Сочинение на тему: Смысл жизни в романе Обломов, Гончаров
Смысл жизни
Роман И. А. Гончарова “Обломов” невольно заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно более детально рассмотреть образ главного героя.
Илья Ильич Обломов – типичный представитель дворянства середины 19-го века. В период, описанный Гончаровым в книге, крепостное право пока еще не было отменено, но уже изживало себя.
В распоряжении главного героя было около 300 душ крестьян, которые все делали за него.
Его личный слуга Захар был таким же ленивым, как он сам. Оба любили ничего не делать, а только целыми днями лежать на диване, есть и спать. Все дни Ильи Ильича были лишены смысла и новых впечатлений. Время от времени к нему захаживали друзья, бывшие коллеги и просто знакомые. Это и Волков, и Судьбинский, и Пенкин. Послушав их, Илья Ильич делал для
себя вывод, что их жизнь не интересна, ничем не примечательна, так зачем же куда-то торопиться и прилагать какие-то усилия.
Таким образом, Обломов не имел никаких целей, идеалов и стремлений. Ему легче было жить в пространных размышлениях и бесполезных мечтах. Эта лень и апатия к жизни были следствием его воспитания.
При этом герой не лишен разума, интересной и располагающей внешности.
С ним всегда интересно беседовать. Его размышления увлекают, заставляют задуматься. Автор подчеркивает, что у него золотое сердце и чистая душа. Однако это ни к чему хорошему не привело.
Он так и прожил всю жизнь зря, не достигнув ни одной достойной уважения цели. Пожалуй, единственным правильным шагом было завещать сына на воспитание Штольцу. Этот герой полный антипод Обломова.
Решительный, упорный, прагматичный,
он знал, к чему стремился и знал, как достигать желаемого.
Штольцу всегда сопутствовал карьерный успех, а впоследствии он достиг счастья и в личной жизни, женившись на неординарной, умной и деятельной Ольге Ильинской. Обломов прекрасно понимал всю несостоятельность и слабость своего характера.
Обломовщина как социальное явление русской жизни. : Что такое ...
... столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобраться, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии. Илья Ильич Обломов - ... ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ... как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов ...
Следует отметить, что, несмотря на то, что жизнь Обломова была лишена смысла, гармонию, хоть и ненадолго, он нашел.
Последние годы жизни он провел рядом с Агафьей Пшеницыной – человеком, который полностью соответствовал его пониманию идеала.
Она для него готовила всякие яства, штопала халат, вела хозяйство, одним словом, помогала ему оставаться в своем мире грез и ничего не деланья. Невольно хочется сравнить этого героя с сорняком, ведь он жил как растение, без действий и впустую.
(Пока оценок нет)
Размышления о смысле жизни (На примере романа А. А. Гончарова «Обломов»)
романа а а гончарова обломов 1" width="640" height="auto">
1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».2. Вопрос о смысле жизни.3. Мечтательность и деятельность Обломова.4. Деградация Ильи Ильича.Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени.
Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем.
Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий.
Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным.
В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая, ни о чем не заботясь.
У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью. как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…».
Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признзть, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений.
В чем трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
... о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова Сочинения Сон Обломова Обломов и Ольга ► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения ► Причины появления «обломовщины» К И. А. Гончарову ... жизни в Обломовке, куда еще не дошла цивилизация, где люди живут, не беспокоясь ни о чем, где все происходит само собой. В главе “Сон Обломова” Илья Ильич ...
При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной.
Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною… Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… Ковры были в пятнах.
На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».
Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «… чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех».
У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно.
И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни.
Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…».Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым.
Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто.
Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.
Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату.
На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова
... Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не зря тема любви ... жизнь в родовом имении Обломовка. Никакие жизненные перипетии не способны поднять Илью Ильича с дивана. С интересом воспринимается история любви Обломова. Друг Ильи Ильича — Андрей Штольц ...
Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии.
Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет.
В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на
Сочинение «Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)»
В 1859 г. вышел в свет роман И. А. Гончарова «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, и впервые на всю Россию прозвучало слово «обломовщина». Глубокий смысл этого нового понятия открыл читателям Н. Добролюбов в статье «Что такое обломощина?».
Говоря в своей статье о новизне романа Гончарова, Добролюбов сопоставил образ Обломов со многими предшествующими героями русской литературы: Онегиным, Печориным, Рудиным, Бельтовым. Все они носили в себе, в своей психологии, в образе мысли, а, главное, в образе жизни черты «обломовщины».
Новым был не сам Обломов, а то, что такой герой оказался в центре внимания.
Черты, ранее отраженные в характере Онегина, Печорина и др. как второстепенные, теперь выдвинулись на первый план. И хотя все эти герои – натуры сильные, люди с высокими и благородными стремлениями, «над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина».
«Весьма вероятно, — писал Добролюбов, — что при других условиях жизни, в другом обществе они нашли бы себе какое-нибудь занятие… Дело в том, что у них всех одна общая черта – бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего».
И это самое верное определение «обломовщины». У Гончарова она оказалась в центре изображения, и сам автор неоднократно вводит это понятие в кульминационных местах повествования.
Впервые это слово исходит из уст Андрея Штольца, как ответ на идиллическую картину жизни, нарисованную Обломовым: «- Это…(Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь).
Какая-то … обломовщина, — сказал он наконец».
Андрей Иванович Штольц противопоставлен в романе Обломову. первоначально он мыслился Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».
Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком предназначении человека. Отец у Штольца – деловитый бюргер, а мать – русская дворянка.
11 стр., 5447 словПочему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...
... Обломова Штольц, характеризуя мечты главного героя о семейной идиллии. Спор друзей разразился после очередного выхода в свет. Илья Ильич восстал против петербургской суеты: «Не нравится мне эта петербургская жизнь!» ... спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами. На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был ... что она может подумать! А я? А Ольга?» – Несчастный, что я наделал! – ...
Но синтеза немецкой практической и русской душевной широты у Гончарова не получилось. В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже самые интимные чувства, и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей.
Конечно, у Штольца есть много хороших качеств, выгодно отличающих его от Обломова. Он деятелен и энергичен, это «человек действия».
Умеет идти к своей цели, «отважно шагая через все преграды». Правда, не было в нем той отваги, которая позволила бы ему, закрыв глаза, очертя голову, скакнуть через бездну.
Как и Обломов, он добр и честен, но вместе с тем тверд и расчетлив. Штольц весь поглощен своими делами, в которых видит единственный смысл жизни.
Но для чего и во имя чего он трудиться? Вот этого-то он и не знает. Впрочем, Обломову Штольц отвечает так: «Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей. Вот ты выгнал труд из жизни, на что она похожа?
» Гончаров проницательно запечатлел в образе Штольца буржуазного дельца, предпринимателя и приобретателя, чуждого высоким духовным порывам и лишенного общественных идеалов, для которого труд не имеет нравственного смысла и служит только средством непрерывного обогащения. Итак, Штольц как своего рода «положительный герой», как противовес Обломову, явно не состоялся.
Обломов и Штольц в романе И. Гончарова «Обломов»
Тип русского человека, который воссоздал И. А. Гончаров в романе «Обломов», был не нов для русской литературы. Мы встречаемся с ним и в комедии «Лентяй» Фонвизина, и в гоголевской «Женитьбе». Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.
Одним из способов создания характера Ильи Ильича Обломова в романе является антитеза, выражающаяся в сопоставлении главного героя с его антиподом. Таким персонажем в романе является Андрей Штольц — друг Обломова. Из ряда таких героев, как Чацкий, Онегин, Печорин, Илья Ильич единственный имел настоящего друга.
Даже по внешности герои представляют собой полную противоположность друг другу: «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». Гончаров подчеркивает во внешности Обломова то, что он «обрюзг не по летам» от недостатка движения или воздуха.
Шея у Ильи Ильича слишком белая и матовая, руки мягкие, а плечи пухлые. И вообще его тело «казалось слишком изнеженным для мужчины». Весь облик Обломова свидетельствует о том, что этот человек всем занятиям предпочитает лежание на диване.
Сам образ жизни Ильи Ильича сформировал его внешность с теми чертами неторопливости и медлительности, которые подчеркивает в своем герое автор.
Портрет Штольца совершенно иной. Этот герой всегда в движении: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В отличие от полного Ильи Ильича, Андрей Штольц худощав. Цвет лица у него более здоровый, а глаза «неного зеленоватые, но выразительные».
Столкновение мечты с действительностью в жизни Обломова
... зыбкими. Неизбежное столкновение мечты и реальности в жизни Обломова приносит страдания для героя. Он грезит улучшениями жизни в родной ... мечтами и действительной жизнью. Диван — это центральный и основной атрибут обломовской жизни Обломов слабохарактерен, отсутствие какой-либо деятельности делает его пассивным и бесхребетным. Илья Ильич старательно избегает трудностей. Действительность озадачивает и ...
Но не только внешностью противопоставлены друзья друг другу. Характеры их также совершенно различные. В Обломове автор подчеркивает такие черты, как мягкость, чувствительность и отсутствие жизненной энергии. Большое значение в формировании характера главного героя имело его воспитание.
Родился Илья Ильич в деревне Обломовке с ее отгороженностью от больших дорог и городов, с ее неторопливым патриархальным течением жизни, в которой ничего не происходит и не меняется. Рос он под постоянной опекой родителей и нянек, как «экзотический цветок в теплице». Обучался лишь тогда, когда были к тому желание и силы. А желания практически и не было.
Родители же Илюшу ни в чем не неволили — был бы он сыт да доволен.
Итак, Обломов и Штольц оба родились в деревне и были ровесниками, но воспитание их было различным, и потому характеры их сформировались по-разному.
Штольц говорит про Обломова, что у него «хрустально-прозрачная душа». И это действительно так, потому что бездеятельность и апатия не мешают ему иметь честное, доброе сердце, критический ум и способность анализировать происходящее.
Обломов просто не хочет жить во внешнем мире, отгораживается от него, потому что не понимает его. Зато внутренний мир главного героя богат. Каждый новый день его начинается и заканчивается размышлениями, рассуждениями. Он ведет бесконечные внутренние монологи.
Штольц же полная противоположность Обломоу по характеру. Он не любит мечтать и надолго погружаться в не имеющие практического приложения думы: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Для него характерен практицизм и эмпиризм.
«То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта».
Автор отмечает, что Штольц был практичным и разумным человеком, но без души. Нет, это не значит, что он был равнодушным. Так, например, он искренне озабочен судьбой Обломова и переживает за друга, хочет помочь ему. Хотя Штольцу и некогда было особенно задумываться о душе.
Ведь смысл жизни он видит в работе. «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей», — говорит он.
Штольц всегда был для Обломова примером силы, решительности, практичности, аналитического ума. Обломов же для Штольца — это близкий человек, которому можно рассказать о радостях и невзгодах.
«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал поидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или, возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гуял еще ребенком». Таким образом, Обломов является для Штольца близким, родным человеком, кем-то вроде родственника, брата, а дом его он воспринимает как свой родной дом, как возвращение в детство.
Казалось бы, именно Штольц в романе воплощает лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство.
Почему обломов и штольц друзья. «Обломов и Штольц» ...
... ё, по его мнению, скучно и приземлено. Штольца отличает практический ум. Он не предается бессмысленным рассуждениям и мечтаниям. Обломов и Штольц ведут совершенно разный образ жизни. Обломова отличает праздность и пассивность. Он по долгу ...
Но критики не без основания отмечали схематичность этого образа, небедительность его идей и деятельности.
Несмотря на все свои достоинства, Штольц воспринимался как удачливый, энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обломовым.
Конечно, такой путь развития страны был неизбежен. Именно штольцы способствуют процветанию, в то время как обломовы лежат на диване.
Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда настойчиво пытается вовлечь его Штольц.
Он называет коммерсантов спящими людьми и даже мертвецами, которые только имитируют активность и бурную деятельность. А сам мир их скучен и нелеп. Это мир без души, без чувств.
Сравнение Обломова и Штольца дало писателю возможность выявить сильные и слабые стороны каждого из героев, Никто из них не идеален.
Видимо, по мысли писателя, России нужны были практичные и деловые люди, которые всколыхнут застой и болотную тину, но в то же время необходимо было, чтобы они обладали богатым внутренним миром, добрым сердцем и душой, а значит, были действительно русскими.
Противопоставление Обломова и Штольца в романе «Обломов»
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы.
Именно в этом романе нашли отражение не только эпохальные проблемы изменения помещичьей жизни и нравов современного Гончарову человека.
В «Обломове» выражается в своём роде революционная идея становления нового типа русского человека. Эта идея буквально раздвинула границы эпохи, вышла за её пределы.
Весь роман «Обломов» построен на приёме антитезы. И важнейшим противопоставлением стали два героя, две центральные фигуры произведения — Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц — персонажи, которых зачастую называют антагонистами друг друга. Но противостояние, различия героев и приведут в конечном итоге к некоему компромиссу, решению сложного конфликта.
Илья Ильич — герой, которого редко называют положительным. Это русский барин, помещик, привыкший к праздности. Обломов с гордостью говорит о себе:
И он действительно ничего не умеет. С самого детства окружённый слугами, мамушками и нянюшками, выросший в деревне, не знавший трудностей жизни, он привык к неспешному течению жизни, к постоянству — такой была жизнь в его родном доме.
Она, по выражению автора, текла, «как покойная река». И слово «покойная» выбрано неслучайно: это не просто устаревшая форма слова, а его двойной смысл. Жизнь в Обломовке не только спокойная и размеренная. Она… мёртвая, погибающая, затухающая.
Такой выдалась и жизнь главного героя.
Он честен не только с окружающими, но и с самим собой: ему противно лицемерие Петербургского света, поэтому Илья Ильич предпочитает леность пустой деятельности.
Его праздный образ жизни — результат крайнего проявления именно русского качества, любви к человечеству. Это есть самый настоящий протест светскому обществу.
С самого детства Илья Ильич был окружён заботой, вниманием, обласкан родителями и слугами, которые обожали маленького Илюшу. Но эта любовь приобрела гипертрофированный характер, оказалась чрезмерной и привела к гибели героя.
Андрей штольц как антипод обломова
... которой гордился Гончаров. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика в таблице ЗДЕСЬ Антиподы ли Обломов и Штольц? Андрей Штольц как антипод Обломова (3) Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба ...
Как точно выразился Гончаров, «всё началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».
Штольц же — полная противоположность Обломова. Даже внешне он противопоставлен главному герою.
Если Илья Ильич представляет собой человека пышного, мягкого, с нежными руками, то Штольц же напоминает «кровную английскую лошадь» — резкий, с острыми чертами лица, с быстрой речью. Отец Штольца — деятельный человек.
Два человека — две противоположности, острое социальное противоречие. Успешный, но сухой душою человек — и добрый, отзывчивый, но абсолютно беспомощный. Это противостояние деятельности и духовности у Гончарова находит решение, своеобразный компромисс. И это… маленький Андрюша Обломов — сын русского душою Обломова, выращенный, воспитанный привыкшим к труду немцем Штольцем.
Автор, несомненно, предполагает, что смешение этих противоположностей приведёт к хорошему результату. Именно Андрюша станет тем идеальным человеком своего — и нового тоже — времени, поскольку он впитает в себя лучшие качества героев-антагонистов.
Эта идея становления нового типа человека, разумеется, выходит за рамки своей эпохи. Подобно Тургеневу, предсказавшему в своё время появление поколения Базаровых, Гончаров создаёт облик нового типа личности, которой суждено изменить свою эпоху — и время, которое за ней последует.
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Обломов и Штольц»
Роман «Обломов» посвящен русскому дворянству 19 века — портрет данного слоя населения ярко демонстрируется двумя главными героями произведения. Несмотря на жизнь в одно время, на дружбу и общение с самого детства, Обломов и Штольц имеют совершенно противоположные характеры, что заметно и по образу их жизни.
Причины столь глобальной разницы можно найти в воспитании героев. Происхождение Обломова — чисто дворянское, его детство в Обломовке прошло в тепле и холе.
В семье еда была настоящим культом — любимым занятием Обломовых было вместе решать, что они сегодня будут кушать.
Илюшу с детства не приучали к труду; родители чрезмерно опекали его, боялись, что мальчик может покалечиться или заболеть, поэтому он не имел никакого физического воспитания.
Вторым важным вопросом в доме Обломовых был сон — ему посвящали времени так же много, как еде. Илья учился в гимназии, но и это было необходимо не для реальных знаний, а для получения аттестата.
Все эти правила Обломовки отражаются на взрослой жизни Ильи: он становится очень ленивым человеком, почти необразованным, не интересующимся абсолютно ничем.
Всё, что составляет жизнь Обломова, — это сон и еда.
Штольц является полной противоположностью Ильи. Его семья не была богатой; мать — русская дворянка, а отец — немец простого происхождения. Родители приложили немало усилий, чтоб привить сыну любовь к труду, любознательность и прилежание. С юных лет отец брал его с собой на работу в поле, на базар.
