Анализ пятой сцены комедии «Горе от Ума» (Служить бы рад, прислуживаться тошно)

Анализ пятой сцены комедии «Горе от Ума»

Сочинение на тему: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

«наступление»: он сватается к Софье. Фамусов «отражает удар», предъявляя Чацкому три ультиматума:

  • .. во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

«Служить бы рад, прислуживаться тошно». А Фамусов первый разражается длиннейшим нравоучительным монологом «Вот то-то, все вы гордецы!». Он учит Чацкого и его единомышленников житейской мудрости, ставя им в пример дядю Максима Петровича. Вчитайтесь в этот монолог: какой эмоциональный накал каким чувством превосходства перед «нынешними» проникнут конец его!

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович!

Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Да!

Вы, нынешние, — шутка!

Ответный монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» выдержан в спокойных, чуть насмешливых интонациях и вполне вежливых выражениях. Чацкий даже старается быть деликатным: «Я не об дядюшке об вашем говорю; его не возмутим мы праха». Но Фамусов этим монологом раздражен. И дальше в этой сцене чередуются восклицательные реплики Фамусова со спокойными, шутливыми, безобидными репликами Чацкого:

Фамусов

Ах! боже мой! он карбонари!

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок

Он вольность хочет проповедать!

Кто путешествует, в деревне кто живет…

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам…

Заканчивает Чацкий совсем миролюбиво, почти шутя:

Ваш век бранил я беспощадно,

Предоставляю вам во власть:

Откиньте часть,

Хоть нашим временам впридачу;

  • Уж так и быть, я не поплачу.

А Фамусов стоит на своем: «И знать вас не хочу, разврата не терплю».

его заключительные реплики в этом поединке имеют в виду не одного Чацкого: «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам». Нетрудно теперь попять, о каких «друзьях» Чацкого говорила Софья в первой сцене, давая отвод ему как жениху: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив».

5 стр., 2276 слов

Рассуждение монолог Чацкого «А судьи кто?»

... монолог «А судьи кто?» рассчитан на читателя, на зрительный зал. Комическая ситуация (реакция Скалозуба на монолог Чацкого) делает смешным не Чацкого, а Скалозуба. Чацкому же мы сочувствуем, вместе с ним переживаем «горе от ума», а ... «Карету мне, карету» Роль монолога в произведении , В этот момент на сцене присутствует три сюжетно важных персонажа: Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава ...

Следовательно, в этой сцене Чацкий ведет разговор с Фамусовым как отцом Софьи, а Фамусов отвечает как охранитель общественного порядка, да так разгорячается в своем нападении на Чацкого, что даже забывает, с чего, собственно, разговор начался. Он вспомнит об этом, когда приедет Скалозуб. Чацкий, оказавшись рядом со Скалозубом, попадает в одну из самых нелепых комических ситуаций. Фамусов просто, по-семейному, как старший младшего, просит Чацкого остеречься при Скалозубе и убегает встречать гостя. Чацкого осеняет догадка:

С которых пор меня дичатся как чужого!

Как здесь бы ей не быть!!…

Кто этот Скалозуб? Отец им сильно бредит,

А может быть не только что отец…

В начале сцены Чацкий пассивен. Он слушает, но мысли его заняты Софьей так сильно, что он даже не реагирует на новый удар Фамусова, который первым нарушил перемирие и «бьет» Чацкого и как жениха, и как вольнодумца, демонстрируя перед ним мощь того общества, в противоречие с которым Чацкий вступил:

  • Вкус, батюшка, отменная манера;
  • На все свои законы есть: Вот например у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених.

Видите, как Фамусов больно «бьет» Чацкого за то, что он посватался. Он ставит в пример ему и его -друзьям юношей, которые в пятнадцать лет учителей научат, т. е. деловых людей нового типа, и старичков — канцлеров в отставке: «Я вам скажу, знать время не приспело, но что без них не обойдется дело». Чацкий все еще молчит. Но по тому, какую реплику бросает он после рассуждений Скалозуба и Фамусова о том, что пожар способствовал украшению Москвы и что «с тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад», мы понимаем, какой «удар» обрушится на Фамусова, если тот заденет Чацкого еще хоть раз:

Дома новы, но предрассудки стары,

Фамусов почти прикрикивает на него: «Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать, не велика услуга», — и говорит о нем Скалозубу, как об отсутствующем :

Андрея Ильича покойного сынок:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти — так был бы деловой.

«удар» Фамусова в течение, может быть, получаса, и Чацкий, не имея силы сдерживаться, отвечает на него монологом «А судьи кто?». Чацкий хорошо понимает, с кем имеет дело, но он не может не говорить: его вынуждают к такому разговору, он отвечает на «удар».

Смысл этой сцены не только в том, что она показывает, в какой страшный мир попал Чацкий. Это одна из тех сцен, которые делают комедию наиболее близкой идеологии декабристов. Она выводит читателя из узкого мира фамусовского дома и указывает на то, что произошло в русском обществе в «мертвую точку » царствования Александра I, между 1812 и 1825 гг.; она говорит о тех страшных «превращениях», которые стали совершаться в русском обществе в это время.