О чем меня заставил задуматься гоголь. по повести Гоголя «Шинель. Жанр и направление

Существует множество литературных произведений, которые вызывают неотвратимое желание задуматься, чтобы сделать определенные выводы о человеческой жизни, о вечных проблемах и неурядицах. Одним из таких выдающихся произведений является повесть Николая Гоголя под названием «Шинель». В этой повести Николай Гоголь, который был хорошим социальным психологом, показывает жизнь так называемого маленького человека. У этого человека очень много проблем, ему трудно, хотя он и не делает никакого зла тем, кто его окружает. В конечном итоге мы видим, что жизнь этого человека просто заканчивается безо всякого смысла.

Конечно, мне очень понравилась эта повесть. Проблемы, которые были здесь подняты, являются достаточно сложными, но, тем не менее, такие проблемы нужно поднимать. Главный герой повести по имени Акакий Башмачкин самом деле был обычным человеком, который имел как слабые, так и сильные стороны. Впрочем, люди, которые его окружали, обращали внимание исключительно на слабости. Делали они это так, будто никаких преимуществ у этого человека нет. Хотя они были: честность, правильность, сдержанность. Да, все это нельзя назвать ярко выраженными преимуществами, это скорее называется отсутствием недостатков. Но это никак не делает Акакия злым, он таким никогда не был и не приносил никому вреда или каких-то неприятностей.

История главного героя по-настоящему трагична. Так сложилось, что единственное, что он хотел в этой жизни — красивая шинель — в конечном итоге привело его к смерти. Он долго экономил на всем, пытался сохранить побольше денег, чтобы на шинель осталось. Он был чрезвычайно рад, когда это долгожданное приобретение все же произошло. Но в первую же ночь, когда он возвращался с празднования покупки шинели на работе, этот предмет одежды с него сняли бандиты. Причем вполне можно предположить, что поспособствовали этому сотрудники Акакия Акакиевича по работе. Эти люди его недолюбливали. И причина этого была проста: он не был таким, какими они были. Думаю, что именно это и является ключевой проблемой повести: люди не любят тех, кто отличается, кто на них не похож.

Безусловно, данная повесть заставила меня задуматься о многих вещах и о жизни в целом. Я думаю, что люди должны прочитать эту повесть, чтобы понять и осознать, что те, кто от них отличаются, ничем не хуже, чем они сами. Если это осознание придет, человек станет добрее, терпимее и сдержаннее в отношении тех, кто его окружает. И это пойдет всему обществу на пользу.

7 стр., 3492 слов

«Значительное лицо» и Акакий Акакиевич в повести Н. В. Гоголя ...

... шинель. Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни. Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком ... от гоголевского персонажа. В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» главным персонажем является Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Человек Акакий Акакиевич очень скромный, даже забитый, ...

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

    О чем?

    Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

    6 стр., 2948 слов

    Почему Н.В. Гоголь назвал свою повесть «Шинель»?

    ... бедам. Тема урока: Смысл названия повести «Шинель» 1. Почему повесть названа «Шинель»? 2. Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (причастна ли к этому Шинель?) 3. Акакий Акакиевич Башмачкин – «совершенный ... связанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа и подчеркивается заглавием повести. Итак, кто же наш герой: «совершенный идиот» или «святой ...

    Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

    Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

    Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному.

    Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    12 стр., 5519 слов

    Реальное и фантастическое в повести Н. Гоголя «Шинель

    ... в повести нет какого-либо носителя зла, который характерен для других гротескных произведений. Устраняя конкретного преследователя, Гоголь усиливает ощущение фантастического, необъяснимого чувства ужаса. Угроза, хоть и ... же уходит, увиливает от ответа, вставляя в свою речь множество вводных слов и предложений. Вопрос о границе между реальным и фантастическим здесь снимается задолго до финала, так ...

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя.

      Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    5 стр., 2140 слов

    Главные герои в рассказе «Шинель»» (Н.В. Гоголь) (2)

    ... за пошив шинели для Башмачкина. Приведение чиновника В повести Гоголя присутствуют фантастические мотивы – это приведение чиновника, в котором значительное лицо узнает Башмачкина. Приведение срывает с людей шинели в том месте, где был ограблен Акакий Акакиевич. Отобрав шинель у ...

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В состав «Петербургских повестей» вошли следующие повес­ти: «Невский проспект» «Портрет», «Записки сумасшедшего», а после — «Нос» и «Шинель».

В повести «Шинель» Петербург предстаёт городом чиновни­ков, исключительно деловым, в котором природа враждебна че­ловеку.

В статье учебника о героях повести «Шинель» рассказывает­ся, что бедного чиновника грабители лишают дорогой для него шинели. Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, он крайне косноязычен и часто выражается одними наречиями и предлогами. Окружающий его холод, который в отсутствие ши­нели его пронизывает, — это реальная жизнь, шинель — своеоб­разный панцирь, силовое поле, окружающее личность чиновника. Торжество Акакия Акакиевича после приобретения новой шине­ли скоро рассеивается её пропажей. Бунт возможен для него только посмертный, в виде некоего духа, срывающего шинели с чиновников. Даже светлый гость является к Акакию Акакиевичу в виде шинели.

8 стр., 3834 слов

За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? ...

