«Природа. Сказки о природе — кладовая добра и мудрости Любой рассказ о природе

Кто не помнит своих первых книжек? Вероятно, не найдется такого человека. С первых толстых страниц «малышкиных» книжек начинается знакомство детей с миром, окружающим их. Они узнают о жителях леса и их повадках, о домашних животных и пользе их для человека, о жизни растений и временах года. Книги постепенно, с каждой страницей приближают малышей к миру природы, учат беречь ее, жить с ней в гармонии.

Особое, уникальное место среди , предназначенных для детского чтения, занимают рассказы Пришвина о природе. Непревзойденный мастер короткого жанра, он тонко и понятно описывал мир лесных обитателей . Иногда для этого ему хватало нескольких предложений.

Наблюдательность юного натуралиста

Еще мальчиком почувствовал свое призвание к писательству М. Пришвин. Рассказы о природе появились еще в первых заметках собственного дневника, начало которому было положено в детстве будущего писателя. Он рос любознательным и очень внимательным к мелочам ребенком. Небольшое имение, где провел свое детство Пришвин, находилось в Орловской губернии, славившейся густыми лесами, порой непроходимыми.

Увлекательные рассказы охотников о встречах с обитателями леса с раннего детства будоражили фантазию мальчика. Как ни просился юный натуралист на охоту, впервые его желание исполнилось только в 13 лет. До этого времени ему позволялось гулять только в округе, а для такого уединения он использовал любую возможность.

Первые лесные впечатления

Во время любимых прогулок по лесу юный фантазер с наслаждением заслушивался пением птиц, внимательно приглядывался к малейшим изменениям в природе и искал встречи с его таинственными обитателями. Нередко ему попадало от матери за долгое отсутствие. Но рассказы мальчика о его лесных открытиях были настолько эмоциональны и полны восторга, что родительский гнев быстро сменялся на милость. Все свои наблюдения маленький натуралист сразу записывал в дневник.

Первые лесные впечатления 1

Именно эти первые записи впечатлений от встреч с тайнами природы вошли в рассказы про природу Пришвина и помогли найти писателю те точные слова, которые стали понятны даже малышам.

Проба пера

Писательский талант юного любителя природы был впервые по-настоящему замечен в Елецкой гимназии, где учителем географии в то время работал писатель В. Розанов. Именно он отметил внимательное отношение подростка к и умение точно, кратко, очень понятно описывать свои впечатления в школьных сочинениях . Признание учителем особой наблюдательности Пришвина впоследствии сыграло важную роль в принятии решения посвятить себя литературе. Но принято оно будет только к 30 годам, а все предшествующие годы копилкой натуралистических впечатлений станет его дневник. Из этой копилки появятся многие рассказы Пришвина о природе, написанные для маленьких читателей.

2 стр., 604 слов

Маленькое солнышко» по рассказу Пришвина «Золотой луг

... красоты, но благодаря рассказу М. Пришвина одуванчики раскрыли свою тайну. Рассказом «Золотой луг» Пришвин заставляет людей раскрывать секреты природы, уметь видеть в простом красивое и удивительное. «Маленькое солнышко» Примеры сочинений «Маленькое солнышко» ...

Участник экспедиции в северные края

Тяга будущего писателя к биологии проявилась сначала в желании приобрести профессию агронома (учился в Германии).

Затем он успешно применял полученные знания в сельскохозяйственной науке (работал в сельскохозяйственной академии Москвы).

Но переломным событием в его жизни стало знакомство с академиком-языковедом А.А. Шахматовым.

Участник экспедиции в северные края 1

Всеобщий интерес к этнографии подтолкнул писателя отправиться с научной экспедицией в северные районы России для изучения фольклора и собирательства местных сказаний.

