Смысл сказки Матерлинка «Синяя Птица»
«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений Метерлинка. Это не возвращение к символизму, а авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых — рассказать о трудном пути познания, о неминуемом торжестве ума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются вместе с Душой Света на поиски таинственной Синей Птицы. Им приходится одолевать многочисленные преграды, встречаться с коварностью, рисковать жизнью. Они находят синих птиц, однако те или изменяют цвет в клетке, или гибнут в руках человека.
В конце путешествия дети поворачиваются к своему дому и видят голубку, которая кажется, их соседке настоящей Синей Птицей, ведь настоящее счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя Птица — это символ свободного знания: поэтому ведет детей Свет, поэтому боится ночи со своими тайнами и ужасами, поэтому и изменяет цвет Синяя Птица в клетке — без свободы ум гибнет.
Здесь больше нет туманной символики раннего Метерлинка, нет зловещего Фатума, который покушается на человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самому несет свое будущее, но его свобода относительная, так как это будущее вложено у него еще с рождения: Тильтиль и Митиль попадаются к народившимся детям, каждое из которых уже знает, кем оно станет в жизни, что оно сможет осуществить. Сказка цветастая и многоплановая, щедрая на мысли и добрые дела персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому он и до сих пор не сходит со сцены.
Театр Метерлинка после 1918 г. изменил свой характер, сближаясь из неоромантичним или реалистическим, но теряя при этом всю свою оригинальность.
Метерлинк тяжело переживал начало Первой мировой войны. Ее жестокость, разрушение всех гуманистических ценностей, зверство захватчиков он изобразил в романтической драме «Бургомистр Стильмонда», где истинную человечность проявляет уже немолодой бургомистр, который жертвует собой, лишь бы спасти от смерти невинного, а также жителей вверенного ему города — от расстрела. «Соль жизни» воссоздает тот самый конфликт гуманизма и жестокости на войне и разоблачает спесь расистов — немцев, которые утверждают превосходство их расы над другими, оправдывая, таким образом, начатую ими войну.
По пьесе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица»
... что такое счастье. Душа Света и Пес помогали Тильтилю , а Хлеб рисковал своей жизнью. Кошка и Ночь не хотели, чтобы человек нашел Синюю Птицу. ... по себе». Может быть, счастье в бесконечном поиске? Метерлинка «Синяя птица» Они обыскали могилы и нашли синюю птицу. Но дома птица улетела от детей. ... Усевшись на лавку, они стали наблюдать за тем, что происходит за окном. Количество подарков и сладостей ...
С Метерлинком связанное рождение нового театра, где главное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни. Внешнее действие заменено внутренним. Открытие Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.
Сочинение по теме «Синяя птица. Метерлинк Морис»
СИНЯЯ ПТИЦА Феерия (1908) Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и дает Тильти-лю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля.
Кошка жеманно и недоверчиво протягивает лапу Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде.
Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.
Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека» которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает.
Психология ребенка в изображении А.П. Чехова
... детской души; пропаганде высоких этических и эстетических идеалов художественными средствами, без прямолинейной навязчивой дидактики. Созданию высокохудожественных, содержательных и в то же время занимательных произведений для детей. 2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова ...
При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки).
Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются.