Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Сочинение: Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)

(367 слов) Беликов — главный герой знаменитого рассказа Чехова «Человек в футляре». В произведении раскрывается образ этого футлярного человека — во всем ограниченного, тревожного и мнительного заложника своих стереотипов. Автор описал, как один такой горожанин держал в страхе всю общественность. Его нытье и вечные сомнения порабощали людей, воспитанных идеалами свободы и равенства. Только после его смерти они почувствовали облегчение, но потом обнаружили, что вокруг них сотни заложников самых разнообразных футляров. Жизнь осталась той же самой — «не запрещенной циркулярами, но и не разрешенной вполне». Этим писатель доказал, что его герой — вовсе не исключение, а правило, по которому живут десятки уездных городов.

И теперь образ Беликова — не вчерашняя сказка, а сегодняшняя реальность. Многие люди, воспитанные не только на Щедрине, как персонажи рассказа, но и на самом Чехове, все так же раболепствуют перед источником своего страха. А зачастую он один — общественное мнение. Многим жителям маленьких городов становится физически непереносимо от осуждения или простого косого взгляда соседей. Их согражданам из мегаполисов легче, они менее зависимы от социума, но их затягивает семейная или служебная зависимость. Такие люди живут по инерции общественного мнения: куда оно, туда и они. Запреты, расстрелы, аресты — все радикальные меры нравятся им, ведь они направлены на сохранение векового порядка. Беликовы нашего времени, например, всерьез поддержали бы Сталина с его репрессиями против народа, и открыто об этом заявляют. Они ведь и хотят только циркуляров побольше и меньше возможностей для самовыражения и свободы, так как выразить им нечего, а зависимость им нравится. Именно поэтому сейчас стало довольно популярно жаловаться на оскорбление всевозможных чувств и дискриминацию, хотя раньше были те же самые шутки, и никого они не волновали. Нынче же мода на Беликовых, и следить за женщинами на велосипедах стало общественно значимым делом, кому-то даже платят за бдительный надзор. Так и хочется ответить цитатой из рассказа: «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния» — но уже боишься оскорбить и дискредитировать, чихнув не вовремя и не захватив зонта.

9 стр., 4253 слов

По произведению Человек в футляре Чехова 10 класс

... окружающих, Беликов заболел, жутко похудел, позеленел и еще больше втянулся в свой выдуманный футляр. Базовой деталью рассказа «Человек в футляре» стал уход из жизни главного героя. Умер он от шока, от ... ведь больше не стало человека, который своим поведением внушал страх всему городу, хотя не имел никакого высокопоставленного чина или ранга. По моему мнению, Антон Павлович Чехов с присущими ...

Беликов вчера — это ксенофобия провинции, но Беликов сегодня — это уже культ «благочиния», движение фискалов, которые готовы везде найти угрозу, особенно, если это выгодно. «Как бы чего не вышло» — это уже девиз каждого человека, активно занимающегося своей страницей в социальных сетях. Данная фраза всплывает в голове каждый раз, но не только когда публикуется запись, а когда возникает мысль.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

8 стр., 3514 слов

Образ Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»

... написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику. Основная мысль Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно ... Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В ...

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.