Природа родных мест победила сомнения

Девственность и чистота северных пейзажей оказала на писателя неизгладимое впечатление, и этот факт стал переломной точкой в определении его предназначения. Именно в этом путешествии его мысли часто уносились в детство, когда мальчиком он хотел убежать в далекую Азию. Здесь, среди нетронутых лесных просторов, он понял, что стала для него той самой мечтой, но не далекой, а близкой и понятной. «Только тут впервые я понял, что значит жить самому и самому за себя отвечать», — писал на страницах дневника Пришвин. Рассказы о природе составили основу впечатлений от того путешествия и вошли в натуралистический сборник «В краю непуганых птиц». Широкое признание книги распахнуло для ее автора двери во все литературные общества.

Получив в своих путешествиях неоценимый опыт натуралиста, писатель одну за другой рождает книги. и очерки натуралиста лягут в основу таких произведений, как «За волшебным колобком», «Светлое озеро», «Черный араб», «Птичье кладбище» и «Славны бубны». В русских литературных кругах «певцом природы» будет признан именно Михаил Пришвин. Рассказы о природе, написанные к этому времени, уже были очень популярны и служили примером для изучения словесности в начальных классах гимназий.

Природа родных мест победила сомнения 1

Певец природы

В 20-е годы появляются первые рассказы Пришвина о природе, положившие начало целой серии коротких зарисовок о жизни леса — детские и охотничьи. Натуралистические и географические заметки на этом этапе творчества получают философско-поэтическую окраску и собираются в книгу «Календарь природы», где «поэтом и певцом чистой жизни» становится сам Пришвин. Рассказы о природе теперь полностью посвящены воспеванию красот, окружающих нас. Добрый, гуманный и простой для понимания язык повествования не может оставить равнодушным никого. В этих литературных зарисовках маленькие читатели не только открывают для себя лесных обитателей, но и учатся понимать, что значит внимательное отношение к ним.

Нравственный стержень детских рассказов М. Пришвина

Получив определенный багаж знаний в первые годы жизни, дети продолжают пополнять его, переступив порог школы. Бережливость к земли формируется как на этапе познания, так и в процессе их творчества. Человек и природа в рассказах Пришвина — та самая основа воспитания нравственных ценностей, которая должна быть заложена с раннего детства. А особое воздействие на хрупкие чувства детей оказывает художественная литература . Именно книга служит платформой знаний, опорой для будущей цельной личности.

5 стр., 2450 слов

Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль Горького (2)

... жизнь, Максим Горький именно ей предлагает рассказать легенды о Ларре и Данко. Кто мы, ... писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень инте­ресно и построение рассказа. Повествование о жизни ... лицом. Что это было? Что случилось ... жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обяза­тельств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, ...

Нравственный стержень детских рассказов м пришвина 1

Ценность пришвинских рассказов для нравственного воспитания детей заключена в его собственном восприятии природы. Главным персонажем на страницах становится сам автор. Отражая свои детские впечатления посредством охотничьих этюдов, писатель доносит малышам важную мысль: охотиться надо не за животными, а за знаниями о них. Он уходил на охоту за скворцами, перепелками, бабочками и кузнечиками без ружья. Объясняя такую странность для бывалых лесников, он говорил, что главный его трофей — находки и наблюдения. Охотник за находками очень тонко подмечает любые изменения вокруг, и под его пером между строк природа наполняется жизнью: она звучит и дышит.

Живые страницы со звуками и дыханием

Со страниц книг писателя-натуралиста доносятся настоящие звуки и говор лесной жизни. Обитатели зеленых просторов свистят и кукуют, орут и пищат, гудят и шипят. Трава, деревья, ручьи и озера, тропинки и даже старые пни — все живут . В рассказе «Золотой луг» простые одуванчики засыпают на ночь и пробуждаются с восходом солнца. Так же как люди. Знакомый для всех гриб, с трудом поднимающий на своих плечах листву, сравнивается с богатырем в «Силаче». В «Опушке» дети глазами автора видят ель, похожую на облаченную в длинное платье даму, и ее спутниц — елочек-голоножек.