... брат твой". Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Второй вариант) уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме В одном из департаментов ...

В повести «Шинель» Гоголь заставляет нас задуматься над тем, что человек, попавший в зависимость от вещей, оказывается беззащитен перед сложным миром и гибнет, не понимая причин происходящего.

Его характер и образ жизни целиком определены его узкими канцелярскими функциями.

Автор к герою относится вроде бы без щепетильности. Он показывает его внутреннее убожество, ограниченность и ску­дость интересов, неспособность мыслить логически, поразитель­ное косноязычие. Но при этом он как бы отстраняется от этих его отрицательных свойств, приглушает их, не делает на них акцента. Зато крупным планом демонстрирует душевное незлобие, безро­потное терпение забитого жизнью бедняка.

Повесть направлена против бездушия чиновничьего мира, его обезличенности, против отождествления человека с принадлежащи­ми ему вещами, что неизбежно ведёт к рабству у вещей. Говоря обобщённо, автор протестует против выноса центра подлинной лич­ности за пределы этой личности и переноса её в должность («значи­тельное лицо» как предмет страха и фетиша), в предмет (шинель).

Тема воздаяния в повести раскрывается в двух эпизодах: в бреду после кражи шинели, «сквернохульничая», Акакий Ака­киевич обращается именно к «значительному лицу»; после смер­ти Акакия Акакиевича появляется призрак, крадущий у людей шинели.

Описание ветра, вьюги получают символическое значение, потому что и ветер, и вьюга — это проявления жизни стихии, ко­торая пытается вторгнуться в закостеневший, обездвиженный мир чиновничьего города.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.

Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель. А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

5 стр., 2193 слов

По повести Н.В.Гоголя «Шинель». Как автор относится к Башмачкину

... переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», Акакия Башмачкина, с ним произошло иначе. Общество, с которым герою пришлось столкнуться, было совершенно ... его ли в этом вина? Краткое содержание: ШИНЕЛЬ, Гоголь ШИНЕЛЬ В одном департаменте служил ничем особенно не примечательный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Роста он был небольшого, несколько рябоват, ...

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.

Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.

Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.

Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа. Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

5 стр., 2121 слов

Мечты и реальность (Шинель) – по произведению Гоголя

... отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой ... повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор ...

С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости , произволу и бессердечию окружающих. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.

О повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В состав «Петербургских повестей» вошли следующие повес­ти: «Невский проспект» «Портрет», «Записки сумасшедшего», а после — «Нос» и «Шинель».

В повести «Шинель» Петербург предстаёт городом чиновни­ков, исключительно деловым, в котором природа враждебна че­ловеку.

В статье учебника о героях повести «Шинель» рассказывает­ся, что бедного чиновника грабители лишают дорогой для него шинели. Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, он крайне косноязычен и часто выражается одними наречиями и предлогами. Окружающий его холод, который в отсутствие ши­нели его пронизывает, — это реальная жизнь, шинель — своеоб­разный панцирь, силовое поле, окружающее личность чиновника. Торжество Акакия Акакиевича после приобретения новой шине­ли скоро рассеивается её пропажей. Бунт возможен для него только посмертный, в виде некоего духа, срывающего шинели с чиновников. Даже светлый гость является к Акакию Акакиевичу в виде шинели.

В повести «Шинель» Гоголь заставляет нас задуматься над тем, что человек, попавший в зависимость от вещей, оказывается беззащитен перед сложным миром и гибнет, не понимая причин происходящего.

Его характер и образ жизни целиком определены его узкими канцелярскими функциями.

Автор к герою относится вроде бы без щепетильности. Он показывает его внутреннее убожество, ограниченность и ску­дость интересов, неспособность мыслить логически, поразитель­ное косноязычие. Но при этом он как бы отстраняется от этих его отрицательных свойств, приглушает их, не делает на них акцента. Зато крупным планом демонстрирует душевное незлобие, безро­потное терпение забитого жизнью бедняка.

Повесть направлена против бездушия чиновничьего мира, его обезличенности, против отождествления человека с принадлежащи­ми ему вещами, что неизбежно ведёт к рабству у вещей. Говоря обобщённо, автор протестует против выноса центра подлинной лич­ности за пределы этой личности и переноса её в должность («значи­тельное лицо» как предмет страха и фетиша), в предмет (шинель).

Тема воздаяния в повести раскрывается в двух эпизодах: в бреду после кражи шинели, «сквернохульничая», Акакий Ака­киевич обращается именно к «значительному лицу»; после смер­ти Акакия Акакиевича появляется призрак, крадущий у людей шинели.

Описание ветра, вьюги получают символическое значение, потому что и ветер, и вьюга — это проявления жизни стихии, ко­торая пытается вторгнуться в закостеневший, обездвиженный мир чиновничьего города.

Я по часу в день сижу на этом сайте! И за неделю заработал н

Смотри как я зарабатываю!

12 стр., 5834 слов

Акакий акакиевич в произведении шинель (характеристика и образ)

... Шинель» — повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом. Вечный титулярный советник Характеристика Акакия Акакиевича ... испытывал герой во время ограбления? Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича? Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич пере­стает быть «внутренним» человеком. ...

Сюжеты с нереальными ВОЗМОЖНОСТЯМИ!