто «мучил его при жизни». Автор замеча­ет: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

Настоящий урок доброты и сострадания пре­подал Юшка уже после смерти. В один из осенних дней в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина, где ей найти Ефима Дмитриевича. Куз­нец сразу и не догадался, о ком идет речь. Только потом он понял, что девушка пришла к Юшке. Ефим Дмитриевич взял на попечение девочку-сироту. Все свои заработанные деньги он тратил не на еду и одежду, а на помощь этой бедной сироте. Несмотря на собственную бедность, он смог вос­питать девочку, дать ей достойное образование. Девушка выросла, стала врачом и приехала ле­чить дорогого ей человека — Юшку. Она бескоры­стно лечила чахоточных больных в память о сво­ем покровителе, не только лечила, но и утешала.

Давно уже умер Юшка, но его доброта оста­лась в поступках и помыслах когда-то согретой его большим сердцем девочки. В городе давно уже забыли несправедливость по отношению к Юшке. А женщину-врача теперь называли «дочерью доб­рого Юшки».

Рассказ А. П. Платонова учит состраданию и милосердию. Нельзя окружающих людей оставлять в беде, нельзя обижать беззащитных, тех, кто сла­бее. Добрые дела обычно возвращаются сторицей.


На этой странице искали :

  • сочинение на тему нужны ли в жизни сочувствие и сострадание
  • сочинение на тему сочувствие и сострадание
  • нужны ли в жизни сочувствие и сострадание сочинение
  • сочинение на тему характеристика юшки
  • сочинение на тему сопереживание

Сохрани к себе на стену!