Живые страницы со звуками и дыханием 1

Рассказы Пришвина о природе, так легко воспринимаемые детской фантазией и заставляющие малышей смотреть на мир природы глазами радости и удивления, бесспорно говорят о том, что писатель до старости сохранил в своей душе мир ребенка.

Чтобы изобразить яркий мир природы для самых маленьких читателей, многие писатели обращались к такому жанру литературы, как сказка. Даже во многих главными действующими лицами выступают явления природы, лес, мороз, снег, вода, растения. Эти русские сказки о природе очень увлекательные и познавательные, в них говорится о смене времён года, о солнце, месяце, различных животных. Стоит вспомнить самые известные из них: «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок». Сказки о природе сочиняли также многие русские и Стоит отметить таких авторов, как К. Паустовский, К. Ушинский, В. Бианки, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк. Сказки про природу учат детей любить окружающий их мир, быть внимательными и наблюдательными.

Волшебство окружающего мира в сказках Д. Ушинского

Русский писатель Д. Ушинский, словно талантливый художник, писал сказки про явления природы, разные времена года. Дети из этих небольших произведений узнают о том, как шумит ручей, плывут облака и поют птицы. Самые известные сказки писателя: «Ворон и сорока», «Дятел», «Гусь и журавль», «Лошадка», «Бишка», «Ветер и солнце», а также огромное множество рассказов. Ушинский умело использует животных и природу, чтобы раскрыть юным читателям такие понятия, как жадность, благородство, предательство, упрямство, хитрость. Эти сказки очень добрые, их рекомендуется читать ребятишкам перед сном. Книги Ушинского очень хорошо иллюстрированы.

9 стр., 4076 слов

Человек и природа в сказке-были м.м. пришвина “кладовая солнца”

... в Московском художественном Сочинение на тему: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес ... ставит писатель на первое место. Это любовь к родным и близким, забота о них, стремление делать добро. Оставшиеся без родителей после войны дети – ...

Волшебство окружающего мира в сказках д ушинского 1

Творения Д. Мамина-Сибиряка для детей

Человек и природа — очень для современного мира . Мамин-Сибиряк посвятил много произведений этой тематике, но особенно нужно выделить сборник «Алёнушкины сказки». Писатель сам воспитывал и ухаживал за больной дочкой, ей и был предназначен этот интересный сборник. В этих сказках дети познакомятся с Комаром Комаровичем, Ершом Ершовичем, Мохнатым Мишей, Храбрым Зайцем. Из этих занимательных произведений дети узнают о жизни зверей, насекомых, птиц, рыб, растений. Почти всем с детства знаком очень трогательный мультфильм, снятый по одноимённой сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Творения д мамина сибиряка для детей 1

М. Пришвин и природа

Коротенькие сказки о природе Пришвина очень добрые и увлекательные, повествуют о повадках лесных обитателей, о величии и красоте родных мест. Маленькие читатели узнают о шелесте листьев, лесных запахах, журчании ручья. Все эти рассказы хорошо заканчиваются, вызывают у читателей чувство сопереживания к братьям меньшим и желание им помочь. Самые : «Кладовая солнца», «Хромка», «Ёж».

М <a href=пришвин и природа 1">

Сказки В. Бианки

Русские сказки и рассказы о растениях и животных представлены ещё одним замечательным писателем — Виталием Бианки. Его сказки учат детей разгадывать тайны из жизни птиц и зверей. Многие из них предназначены для самых маленьких читателей: «Лис и мышонок», «Кукушонок», «Золотое сердечко», «», «Первая охота» и много других. Бианки умел наблюдать за жизнью природы глазами детей. Некоторые его сказки о природе наделены трагизмом или юмором, в них присутствует лирическое раздумье и поэзия.

Лесные сказки Николая Сладкова

Николаем Ивановичем Сладковым было написано более 60 также он был автором радиопередачи «Вести из леса». Герои его книжек — добрые, смешные зверушки. Каждая история очень милая и добрая, рассказывает о повадках забавных и Маленькие читатели узнают из них о том, что животные также могут переживать и горевать, как они запасают на зиму пропитание. Самые любимые сказки Сладкова: «Лесные шорохи», «Барсук и медведь», » Вежливая галка», «Заячий хоровод», «Отчаянный заяц».

