Конспект литературы по повести «Живи и помни» В. Г. Распутина

В 1974 году написал Распутин «Живи и помни». Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин «Живи и помни». Герои произведения (главные) — Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек — уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина — в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин «Живи и помни» написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

17 стр., 8015 слов

Трусость в произведении живи и помни. по повести живи и помни ...

... Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова. Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» ... «Живи и помни» Андрей ... Настены: «Живи и помни» - будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию. Каждый, кто прочитал ...

klassreferat.ru

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены. Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу.

Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал. Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя. Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г.

28 стр., 13518 слов

Нравственные проблемы в творчестве распутина и астафьева. Нравственные ...

... нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и ... только о смерти думает старая тофамарка из рассказа И десять могил в тайге. Готова к свиданию ... остаться с матерью. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так ...

Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?». Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах).

В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе». Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене. В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками. Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена. Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится».

Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны. Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода. Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

3 стр., 1061 слов

Живи помни о живых ( -НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ...

... и по нравственным мотивам повести В. Распутина «Живи и помни». Содержание повести таково: молодой парень Андрей ... лет тому назад мы с женой сочинение более тридцати лет тому назад мы ... определяет и его слова, обращенные к Настене: «Скажешь кому — убью. Мне терять ... лишь по ночам спускался для того, чтобы под покровом темноты пройтись по ... А женщина, его мать, продолжала жить. До этого она жила вместе ...

Рекомендуем посмотреть:

  • Повесть В. Распутина «Живи и помни»
  • Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В.Распутина «Живи и помни»)
  • Рецензия на книгу В. Распутина «Живи и помни»
  • Рецензия на книгу В. Г. Распутина «Живи и помни»
  • Традиции Горького и Достоевского в повести В.Распутина «Живи и помни»
  • Мастерство изображения народной жизни в повести В.Г. Распутина «Живи и помни»
  • Изложение по повести В. Распутина «Живи и помни»
  • Повести «Лицом к лицу» Ч. Ай В.Распутина
  • Повесть В. Распутина «Живи и помни» — сочинение
  • Идейный смысл повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин («Живи и помни») отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Встреча с мужем

Повесть Распутина «Живи и помни» продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Смотреть галерею

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин («Живи и помни»).

Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении «Живи и помни» (Распутин) также раскрывается.

Война — трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении — образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин («Живи и помни») изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

4 стр., 1681 слов

По повести Распутина «Прощание с матерой»

... аргументы лучше использовать. Не забудьте прочитать первую часть данной инструкции о том как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Сочинения Повесть Распутина «Прощание с Матерой», ... с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте произведения в полном содержании. Помните, ... автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника ...

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин («Живи и помни») отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения — нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. «Живи и помни» отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина «Живи и помни» экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер —

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончив в 1957 г. филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Результатом этих поездок явились книги очерков-«Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Первый большой успех принесла писателю повесть «День для Марии» (1967 г.).

Широкое общественное признание получили и другие произведения В. Г. Распутина: повести «Последний срок» (1970 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.).

За повесть «Живи и помни» В. Распутин был удостоен премии СССР (1977 г.)В своих произведениях писатель затрагивает такие важные темы, как тема экологии и тема нравственности. Проблема нравственного выбора с особой остротой выведена в повести «Живи и помню. Распутин выступает здесь как тонкий психолог и знаток народной жизни.

События повести происходят в последние дни войны. Возвращаясь домой из госпиталя, а не на фронт, один из главных героев повести Андрей Гуськов становится дезертиром. Находясь в госпитале после ранения, он мечтал о том, как вернется домой, и был полностью уверен, что на фронт его больше не пошлют. Шел 1944 г. Однако все его надежды на возвращение рушатся, и он решается на отчаянный шаг. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, Настеной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу- тогда он опять готов на что угодно». Став дезертиром, он боится признаться в этом даже самому себе и поэтому идет на сделку с совестью. Он был готов, увидев своих родных, погибнуть на фронте, но постепенно огромное желание жить заглушает слабый голос совести. Он открывается своей жене Настене.

16 стр., 7969 слов

Художественные особенности повести Андрея Платонова ‘Котлован’

... Платонов в "Котловане" показал идеологию людей времен первой "пятилетки". Цель работы: Ознакомиться с работами ученых, исследователей, критиков, посвященных творчеству Андрея Платонова. 2.Рассмотреть идейно-тематическое единство повести "Котлован". ... в 1930-1931 гг., а Платонов зимой и весной 1930 г. будет работать над повестью "Котлован". Недопустимо "контрреволюционные" антитезы вновь будут ...

