В комедии Н. Гоголя «Ревизор» писатель говорит о человеке и обществе, которое его окружает. Как смешна маска лицемерия и ханжества, неотразимое комическое впечатление производят необъятные претензии ничтожных людей на значительность, мудрость и величие, которые мы встречаем не только у Хлестакова, но и у Ляпкина-Тяпкина, убеждённого в необычайной тонкости и глубине своего ума, и у Земляники, уверенного в том, что если кто и достоин высоких почестей, так именно он. И городничий смешон не только тогда, когда он изливается в благонамеренных речах, но и в том случае, когда самодовольно хвастается, какой важной птицей он стал, соединяясь узами родства с Хлестаковым.
Стремясь показать во всей полноте общественные «пороки и преступления», Гоголь рисовал своих героев «крупным планом», смело прибегал к гиперболе, к гротеску. Отсюда возникают «курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!». Или такие характеристики: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком).
…Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю». Читателю порой кажется, что герои лишились рассудка. И это похоже на правду. Презренное и ничтожное выставляет себя напоказ без какой-либо доли стеснения и без зазрения совести! Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.
Гротеск, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, позволяет не только выразительно, крупно очертить действующие лица, но и включить их в широкие социальные соизмерения.
Сквозь саркастический смех и слёзы читатель знакомится на страницах комедии с лживым и безнравственным миром российской действительности. Чувство страха перед вышестоящими, зависть чиновников приводит к помутнению разума. Возникает абсурдная неправдоподобная ситуация, когда случайного молодого человека, остановившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.
Городничий и другие чиновники, нечестно выполняющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хлестаков безнаказанно уезжает из города.
Гоголь показывает суровую правду русской бездуховной жизни, общества, в котором многие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.
Хлестаковщина примеры из жизни. Что такое «хлестаковщина»? в ...
... Хлестаковым на короткой ноге. Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. ... Всем ! Зовут меня Оксана, и я мама не слишком усердного школьника, которому недавно дали задание написать сочинение на тему ... ничего не подозревающего Хлестакова, когда местные чиновники наперебой стали предлагать ...
Гоголь мечтал о комедии, которая явилась бы «великой школой» для общества и беспощадно карала бы смехом «плевелы» русской действительности. Разъясняя смысл «Ревизора», писатель указывал на роль смеха, сатиры.
Он подчёркивает, что решился выступить с осмеянием презренного и ничтожного, зная о том, что это вызовет к нему неприязнь многих. В смехе, в выведении на «всеобщие очи» дурного писатель видел могучее средство воздействия на общество. Этим он подчёркивал главное в своих эстетических воззрениях, в своём отношении к обществу. Оно заключалось в обосновании позиций страстного защитника правды, грозного обличителя социального зла.
Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира — с воплощением важных социальных идей. Тупое насилие и корыстолюбие, забвение общественного долга и претенциозное невежество, властительное чванство и изворотливое подхалимство нашли в гоголевской комедии яркое и глубокое выражение. Её образы оказывают действенное влияние на общество, продолжают интенсивно жить, вступая в тесное соприкосновение со многими современными социальными явлениями.