Лесные сказки николая сладкова 1

46 стр., 22789 слов

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...

... вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше ... выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов ... такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, ... стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. ...

Кладовая сказок Е. Пермяка

Сказки про природу сочинял известный драматург и писатель Евгений Андреевич Пермяк. Они являются представителями золотого фонда Эти маленькие произведения учат детей быть трудолюбивыми, честными, ответственными, верить в себя и свои силы. Нужно выделить самые известные сказки Евгения Андреевича: «Берёзовая роща», «Смородинка», «Как огонь воду замуж взял», «Первая рыбка», «Про торопливую синицу и терпеливую синицу», «Некрасивая Ёлка». Книги Пермяка очень красочно иллюстрировали самые известные российские художники.

Г. Скребицкий «Скоро зима»

Люблю я бродить по лесу , перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.

А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.

Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.

Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.

Вопросы для обсуждения

О какой осени говорится в рассказе Г. Скребицкого «Скоро зима» — о ранней или поздней? О каких приметах ты узнал из этого рассказа? Почему автор называет лес поздней осенью угрюмым, нахмурившимся? Как выглядят деревья и трава в таком лесу? Какие звуки можно услышать в эту пору? Как ты думаешь, почему в лесу всё приумолкло? Куда делись лесные обитатели? А как преобразится лес от первого снега, каким станет?

Послушай рассказ Г. Скребицкого ещё раз. Попробуй рассказать об осеннем лесе так, чтобы было понятно, что ты им любуешься. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:

1. Я люблю бродить…

2. Всё в нём примолкло, как будто…

3. Кусты и деревья… листва…

4. От неё славно пахнет…

5. В лесу тишина, только…

6. Хочешь запомнить лес…

7. Ведь очень скоро он станет…

8. И не узнать…

А теперь попробуй сам рассказать об осеннем лесе.

Зима

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется — зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.

4 стр., 1572 слов

Топик 0799. (C). Станет ли китайский язык когда-нибудь языком ...

... на котором говорит одна четвертая населения всего мира. Некоторые аналитики полагают, что однажды изучение китайского язык, как сегодня английского, станет обязательным для бизнеса и политики. Я не думаю, ... китайский язык, и эта проблема меня очень интересует. Существует множество мнений относительно данной проблемы, и я в этом сочинении ... идея о том, что китайский язык может стать языком международного ...

На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг — ёжик.

Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена.

А иной раз выскочит на полянку белый . Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.

Вопросы для обсуждения

Ты знаешь, как проводят зиму лесные обитатели? Послушай, как об этом рассказывает нам Г. Скребицкий. Что ты сейчас слушал — рассказ, сказку или стихотворение? Почему ты так думаешь? В этом произведении говорится о каких-нибудь чудесах? А можно ли сказать, что это произведение мелодичное, напевное, что в нём есть рифма? Какие незнакомые слова и выражения встретились тебе в рассказе? («Трухлявый пень», «куча хвороста», «выколачивать клювом»).

Что нового ты узнал из этого рассказа? Как ты думаешь, почему автор называет обыкновенный пенёк теремом-теремком для разных лесных обитателей? Расскажи, какие они нашли себе «уютные зимние квартиры» в трухлявом пне. Что нового для себя ты узнал из этого рассказа?

И. Бунин «Мороз»

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

М. Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

8 стр., 3698 слов

Лев и собачка вывод. «Лев и собачка. класс. Литературное чтение

... содержание:, Ход занятия Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль). Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? ... и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом). Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. ...