Чувство вины за то, что совершил ее муж, не дает ей спокойно жить. Она, укрывая бежавшего мужа, приняла его дезертирство на себя. После каждой встречи с Андреем Настена все больше отгораживалась от людей, с которыми всю жизнь делила и горе, и радость. Даже ожидание ребенка делается для нее мучительным. Повесть заканчивается гибелью Настены, она не может найти логического решения и искупает своей смертью вину невольного позора за тяжкий поступок своего мужа.

Почему жизнь так жестока и несправедлива? Андрей — человек без совести — остается жить, ! а жизнь такой прекрасной, честной, доброй, чистой женщины Настены обрывается. Но не только Настена стала жертвой ужасного поступка Андрея, но и его отец. Михеич тяжело переживает, замыкается в себе, предчувствуя недоброе, а потом тяжело заболевает.В этой повести В. Распутин показывает постепенную деградацию человека. Ведь Андрей из доброго, любящего сына и мужа превращается в ничтожное животное. Сделанный выбор оказывает непоправимое воздействие на его дальнейшую жизнь. Стирается грань между хорошим и плохим, правильным и неправильным. По сути, Андрей уже не властен над своей жизнью и своими поступками, он плывет по течению.

Андрей, как это ни страшно, отстраняется от своих близких, чтобы сохранить свою жизнь. Его не трогают ни смерть жены, которая могла стать матерью его ребенка, ни болезнь отца. Его заботит только собственное благополучие. Андрей, отдалившись от людей, постепенно теряет все человеческое. Он даже пытается выть на луну, подобно волкам. Какой-то момент он еще понимал, что отдаляется от нормальной жизни, но сделать уже ничего не мог. Внешние обстоятельства были сильнее, и его воли не хватило противостоять им. Он подчинился.

Жестокость по отношению к окружающим поселилась в душе Андрея. Он подстрелил косулю и наблюдал за ее предсмертной агонией. Жене же на это сказал: «Скажешь кому- убью». Так шаг за шагом Андрей опускается все ниже и ниже. Так кто же виноват в том, что человек пал так низко: обстоятельства или он сам? Этот вопрос волновал многих писателей русской литературы. В повести Распутина главный герой помещен в исключительные обстоятельства, обстоятельства войны и винит в них свое безволие: «Это все война, все она, — снова принялся он оправдываться и заклинать». Этими словами он как бы снимал с себя всю ответственность за свои поступки, перекладывал все на судьбу. Таким образом, нравственное падение Андрея не является трагедией. Он сам себя обрек на одинокое существование, вынужден Постоянно скрываться. Это даже вошло у него в привычку. Словно дикий зверь, почуявший опасность, Андрей «вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход… Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».

6 стр., 2966 слов

В.Г. Распутин Живи и помни

... повесть Валентина Распутина «Живи и помни». На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходит основное событие повести – предательство Андрея ... и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и ... соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских ...

Трагедией же в повести является гибель Настены. Эта женщина представляет собой настоящий русский характер, который воплощается во многих героинях повестей Распутина. Настена — высоконравственная личность, чувствующая свою вину за поступок мужа, но несущая этот крест. Она покончила с собой, но при этом нравственно очистилась. В ее душе нравственные законы победили, как побеждают они в душе всего народа. Для Андрея же ее самоубийство стало еще одно ступенью вниз, ведь он видел в ребенке, которого носила Настена, свое спасение. И их гибель — это наказание за то, что он преступил через все моральные законы в своей душе.

Своей повестью В. Распутин как бы говорит «Живи и помни, человек! В беде, кручине место твое рядом с народом. Всякое отступление оборачивается горем для тебя и твоего народа». Само название, конечно, относится к Андрею, потому что так и хочется добавиться: «Если можешь жить». Но я думаю, что это касается и каждого из нас. Главное каждому жить честно, по совести, без лжи, тогда и общество наше будет высоконравственным. Опять вернутся к нам непреходящие человеческие ценности: милосердие, Доброта, справедливость. Научить жить не по лжи и призвана наша литература.

Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена, к примеру, как в этой повести — во время Великой Отечественной войны. Человек способен иметь большие заслуги перед Родиной, перед товарищами, однако всегда всё может изменится и ситуация ухудшиться из-за неправильного выбора.

В повести «Живи и помни» рассказывается про Андрея Гуськова, обычного солдата, который на своём жизненном пути свернул не туда. В последние месяцы войны он сбежал из госпиталя, чтобы вернуться в родные места, повстречать родных и близких, война — это пройденный путь. Он храбро служил, защищал свою родину, и Советскому союзу осталось совсем немного чтобы добить врага, однако Андрей получает ранение и его отправляют в госпиталь. На войне нужны люди, поэтому полностью не восстановившись, Андрея хотят отправить обратно на фронт. Узнав об этом, Гуськов решается сбежать из госпиталя, он не хочет погибать в последние месяцы войны.

Его объявляют дезертиром. Это был для него настоящий приговор. Дома его ждали не родные и близкие, а милиционеры и военные. Поэтому главный герой должен был скрываться, так как в те времена дезертиров расстреливали без суда и следствия. Единственное, кому он мог доверять — это собственной жене — Настёне. Они поженились ещё до войны и нельзя сказать, что это была крепкая семья. Нельзя сказать, что она его сильно любила.

Пошли слухи, что там у Насти любовник и она не верна своему мужу, Настя вынуждена была терпеть презрение со стороны окружающих, но не выдавать мужа. Она забеременела и слухи только усилились, а она продолжала помогать своему мужу. Когда слухи дошли до милиционеров, то они решили проследить за ней, когда она, в очередной раз плыла на лодке в лес к своему родному мужу. Заметив это, она принимает решение совершить самоубийство, чтобы спасти мужа.

Андрей Гуськов — дезертир, который не дослужил пару месяцев, война кончилась и односельчане встретили с фронта всех как героев, а ему суждено было жить и помнить о том, к чему привел его побег. Живи и помни, Андрей Гуськов.

4 стр., 1712 слов

Читательская конференция по повести В.Распутина «Живи и помни»

... к замужеству? Ученик: С Андреем Гуськовым они познакомились случайно. Гуськов вёз горючее в соседнюю деревню. На обратном пути Андрей повёз к себе и ... чтением конкурсных сочинений учеников на ... живи”? Ученики: - Учитель: Андрей остался жить. Пока он будет жив, он должен будет помнить, что случилось с Настёной и ... и многие другие. Слово ученика о биографии писателя., Анализ содержания повести. ...

Смысл названия и поэтика имен в повести В.Г. Распутина

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Смысл названия и поэтика именв повести, В.Г.Распутина«Живи и помни»

В.П. Крючков

Повесть «Живи и помни» В. Распутина, ныне это совершенно очевидно, входит в золотой фонд русской литературной классики ХХ века.

Автор повести обратился к той стороне войны, которая была прежде запретной для литературы. В центре художественного исследовании В. Г. Распутина находится судьба Андрея Гуськова, дезертира, персонажа заведомо антигероического. По официальным меркам того времени (да и не только по меркам того времени) тема эта малопривлекательна. Эту тему обходили. повесть распутин персонаж антропоним

Солженицын А

Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 // Новый мир. 2000. № 5. С. 16.. Симптоматично, что свое слово при вручении премии Распутину А.

Солженицын начал с представления повести «Живи и помни» как заглавной у Распутина, а затем перешел к повести «Прощание с Матерой» — еще одному известному произведению писателя.

Однако сразу после появления повести многие критики оказались не готовы в полной мере оценить образ Андрея Гуськова, хотя и сознавали, что повесть эта — новое слово в литературе.

В первых литературно-критических откликах оценки главного героя произведения были однозначными, прямолинейными: в нем видели «предателя народа», «подонка», «враждебного обществу» Проза Валентина Распутина: Круглый стол [О. Салынский, В. Оскоцкий, Ю.

Селезнев, А. Овчаренко, Е. Старикова] // Вопросы литературы. 1977. № 2. С. 13 и след..

Впоследствии, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, критика пришла к более сложному, неоднозначному пониманию образа главного героя. В нем увидели не только дезертира, но человека со своей трагедией, причина которой находится не только в нем: Андрею Гуськову не дано было преодолеть те трагические обстоятельства, которые все более его затягивали.

Повесть, в соответствии с законами жанра, немноголюдна, и это дает возможность автору сосредоточиться на судьбах главных героев, полнее раскрыть драму Андрея Гуськова и Настены. Повесть можно отнести к разряду психологической прозы, так как в центре ее — исследование психологии героев в критической для них ситуации, исследование мотивов их поступков. А. И.

Солженицын А

  • Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 // Новый мир. 2000. № 5. С. 17..

Сам Распутин изначально не ставил целью создание образа только негативного, упрощенного.

О неослабевающем интересе к повести говорит и следующий факт: в начале 2006 года в МХТ им. А. П. Чехова состоялась новая премьера «Живи и помни» (спектакль ставили в театре и 30 лет назад).В. Распутин, присутствовавший на премьере, прокомментировал: «Приняли хорошо, долго аплодировали. Но для меня даже не это главное.

