С творчеством Александра Островского ученики знакомятся в 9 классе. Текстуально изучается «Гроза», кратко — «Бедность не порок». Анализ последней пьесы и ее краткое содержание помогут ученикам лучше понять систему образов, суть и идею произведения, оценить проблемы, поступки главных персонажей, особенность композиции и составить конспект при подготовке к уроку русской литературы.
История написания
Свои первоначальные впечатления о жизни и отношениях купцов автор пьесы получил в собственной семье. Через время, когда он работал в Коммерческом суде, то видел противозаконные способы обогатиться, истории разорения, имел дело с практикой фальшивых документов. В дальнейшем все наблюдения и сведения сильно отразились на творчестве. Определенные фамилии персонажей его произведений использованы из судебных дел, где брал участие юный писатель.
«Бедность не порок» автор создал в 1854 г., и успех смог превзойти любые ожидания. Ни одна из до этого и позже написанных пьес не вызывала такого шума и критики. В 1969 г. ее поставил Малый театр. Театральные постановки под этим названием и сегодня занимают одно из основных мест на отечественных и зарубежных сценах. А тогда тепло встретила его основных персонажей публика, которая пыталась ближе познакомиться с творчеством автора.
восприняли новое сочинение «Бедность не порок» негативно:
- Кудрявцев в рецензии, описывая полную характеристику действующих лиц, упрекнул Островского в возвеличивании непристойных сторон купеческого быта, в особенности брата Гордея.
- Чернышевский назвал пьесу слабой и неправдивой, а главных персонажей — ненастоящими и приукрашенными. Как говорил сам критик, лишь из-за имени первого произведения «Свои люди — сочтемся» новое сочинение обеспечивается положительными откликами.
Островского обвинили в славянофильстве, осуждали за создание балагана на сцене, подразумевая под этим праздничное гулянье семьи Торцовых. Дружинин, вставший на защиту автора, отвергал несправедливое суждение Чернышевского, который выдвинул обвинение Островскому в идеализированном описании устоев купеческой жизни. Единственным недостатком критик посчитал развязку, которая невозможна в настоящей жизни и немного преувеличена.
Но все неоспоримой особенностью произведения назвали красоту языка и поэтичность.
Непосредственно Островский видел смысл в «Бедность не порок» в том, «чтобы направить народ, не обижая его», соединяя реальность с выдуманным, помня о комическом.
16 стр., 7785 словЛюбовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок Островского
... пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет ... русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу. Посмотрите, что еще у нас есть: “Бедность не порок” раскрывает тему ... любимой дочери. В душе он понимает, что обрекает Любовь на муку, отдавая ее за жадного старика. ...
Краткое содержание
Первое действие начинается с того, как юный приказчик Митя узнал, что его хозяин Гордей поссорился с братом, перебрав алкоголя у него в дома. После приезжает Пелагея Егоровна, супруга владельца поместья, и его дочка Любовь Гордеевна. Жена Торцова злится на мужа, который, как он говорит, познакомился с богатым Коршуновым и сейчас «для него все наше русское немило». Волнуется она и за дочку, поскольку супруг хочет выдать ту за «ее ровню», как он думает. Общаясь с Гуслиным, Митя говорит о нападках хозяина и низкое жалованье.
тайно устроила Анна Ивановна:
- молодой человек читает девушке собственные стихи и делает признание в любви;
- Люба стесняется сказать ему свое решение и пишет положительный ответ в письме.
Во втором действии Митя и Любовь решаются пойти к отцу, чтобы он их благословил. Здесь же автор описывает веселье девушек, которое продолжается непродолжительное время, поскольку приезжает Гордей со столичным фабрикантом Коршуновым. Торцов разозлился, что жена организовала святки «на мужицкий манер», и они с другом начинают пить шампанское.
фабрикант дарит Любови Гордеевне дорогостоящие серьги
Третье действие. Пелагея Егоровна также не принимает решения супруга и желает дочке «хоть бедного, но друга милого». Митя, после того как узнал неприятную новость, хочет покинуть усадьбу и отправляется проститься. Увидев свою любимую, он предложил ей сбежать, но девушка не соглашается, боясь разгневать отца. В это время имение навещает брат Гордея — Любим, последний ссорится с Коршуновым, обвиняя его в жульничестве.
В результате все ругаются, фабрикант покидает имение. После злой Гордей Карпыч сам предложил Мите жениться на его дочке.
Характеристика героев
Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.
Основными действующими лицами являются:
- Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
- Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
- Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
8 стр., 3977 слов
Образ и характеристика любви гордеевны в пьесе бедность не порок островского
... Любовь Гордеевна Торцова — их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов ... Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении ... Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Интересно, что роль ... из них: Гордей Карпыч Торцов — богатый ...
- Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
- Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
- Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
- Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
- Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.
Конфликт в произведении
Что относительно конфликта в пьесе Островского, то он сильно не выражается и как бы разделен на несколько направлений. Его можно проследить во взаимоотношениях любящих молодых людей, поскольку между ними находится богатство и нищета. Разорвать такое противостояние возможно двумя способами: выйти из авторитета семейных уз либо согласиться с отцом деспотом. Первое произойти не может, ведь никто на это не готов, а Митя принял решение Любови Гордеевны. Последний способ настал неожиданно, только по причине счастливого случая.
Другой конфликт заключается во взаимоотношениях Гордея и брата, Любовь Гордеевна и Митя являются бесправными
В пьесе три действия, это деление несет в себе смысловую основу. Кульминация начинается в последнем акте, после нее происходит развязка и счастливое окончание произведения. Конфликт построен на веянии той эпохи и ее столкновении с русской реальностью.
В понимании Торцова образованность — только внешняя оболочка, это кареты, шампанское, сюртук и меха.
Композиция и жанр
Характерная особенность композиции — насыщенность фольклорными элементами, они окольцовывают все действия, описываются во всех важных моментах, акцентируя и выделяя их особым образом. Широко использован прием подготовленного появления персонажей: вначале о них говорят, затем они появляются на сцене.
авторские ремарки
Пьеса по жанру относится к комедии, и, естественно, должна заканчиваться позитивно. Так и случилось, финал — это победа добродетели над глупостью.