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Вопросы для обсуждения

О каком растении говорится в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»? Что ты знаешь об одуванчике? Почему сначала ребята считали одуванчик неинтересным цветком? Как они относились к этому растению? Как ты понял выражение «золотой луг»? Каким ты себе его представил? Какое открытие сделал однажды автор рассказа? Какой красивый образ он придумал, чтобы рассказать нам о зелёном и золотом луге? Почему теперь одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

Тебе интересно было слушать рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»? Что особенно удивило тебя в этом произведении? Что нового ты узнал из рассказа? Как могут разговаривать между собой деревья? Как ты думаешь, почему автор называет почки на деревьях шоколадными? Они сделаны из шоколада? Расскажи, какими ты себе представил раскрывающиеся почки. С чем сравнивает автор молоденькую осинку? Чем осинка похожа на тоненькую зелёную свечку? Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в этом рассказе? (Шелест деревьев.) А какие запахи можно уловить? (Аромат от смолы .) Как ты думаешь, похожи ли в рассказе деревья на людей? Как автор добился этого сходства?

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

9 стр., 4118 слов

ОБРАЗ БАБУШКИ АКУЛИНЫ ИВАНОВНЫ (По повести М. Горького «Детство») ...

... Мальчик Алеша безумно любил свою бабушку. Он любит смотреть на ее танцы. В эти мгновения она словно преображается и молодеет. Мальчик любит подслушивать, как бабушка читает молитвы. Так же Акулина Ивановна ... терпеть побои мужа. Алеше свою покорность она объясняет тем, что дед «старше! Кроме того – муж! ... Нижний Новгород; оставленная мужем, она прожила здесь 7 лет. Сына Спиридона она успела уже ...

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

С. Т. Аксаков «Сурка»

Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я всё уже твёрдо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду; мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, ещё слепого щеночка, который, весь дрожа и нетвёрдо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька. Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести в блюдечке тёпленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутёнка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался, кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой; его назвали Суркой; он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет — разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Вопросы для обсуждения

Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «…собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки…»

Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.

Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего , («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?

4 стр., 1985 слов

Описание картины бартоломе эстебана мурильо «мальчик с собакой»

... не совсем отошли от предыдущей игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать. Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс Хочу рассказать про знаменитого и талантливого ... двое или более детей, которые занимались своими повседневными делами. Самой известной является картина «Мальчик с собачкой». Мастер не старался приукрашать как-то своих персонажей. На данном полотне ...

Г. Снегирёв «Ласточка»

Как прилетят ласточки из-за моря домой, сразу начинают строить гнёзда.

Лепят ласточки своё гнездо из речной глины и просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят — строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая — ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.

И. С. Соколов-Микитов «Гнездо»

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Вот он — торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих , тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его — хвост и нос. Торчат как два часовых. Раз торчат — значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

Вопросы для обсуждения

Из чего обычно строят гнёзда большинство птиц? Как ты понял выражение из рассказа «Гнездо» И. С. Соколова-Микитова: «Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни»? Ты знаешь, почему птица должна постоянно сидеть в гнезде, пока не выведутся птенцы? С чем сравнил автор хвост и нос дроздихи, сидящей в гнезде? Как ты думаешь, это правильное сравнение?

Когда ты слушал рассказ Г. Снегирёва, ты, наверное, представлял себе, как всё было. Расскажи, как ласточка строит своё гнездо. Где расположено гнездо? Из какого материала его строят ласточки? Какой оно формы, чем выстлано изнутри? В чём необычность гнезда, которое строят ласточки?

Г. Снегирёв «Жук»

У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно я должен ей всё уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя своё съест и ещё у меня просит. Если не дашь, начинает реветь. Только о себе одной думала, но я её от этого отучил.

Пошёл я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нём жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.

Пошёл я снова воды принести, принёс , ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.

Спрашиваю у Гали:

  • Галя, это ты жука взяла?
  • Да, —- говорит, — я, пусть он в моей комнате живёт.
  • Почему же, — говорю, — в твоей, пускай жук общий будет!

Беру из её комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.

Галя заплакала и говорит:

  • Я всё маме скажу, как ты у меня жука отнял!

Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол

расплескала и опять поставила к себе в комнату.