2 стр., 783 слов

По произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

... В произведении Валентина Распутина «Живи и помни» Андрей дезертирует и прибегает к себе домой, в родную деревню. ... погоню на лодке поплыли односельчане. Чтобы спасти Андрея, Настена утопилась, так и не выдав дезертира. ... Трусость в бою и ее последствия В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, ... что победить их будет крайне непросто. Однако, как-то раз, его самолет подбивают, и ...

Главное – это тишина, которая царила в зале во время спектакля. Почти не перебивали аплодисментами. Это было глубокое внимание к тому, что происходит на сцене, которое не хотелось ничем нарушать» Валентин Распутин

: Это у меня лучшая Настена: На малой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера «Живи и помни» // Российская газета.

2006. 19 января. С. 18..

При интерпретации названия повести мы исходим из того положения, что заглавие является эквивалентом текста, задающим основные направления его восприятия, толкования. Название повести Распутина «Живи и помни» оригинально, ёмко, многонаправленно.

В пределах пространства повести оно обращено к главному герою — Андрею Гуськову и звучит как название-упрек, обвинение: автор и сочувствует герою, и обвиняет его, и это обвинение явственно прочитывается в названии-приговоре повести: «Живи и помни». Ведь именно Гуськов остается жить. Название повести — это приговор автора герою, обреченному на жизнь и на память о погибшей жене и неродившемся ребенке.

За пределами текста название воспринимается как требовательное обращение к читателю, призывающее помнить о том, что такое война и что она несет людям. Экспрессия, заложенная в форме повелительного наклонения, обладает повышенной степенью воздействия на читателя.

Исходя из логики повествования, повесть скорее должна была бы называться по имени (или именам) главного героя.

Однако автора интересует не столько конкретный герой повести — Андрей Гуськов, сколько сама трагическая ситуация и ее исход, возможные способы ее разрешения или неразрешения.

Название на подсознательном читательском уровне воспринимается как хорошо знакомое и когда-то нами уже слышанное. Очевидно, что основой для него послужило название распространенной в патриархальном домашнем семейном обиходе игры «Бери и помни».

В этой шутливой игре-споре проигрывал тот, кто забывал об уговоре. Название изначально указывает на камерный характер действия повести, в центре которой — семья, муж и жена. Идиллические «семейные» коннотации названия семейной игры переводятся в повести в драматический план.

Антропонимы, или Поэтика имен главных героев повести

Андрея Гуськова и Настены.

Очевидно, фамилия Гуськов мотивирована апеллятивом гусь.

В народном сознании слово гусь, употребляемое в качестве характеристики человека, носит явно отрицательную оценку, что зафиксировано в пословицах и поговорках: «Ну и гусь» — говорят о ловкаче или мошеннике, пройдохе… Отношение автора к персонажу можно определить путем анализа самой структуры антропонима.

Если фамилия Гуськов образована от слова гусь, то вполне вероятна достаточно распространенная модель фамилии Гусев. Наличие же суффикса – к

позволяет сказать, что форма субъективной оценки носит пренебрежительно-уничижительный оттенок. И в самом деле, Гуськов — в определенном смысле мошенник.

Фынтынэ А.В.

Антропонимическая система повести В. Г. Распутина «Живи и помни» // Филологические штудии: Сборник студенческих работ. Вып. 1. Сургут, 2004. С. 90.. Но такая прямолинейность подходит скорее сатире, а не драматической истории.

Возможна и иная интерпретация: Гуськов сближается с наречием гуськом

идти гуськом

  • См. у В. И. Даля: «

гуськом

нар. Одиночкой, один за другим, чередой, рядком, следком, ниткой, не россыпью, не кучкой, по одному

».

В фамилии Гуськов можно увидеть указание на одиночество, отколотость от основной массы, от тех, кто держится вместе. В то же время одиночество Гуськова не означает его единственности: он в одиночку прошел свой трагический путь, таясь и украдкой. Но он не один его прошел (см.

газетные сообщения 70-80-х годов о дезертирах, скрывающихся десятилетиями в лесной сторожке или другом тайном месте, утративших речь и человеческий облик).

По свидетельству А.И.

Солженицын А

  • Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 // Новый мир. 2000. № 5. С. 17..

Непрезентабельной фамилии героя — Гуськов — не соответствует имя Андрей. Человек с фамилией Гуськов — это, скорее, человек нерефлексирующий, «простой». Те же, кого зовут Андрей — иные.

