В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Финал большинства гоголевских произведений — преодоление реальности, вторжение в текст высшего начала, смысл которого -нравственный суд над героями, прорыв к пониманию философских — законов бытия: добра и зла, правды и лжи, жизни и смерти, будуще­го. Как происходит этот выход в повести «Шинель»?

Финал повести автор наполняет ощущением почти мистическо­го холода. По ночному городу ходит призрак, он наказывает тех, кто равнодушен к чужой боли, отгородился стеной благополучия от чу­жой беды. Фантастика нужна Н. В. Гоголю как напоминание о выс­шей правде, о том, что стремление к материальному благополучию -всего лишь суета. Появление на страницах повести «мертвеца-чи­новника» — это не описание мести, не наказание страхом, а напоминание каждому человеку о Высшем суде, о неотвратимости спра­ведливого возмездия и наказания.

Фантастическую фигуру мертвеца-чиновника никто толком не видел. Узнать Акакия Акакиевича в мертвеце дано только «значи­тельному лицу». Это субъективное впечатление возникает у челове­ка с неспокойной совестью. Таким образом автор пытается заста­вить людей думать о тех, кого они обидели. Может быть, именно так можно объяснить мистический финал повести.

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.

Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…»

10 стр., 4609 слов

Образ и характеристика кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством ...

... себе самых степенных казаков”. Когда кузнец вернулся домой, после того как Оксана буквально приказала ему достать черевички, он решил выкинуть мешки, лежавшие около входа. Несмотря на то, ... человека, его любовь и вера в конечном итоге будут вознаграждены. Сочинение Кузнец Вакула В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим ...

Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.

И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», — пишет Гоголь.

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».

8 стр., 3760 слов

О чем меня заставил задуматься гоголь. по повести Гоголя «Шинель. ...

... в страхе Петербург. Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, ... не похож. Безусловно, данная повесть заставила меня задуматься о многих вещах и о жизни в целом. Я думаю, что люди должны прочитать эту повесть, чтобы понять и осознать, ...