Я разозлился.

  • Нет, — говорю, — жук мой, я его поймал! — Взял и обратно банку на окно поставил. Галя как заревёт, одеваться стала.
  • Я, — говорит, — в степь пойду и замёрзну там из- за тебя.

«Ну, — думаю, — и пускай!» Она всегда так: если не дашь чего, то сразу пугать начинает, что замёрзнет в степи.

Хлопнула она дверью и ушла. Смотрю я из окна, что она делать будет, а она идёт прямо в степь, только тихо- тихо, ждёт, когда я за ней побегу. «Нет, — думаю, — не дождёшься, хватит, побегал за тобой!»

Идёт она, снег ей по колено, и руками за лицо держится: ревёт, значит. Всё дальше и дальше от дома уходит в степь. «А что, — думаю, — и взаправду замёрзнет?» Жалко мне её стало. «Может, пойти за ней, вернуть? И жука мне не нужно, пускай себе насовсем берёт. Только опять будет всегда устраивать рёв. Нет, лучше подожду, будь что будет!»

Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти — смотрю, точка всё больше становится: обратно, значит, идёт. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на неё смотрю из окна.

Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:

  • Какой хороший жук, его покормить надо!

Стали мы за жуком вместе ухаживать.

Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.

Н. Сладков «Домашняя бабочка»

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло их коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, как камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» . И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.

Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

И чего только не напридумываешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

Вопросы для обсуждения

Куда зимой исчезают бабочки? Послушай историю про одну зимнюю бабочку, которую рассказал нам Н. Сладков («Домашняя бабочка»).

Почему эта бабочка проснулась раньше ? Как она выглядела, когда выползла из коробки, в которой лежала? Почему автор так обрадовался этому «уродцу»? Расскажи, что делала бабочка в квартире. Какое настроение вызывают у тебя строчки рассказа: «Живая бабочка ползает по мёртвым цветам» — радость, удивление, печаль, сожаление? Почему? Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этому произведению?

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Пригрело весеннее солнце. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулся, выбрался из норки на пенёк, на солнышке погреться.

Тепло, яркий солнечный свет необходим ящерице для того, чтобы сделаться подвижной. Погреется ящерица и примется за охоту. Она очень прожорлива и уничтожает много слизняков, а также мух и разных , вредящих растениям.

Ящерицы полезные животные. Берегите их!

Живёт у нас ящерица-живородка с лимонно-жёлтым брюшком. Она не откладывает яиц в землю, а рождает живых детёнышей. Вторая, прыткая ящерица, с на теле, с зелёной весенней окраской, откладывает яйца в рыхлую землю, часто в земляные кучи чёрных муравьёв.

Рассказ.

Конец.

Дополнения от автора.

Конец.

0204264 выдан для произведения:

Рассказ.

Ранним утром, выскочив на крыльцо, аж прижмурился от желтого и яркого света солнечного круга , который поднялся над ближним лесом. Деревенский дом стоял на краю деревни среди густого леса. Сразу за огородами этот лес на многие километры тянулся на восток! И сразу за огородами высокие березки переходили в высокий сосновый бор.

Во дворе, кудахча, важно похаживал петух, охраняя копошащихся у плетня курочек: они разрывали землю с негустой травкой, разыскивая червячков.

Мальчик протер прослезившиеся глаза и взглянул в солнечное утро с ясным голубым небом и легким шумом леса, доносившемся сбоку от двора.

За невысоким плетнем был садик и огородик с тремя грядками огурцов и двумя грядками помидоров. Грядки поливала бабушка. Плетень — этот, маленький заборчик во дворе, бабушка изготовила недавно вместе с мальчиком, и теперь он красиво выделялся, приятно радуя глаз. Мальчик вспомнил, как они вместе ходили на овраги,далеко за деревней, которые весной заливало водой. Летом овраги просыхали, оставляя небольшие бочажки-болотца с водой, по берегам которых росли многочисленные ивовые кусты: ивы-тальника. Бабушка нарубила ветки ивы, а мальчик складывал их в двухколесную большую тележку. Ветки, мальчик очищал от листьев и складывал только длинные прутки. Эти прутья они привозили во двор, где уже стоял каркас из столбиков и поперечных брусьев. Потом они, вместе с бабушкой просовывали прутья между брусьев, и строился плетень! Все это было забавно, ново и весело! Длинные концы прутьев торчали поначалу вверх, и ниже и выше, как нестриженые волосы на голове мальчика, какие он видел в зеркале по утрам: взъерошенные. А когда бабушка их подрезала ровно — плетень стал выглядеть красиво.

С высокого крыльца (а в детстве все кажется большим: когда деревья были большими — фильм такой есть) весь двор был виден мальчику. И все казалось прекрасным и плетень и бабушка с лейкой в садике; и курочки пестрые у плетня. И важный и красивый петух: желтый воротник, белые перья и цветные, красные и черные перья большого хвоста очень привлекли внимание мальчика. А главное, — большой и красный гребень на его голове колыхался очень интересно, когда, покудахтав, петух вскидывал свою голову! И мальчику захотелось посмотреть ближе на эту природную красоту, потрогать…. Он быстро спустился по трем широким ступенькам крыльца и весело подбежал к стайке курочек с петухом. Но тут неожиданность: петух не испугался, как сделали это курицы, врассыпную бросившиеся наутек. Петух, вдруг, громко заквохтал, закричал и подпрыгнул вверх. Он захлопал крыльями и налетел на мальчика, клюнув его прямо в кончик носа. Отлетев назад, петух и в очередной раз изготовился напасть, но мальчик побежал, и слезы брызнули из его глаз. Он громко заплакал и закричал своим тонким голосом: «Бабушка-а-а!». Из-за слез мальчик не видел направления куда бежал, и не смотрел под ноги. Он пробежал вдоль плетня к калитке в сад, у которой стояли грабли оставленные бабушкой. Петух тоже кудахтал довольно громко, погнавшись вслед за мальчиком. И в этой суматохе мальчик наступил на грабли: палка от граблей ударила мальчика по голове сбоку и мальчик упал в слезах и плаче взывая к бабушке. А бабушка уже бежала, бросив свою лейку между грядок. «Сашенька, Сашенька!…» — и видит картину: её Сашенька валяется на траве, на нем лежат грабли и на эти грабли взгромоздился петух, готовый клевать «поверженного врага». «Кыш-кыш, противный, что ты тут наделал!» — бабушка подняла Сашеньку, отряхнула ему рубашечку и стала успокаивать. А петух и не собирался отступать! — он немного отлетел в сторонку и уже изготавливался напасть и на бабушку. Но подняла бабушка упавшие грабли и пригрозила ими смелому петуху. Тут он, уже наверное испугавшись, бегом побежал в другой угол двора ко хлеву и сараю.

Так у Саши появилась царапина на носу и большая шишка сбоку лба.

Но утро солнечное, звавшее на улицу, вдруг, тоже помрачнело. Мальчику намазали нос зеленкой и заклеили ободранное место бумажкой. Шишка на лбу тоже была покрыта зеленкой и сверкала в окне, у которого сидел мальчик, глядя во двор, как бабушка ходит по своим делам — то в хлев, то в сарай, под навес. Бабушка ходила около тех же курочек, и петух крутился рядом с ней и даже не думал нападать на нее. «Почему он меня не любит» — думал мальчик, все еще побаиваясь этого «злобного зверя». За окном погода портилась, может, почувствовала обиду мальчика, которая заронилась в его душу. Он плакал недолго, после того как бабушка привела его домой. Но усевшись у окна, сурово надув губы, — он «обижался», и на весь мир эта обида распространялась.

