Проблема смысла жизни, счастья и свободы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина

Проблема смысла жизни, счастья и свободы

в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.

В «Сказке о золотом петушке» своеобразие присутствия автора состоит в осознании Пушкиным своей общественной, социальной зависимости. Внешний конфликт, сюжетный – во взаимоотношениях Дадона со звездочётом. Внутренний ( и это его «личная тема» автора) – его собственный конфликт с царями, который зашифрован в сказке. Пушкинский историзм проявился в ней, как сатирическое изображение русского монарха.

К 1834г. поэт вполне осознал трагическую невозможность общественного благополучия личности в условиях русской самодержавно – крепостнической системы. Дарованные ему к этому времени «милости» Николая 1 (личная цензура царя и придворное звание камерюнкера) были унизительны для поэта, гордости России. Пушкин просил отставку, но после внушения, сделанного ему Бенкендорфом, вынужден был отказаться от прошения. В это время Пушкин чувствовал себя в оппозиции к трону. Обременённый растущей семьёй, постоянными заботами о жене и детях, материальными затруднениями и одновременно ощущавший могучие творческие силы, поэт мечтал о работе в исторических архивах и вместе с тем замышлял «побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег ».

Настроения этого периода: неудовлетворённость своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственного произведения третьей Болдинской осени (1834г; замысел возник в Болдинскую осень 1833г).

Вследствие этого произошло изменение эмоциональной тональности самого стиха от мажорной к едко-иронической, исполненной сарказма. Эта тональность является главной формой присутствия автора.

Уже зачин, благодаря введению только одного слова Негде, наполняется авторской иронией, и иной интонации быть не может:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон.

Острие иронии падает здесь на последнюю фразу, сразу же предвидя обличительный смысл сказки по отношению к славному царю Дадону, тем более что обличение уже началось с введения имени. Дадон – имя царя «тирана», которого Пушкин сравнивает с Наполеоном.

Если зачин превращается в авторский из традиционного зачина волшебной сказки, то концовка конструируется Пушкиным на основе пословицы Сказка – сладка, песня – быль:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

Присутствие автора здесь выражено не только интонацией, но и «морфологически»(восклицательный знак).

18 стр., 8713 слов

Народность сказок Пушкина

... "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в ... пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: ...

Концовка звучит назидательно и угрожающе, своим зашифрованным смыслом она обращена к царю:

Сказка ложь, да нам урок,

А иному и намёк.

Концовкой автор дал ключ к пониманию смысла сказки: читатель должен её расшифровать, ибо под маской сказки скрываются отнюдь не «сказочные» намёки автора.

В «Сказке о золотом петушке», написанной литературным стихом, у автора появилась возможность наделить волшебно – символический образ своим обличительным задором, вложить в его уста одну из ключевых фраз:

И кричит: «Кири – ку – ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

Эта фраза была задержана цензурой, и не случайно! Образ дремлющего на троне ленивого монарха характерен для сатирических произведений русской литературы 18 – начала 19 – в. Он появляется в оде Державина «Властителям и судьям»:

Но есть безумцы и средь трона:

Сидят и царствуют дремля.

Зивающий на троне монарх нарисован в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Сласская полесть»).

Сам Пушкин в оде «Вольность» говорит о законе:

И горе, горе горе племенам,

Где дремлет он неосторожно…

В сказке Пушкина покой страны обеспечивает не царь, а золотая статуя петушка (Вдруг раздался лёгкий звон…), но заслуги приписываются Дадону;

И соседи присмерели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

«Сказка о золотом петушке» увенчана пустотой: исчезают царь, его дети, мудрец, девица, петушок. В авторском плане такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить своё социальное положение в России 30-х годов.

«Сказкой о золотом петушке» Пушкин пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми. Сказочное «зло» переместилось из вне в душу пушкинского героя: этим было заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/skazka-o-zolotom-petushke/

1.А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

2.В.И. Чернышёв «Пушкин и русские сказки»-М;Л,1950г.

3.В.С.Непомнящий «Добрым молодцам урок»-М.,1982г.

4.Д.Н.Медриш «Слово и событие в сказках Пушкина»-Саратов,1980г.

Адрес публикации: