Творчество Виктора Пелевина

Сочинение

Если говорить о современной литературе, которая сложилась на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, то, в первую очередь, следует говорить о творчестве Виктора Пелевина. Почти все его произведения были переведены на европейские языки и получили высокую оценку в западных литературных кругах.

Основной темой творчества Пелевина является определение границ реального и ирреального. Весь мир иллюзорен, и временами очень сложно найти в нем хоть что-то действительное. Так, в повести «Омон Ра», которая вышла в свет в 1992 году, автор говорит о фальшивости природы советской реальности. Парадокс этого произведения в том, что все, что, по мнению обывателей, является выдуманным героем, на самом же деле реально. А то, что большинство посчитало действительностью советской эпохи, представляется абсурдным и фиктивным.

Главный герой с детства мечтает о полете в космос. Для него это немного иная реальность, противопоставленная символам повседневной жизни, например, невкусному комплексному обеду из супа, курицы с рисом и компота. Но уход от повседневности в космос совсем не свидетельствует о том, что герой ушел в мир настоящий.

Пелевин не разграничивает четко, где же истинное существование человека. Временами писателю кажется, что жизнь есть сон («Синий фонарь»), а может быть, это компьютерная игра («Принц Госплана»), или движение бройлерных цыплят по инкубаторскому конвейеру («Затворник и шестипалый»), или даже бессмысленное гудение насекомых.

В одном из лучших на сегодняшний день романе писателя — «Чапаев и пустота» (1996) — Пелевин окончательно размывает границы между явью и сновидением. Герои и сами не знают, какой из сюжетов с их участием — явь, а какой – сон. Главный герой Петр Пустота обнаруживает себя в двух реальностях одновременно – в одной, которая им воспринимается как подлинная, он, петербургский поэт-модернист, становится комиссаром у Чапаева. В другой действительности, которая главным героем воспринимается как сон, он – больной в психиатрической клинике, где его пытаются лечить от «ложной личности». Но в скором времени, под влиянием буддийского гуру и красного командира Василия Ивановича Чапаева, Петр постепенно догадывается, что вопрос об иллюзии и реальности не имеет смысла, поскольку все есть пустота. Сам же Петька вводит понятие «золотой удачи». Смысл ее заключается в том, что «взлет свободной мысли дает возможность увидеть красоту жизни».

12 стр., 5903 слов

Мой любимый герой в произведении Тарас Бульба Гоголя

... на праздники, на свидания и даже просто так Мой любимый герой в произведении Тарас Бульба Гоголя сочинение В повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь вложил очень много труда. Это рассказ ... мужества, альтруизма. Его гибель символизирует вырождение патриотизма, порядочности, честности. Мой любимый герой повести Тарас Бульба Несколько интересных сочинений Книги, играют не маловажную роль в развитии любой ...

В «Чапаеве» Пелевин с особой иронией обращается к буддийской философии. Популярные же анекдоты о Петьке и Чапаеве интерпретируются в этом произведении как древнекитайские коаны, загадочные притчи со множеством возможных ответов.

Также Пелевин поднимает в произведении проблему свободы. По мнению Чапаева, «свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю».

Виктора Пелевина волнуют все сферы человеческой жизни и все слои человеческого общества. Не оставляет писатель без внимания и тему власти. «Generation П» — первый роман, поднимающий данный вопрос. По мнению Пелевина, быт и обыденность оттесняют стремление к свободе. Власть это прекрасно осознает, и для большей зависимости народа «вкачивает в мозги потребителя» фальшивые символы: утюг, лимонад, кроссовки и многое, многое другое, что можно встретить на рекламных вывесках и в рекламных акциях. Это, казалось бы, делает человечество свободным, на самом же деле порабощает его, делает зависимым от вещей.

Пелевин как писатель новой эпохи не может мириться с создавшейся действительностью. Неудовлетворенность жизнью заставляет его задуматься над тем, где же истина. И не находя ответа на этот вопрос, человек вынужден прийти к выводу, что жизнь состоит из бессмыслицы и обыденности. А может ли быть такое существование реальным?

Пелевин много раз доказывает своим читателям, что не всегда реальное – реально, а нереальное – нереально. И как бы парадоксально это ни звучало, все же позиция писателя была принята общественностью и оценена по достоинству.

Многие критики отмечают поучительность в произведениях Пелевина, его стремление показать истинное существование человека, определить, в чем же заключается смысл жизни.