Если говорить о современной литературе, которая сложилась на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, то, в первую очередь, следует говорить о творчестве Виктора Пелевина. Почти все его произведения были переведены на европейские языки и получили высокую оценку в западных литературных кругах.
Основной темой творчества Пелевина является определение границ реального и ирреального. Весь мир иллюзорен, и временами очень сложно найти в нем хоть что-то действительное. Так, в повести «Омон Ра», которая вышла в свет в 1992 году, автор говорит о фальшивости природы советской реальности. Парадокс этого произведения в том, что все, что, по мнению обывателей, является выдуманным героем, на самом же деле реально. А то, что большинство посчитало действительностью советской эпохи, представляется абсурдным и фиктивным.
Главный герой с детства мечтает о полете в космос. Для него это немного иная реальность, противопоставленная символам повседневной жизни, например, невкусному комплексному обеду из супа, курицы с рисом и компота. Но уход от повседневности в космос совсем не свидетельствует о том, что герой ушел в мир настоящий.
Пелевин не разграничивает четко, где же истинное существование человека. Временами писателю кажется, что жизнь есть сон («Синий фонарь»), а может быть, это компьютерная игра («Принц Госплана»), или движение бройлерных цыплят по инкубаторскому конвейеру («Затворник и шестипалый»), или даже бессмысленное гудение насекомых.
В одном из лучших на сегодняшний день романе писателя — «Чапаев и пустота» (1996) — Пелевин окончательно размывает границы между явью и сновидением. Герои и сами не знают, какой из сюжетов с их участием — явь, а какой – сон. Главный герой Петр Пустота обнаруживает себя в двух реальностях одновременно – в одной, которая им воспринимается как подлинная, он, петербургский поэт-модернист, становится комиссаром у Чапаева. В другой действительности, которая главным героем воспринимается как сон, он – больной в психиатрической клинике, где его пытаются лечить от «ложной личности». Но в скором времени, под влиянием буддийского гуру и красного командира Василия Ивановича Чапаева, Петр постепенно догадывается, что вопрос об иллюзии и реальности не имеет смысла, поскольку все есть пустота. Сам же Петька вводит понятие «золотой удачи». Смысл ее заключается в том, что «взлет свободной мысли дает возможность увидеть красоту жизни».
В чем трагедия печорина? (по роману лермонтова «герой нашего времени»)
... -1935 Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина?» Пропустить и перейти к содержимому Сочинение представляет собой анализ взаимосвязи характера и судьбы главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего ... в нем.<p> Я считаю, что главная причина трагедии Печорина заключается в системе его ценностей. К примеру, Печорин прямо говорит Максиму Максимычу, что ему одинаково надоедают невежество ...
В «Чапаеве» Пелевин с особой иронией обращается к буддийской философии. Популярные же анекдоты о Петьке и Чапаеве интерпретируются в этом произведении как древнекитайские коаны, загадочные притчи со множеством возможных ответов.
Также Пелевин поднимает в произведении проблему свободы. По мнению Чапаева, «свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю».
Виктора Пелевина волнуют все сферы человеческой жизни и все слои человеческого общества. Не оставляет писатель без внимания и тему власти. «Generation П» — первый роман, поднимающий данный вопрос. По мнению Пелевина, быт и обыденность оттесняют стремление к свободе. Власть это прекрасно осознает, и для большей зависимости народа «вкачивает в мозги потребителя» фальшивые символы: утюг, лимонад, кроссовки и многое, многое другое, что можно встретить на рекламных вывесках и в рекламных акциях. Это, казалось бы, делает человечество свободным, на самом же деле порабощает его, делает зависимым от вещей.
Пелевин как писатель новой эпохи не может мириться с создавшейся действительностью. Неудовлетворенность жизнью заставляет его задуматься над тем, где же истина. И не находя ответа на этот вопрос, человек вынужден прийти к выводу, что жизнь состоит из бессмыслицы и обыденности. А может ли быть такое существование реальным?
Пелевин много раз доказывает своим читателям, что не всегда реальное – реально, а нереальное – нереально. И как бы парадоксально это ни звучало, все же позиция писателя была принята общественностью и оценена по достоинству.
Многие критики отмечают поучительность в произведениях Пелевина, его стремление показать истинное существование человека, определить, в чем же заключается смысл жизни.