Солнце, вдруг, скрылось за тучей, и тучи все больше и больше закрывали голубое небо. Они шли с Востока и вскоре принесли дождь. Во дворе все стало тусклым и темным, как вечером — трава выделялась темными пятнами, уже не казалась зеленой. Под быстро усиливающимся дождем пробежала и бабушка из хлева к крыльцу с ведром. Она подоила корову. А дождь зарядил так сильно, что за его струями, закрывшими пеленой весь вид за окном, не видно было огорода, потом, даже плетень можно было с трудом угадать за струями дождя: начался настоящий ливень! Мальчик даже чему то обрадовался: «так и надо! Пусть! Так и надо!» — думал маленький мальчик, еще не понимая, кому и за что он мстит. Но он знал, что природа его услышала и отомстила за его обиду, — что он не погулял во дворе сегодня из-за случая с петухом, за то что ему было больно и обидно….

А природа, словно действительно в отместку кому-нибудь, зарядила продолжительным проливным дождем до самого вечера.

Когда мальчик с бабушкой попили чаю с печеньем перед сном, — на улице все еще шумели струи дождя. И когда мальчик уже укладывался спать, все еще шел дождь, шум его слышен был за окном, под которым стояла кровать мальчика. Под этот шелест дождевых струй мальчик и уснул. Проснулся мальчик тоже от шума воды за окном, — дождь не прекратился. Проливной ливень продолжался. Выглянув в окно мальчик увидел что по двору бежала вода — будто целая река текла по двору под ворота на улицу. Он быстро вскочил и перебежал к другому окну выходящему на улицу: и там он увидел потоки воды. Вода лилась огромной рекой по широкой улице от дома к дому, а струи ливневого дождя все добавляли и лили воду с небес! (Такой ливень продолжался три дня в 1967 году, но нигде в СМИ не упомянут, поэтому не могу сослаться, чтобы подтвердить факт).

Три дня мальчик не мог выйти из дома, три дня лил дождь с Неба огромными потоками. Многие дома в селе затопило, — те, что стояли ближе к реке. Это ужасно. Невольно подумалось о , про потоп они с бабушкой читали в Библии. И бабушка говорила ему и читала, а мальчик переживал это событие истории, почти видимым образом, ощущал в душе, что всё так и было. Был Ной, которому Бог предупредил, и был ливень, и вода лилась с Небес.

По улице текла уже , мальчик мог это видеть наглядно — вода лилась ото всюду, их двор был затоплен, и они сидели запертые в доме с бабушкой, как Ной в том Ковчеге….

Потом дождь кончился. Но впечатления от него остались в душе мальчика надолго. И уже никто не мог его разубедить, что Потопа не было. Что История Библейская — это миф! Вера Святому Писанию запала в подсознание мальчика в том ! И в школе, как бы не учили они по биологии теорию Дарвина и эволюцию, мальчик знал и верил, что есть Бог и мир весь: и траву, и животных, и человека сотворил Бог!

Сама природа дала эту веру мальчику, своим совпадением событий.

Конец.

Дополнения от автора.

В 6 лет мальчик выучил наизусть молитву «Отче наш…», и под прочтение бабушки он знал все события истории из . В школе его не приняли в «октябрята» даже, потому что он всегда молился и ходил с бабушкой в Церковь по воскресеньям…. Потом молитвы свои он скрывал от ребят, но его не приняли и в «пионеры» и был он в школе некоторым «изгоем». У него были другие интересы, читал он другие книжки — жития святых и прочие религиозные. Хотя учился в школе вроде неплохо, но Вера в Бога таилась в его душе….

Конец.

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и природы, наблюдаемые в разное время года.

Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина

Природа в коротких рассказах м м пришвина 1

Из книги «Времена года» (избранные зарисовки):

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского

Из книги времена года избранные зарисовки  1

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю , учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Рассказы о растениях и животных, Рассказы о временах года

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского

Рассказы о растениях и животных 1

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова

Природа в коротких рассказах а н тумбасова 1

Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.

Времена года в рассказах русских писателей

Времена года в рассказах русских писателей 1

Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.

Весна

Лето

Осень

Зима

Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.