Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)
“Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно размышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красоту и богатство.
Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.
Это – центральный образ пьесы, который
объединяет собой другие персонажи. На первый взгляд это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье в пору цветения вишневого сада, чтобы решить свои житейские проблемы. И тем не менее это не случайные люди.
Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.
Самый старый человек в пьесе – Фирс. Все его идеалы – в прошлом, до 1861 года, “до воли”, которую он считает началом всех бед. Это человек, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс – человек
косный и ограниченный.
В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это – преданность. Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство патриархального единства, цельности.
С Фирсом эта цельность и беззаветная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное – родное гнездо, сад.
Более молодые герои пьесы – русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская – умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту.
Раневская – добрый человек. Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутренней утонченностью и благородством. Но при всей своей развитости и душевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элементарной практичности и дальновидности, которые столь важны для заботы о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе. Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду – красоте, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения.
Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад Чехова
... вишневый сад. Показательно, что в отличие от других слуг, Фирс ... образ Фирса становится понятным и максимально ясным. Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в ... знает, что Гаеве и Раневская не смогут ... и верности. Сочинение про Фирса Произведения Гоголя ... Фирса на плаву. Что касается главного объекта пьесы — вишнёвого сада, то его образ тесно связан с Фирсом, ...
Эти герои обнаруживают свою полную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того – смешны.
Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека – Лопахина. Это – русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин – человек удивительно деятельный. Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое поле, сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”.
И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями. Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад.
Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, чтобы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и крепких руках.
Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша.
Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неведомым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство привязанности к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.
Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи – Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтательны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь.
Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он “вечный студент”, “Мы выше любви”, – заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы. Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, – основательности.
Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спасти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смотрит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей.
В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отмечена особенность “бесконечных” произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.
Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая “Вишневый сад”, размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.
Кто же спасет красоту?
1
Жизнь и сад в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»
... жизни». И я абсолютно согласна со словами писателя. Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и ... смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!» ...
votes, average:
5.00
out of 5)