Андреи, как свидетельствует отечественная литература, — интеллектуалы, с противоречивыми характерами, импульсивны, иногда теряют голову, склонны к доминированию. В их числе Андрей Болконский из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Андрей из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя.

Андрей Гуськов

воспринимается как дисгармоничное, в нем есть нечто необычное, даже несуразное. И судьба героя подтверждает это ощущение.

Андрей, Андрей Гуськов, Гуськов

:

  • Андрей употребляется в основном в речи Настены и авторской речи только тогда, когда повествуется о встрече мужа и жены;
  • Андрей Гуськов употребляется при описании сражений, в которых участвовал герой;
  • Гуськов — тогда, когда он противопоставляет себя людям, в сценах «озверения», убийства теленка.

Уже после выхода повести, при её авторской доработке Валентином Распутиным образ Андрея Гуськова все более лишался оснований для прямолинейного толкования его как дезертира. Теперь это — образ человека, ступившего не на ту дорогу, человека страдающего, мучающегося своим положением и в то же время не находящего сил для выхода в мир людей.

Распутин В.Г

Живи и помни // Роман-газета. М., 1978. № 7. С. 8.; акцентируется внимание на глазах героя, отражающих его мучительные страдания: «Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой» Там же. С. 73., «его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием» Там же.

С. 78..

В поздних изданиях повести исчезло сообщение автора в финале произведения о том, что произошло с Гуськовым после гибели Настены.

В первых изданиях перед финалом был эпизод: «Заслышав шум на реке и заподозрив, что он может иметь отношение к нему, Гуськов вскочил, в минуту собрался, привычно приведя зимовейку в нежилой, запущенный вид, и кинулся в тайгу. На такой вот неожиданный случай заготовлен был у него отступной выход: Каменный остров.

Распутин В.Г.

Живи и помни. М., 1975. С. 194. В такой судьбе все досказано, все завершено.

Андрей Гуськов предстает перед читателем существом, окончательно утратившим какой-либо нравственный человеческий облик, превратившимся в загнанное животное. Тот Гуськов не способен ни жить, ни помнить, ни ощутить всю меру своего духовного падения. В.

Панкеев И.А.

Валентин Распутин (По страницам произведений.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: . .

Имя героини повести Настена

является производным от имени Анастасия. Однако полное, «официальное» именование героини не входило в авторскую задачу, оно не соответствует всей логике повести и характеру героини. В авторской речи мы встретим только Настена (за исключением единожды употребленного апеллятива

баба

В тексте лишь однажды можно встретить Настя

в речи самой героини. И она же сообщает, что форму Настена определил для нее Михеич, ее свекор: «Отец спрашивает: как зовут? Настя, говорю. Отец перекроил: Настена. С той поры пошло — Настена — да Настена».

И автор, и Михеич относятся к ней как к родному, близкому человеку, отсюда и камерная форма имени героини.

В повести из 668 употреблений антропонима 643 подаются в антропонимическом варианте Настена. Отчества героиня лишена, а с фамилией Гуськова не употребляется.

В этом именовании только по имени обнаруживается связь с фольклорной традицией, подчеркивается народность имени.

В психологическом плане такая форма имени указывает на нравственную устойчивость, а также психологическую оторванность, замкнутость персонажа — Настена сирота.

Фынтынэ А.В.

Указ. соч. С. 93..

Героиня как бы лишена фамилии в повести — с фамилией мужа имя героини не встречается, и главные герои, неразрывно соединенные судьбой, остаются в психологической изоляции друг от друга. Более того, в главе 21 автор противопоставляет ее фамилии Гуськовых: «Теперь, когда она не жила у Гуськовых».

Для женских замужних персонажей в повести употребление/неупотребление фамилии принципиально важно.

Имена замужних женщин употребляются с фамилией мужа (Лиза Вологжина, Вера Орлова, Василиса Рогова), надо думать, что употребление женского имени с фамилией мужа предполагает лад и согласие в семье, чего Настена лишена.

В повести «Живи и помни» образ Настены это, прежде всего, воплощение черт русского национального характера. Однако В. Распутин трансформирует структуру самого имени, придавая ему новое звучание.

При всей непохожести центральных героев повести В.Г. Распутина «Живи и помни» — Андрея Гуськова и его жены Настёны — есть в их именах то, что их несомненно сближает.

Связь эта анаграмматического, звукобуквенного характера — сонорный [н] в сочетании с гласным звуком [а] удваивается в имени Настены, формируя в читательском восприятие ощущение боли, «стона», трагической безысходности судеб главных героев и их общей трагической судьбы.