В результате он вырос всесторонне развитым человеком, обладающим острым умом и тягой к труду.
Из детства происходят и взгляды на жизнь этих героев. Обломов не стремится что-то менять, продолжая «традиции» своих родителей — есть и спать.
Он не любит выходить из дома, общаться с друзьями или читать. Даже простейшая работа ему кажется изматывающей.
По натуре Обломов — очень добрый человек с «хрустальной душой», однако главным и наиболее ярким качеством его характера является огромная лень.
Штольц же работает с юных лет, и ему это действительно нравится. Он не может жить без труда. Этот герой имеет огромную силу воли и энергичность, поэтому он известен и уважаем в широком кругу. Спокойная и размеренная жизнь в четырех стенах (как у Обломова) — не для Штольца.
Даже внешность героев диаметрально противоположна и соответствует их образам жизни. Обломова автор характеризует как полного и розовощекого человека, Штольц же — высокий, худой.
Несмотря на такую противоположность, у героев можно найти и схожие черты, что проявляется в отношениях с Ольгой.
Обломов и Штольц — это два лица русского дворянства. С одной стороны — доброта, эмоциональность, перечеркнутая излишней апатичностью, с другой — упорство и энергичность, граничащие с «немецкой» рассудительностью. Но если Штольц – «человек будущего», то Обломов – прошлое России, зараженное «обломовщиной», убивающей лучшее, что в ней есть.
Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова “Обломов”
Произведение Гончарова “Обломов” – социально-психологический роман, построенный на литературном методе антитезы.
Принцип противопоставления прослеживается как при сопоставлении характеров главных героев, так и их основных ценностей и жизненного пути.
Сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе “Обломов” позволяет лучше понять идейный замысел произведения, разобраться в причинах трагизма судеб обоих героев.
Особенности образа жизни героев
Центральным персонажем романа является Обломов. Илья Ильич боится жизненных трудностей, не желает что-либо делать или решать. Любое затруднение и необходимость действовать вызывают у героя печаль и еще сильнее погружают в апатичное состояние.
Именно поэтому Обломов после первой неудачи на службе больше не захотел пробоватьсвои силы на карьерном поприще и укрылся от окружающего мира на любимом диване, стараясь не только не выходить из дому, но и даже не вставать с постели без крайней надобности. Способ жизни Ильи Ильича похож на медленное умирание – как духовное, так и физическое.
Личность героя постепенно деградирует, а сам он полностью погружается в иллюзии и мечты, которым не суждено сбыться.
Штольца же трудности наоборот подстегивают, любая ошибка для него – только повод двигаться дальше, достигая большего.
Андрей Иванович пребывает в постоянном движении – командировки, встречи со знакомыми и светские вечера являются неотъемлемой частью его жизни.
Штольц смотрит на мир трезво и рационально, в его жизни нет неожиданностей, иллюзий и сильных потрясений, ведь он все просчитал наперед и понимает чего ждать в каждой конкретной ситуации.
Образ жизни героев и их детство
Развитие и становление образов Обломова и Штольца показано автором с самых ранних лет героев. Их детство, юношеские и зрелые годы протекают по-разному, им прививают разные ценности и жизненные ориентиры, что только подчеркивает непохожесть персонажей.
Обломов рос подобно тепличному растению, отгороженному от возможных воздействий окружающего мира. Родители всячески баловали маленького Илью, потакали его желаниям, готовы были сделать все, чтобы их сын был счастлив и доволен. Особого внимания требует сама атмосфера Обломовки – родного поместья героя.
Медлительные, ленивые и малообразованные жители деревни считали труд чем-то подобным наказанию. Поэтому старались всячески его избегать, а если уж приходилась работать, то работали нехотя, без всякого вдохновения и желания.
Даже когда Илья Ильич попадает в новую, городскую среду, он не желает менять своего образа жизни и начинать интенсивно работать. Обломов просто закрывается от окружающего мира и создает в своем воображении некий идеализированный прототип Обломовки, в котором и продолжает “жить”.
Детство Штольца проходит иначе, что обусловлено, прежде всего, корнями героя – строгий отец-немец старался воспитать из сына достойного буржуа, который мог бы всего в жизни добиваться самостоятельно, не боясь никакой работы.
Утонченная мать Андрея Ивановича, напротив, хотела, чтобы сын добился блестящей светской репутации в обществе, поэтому с малых лет прививала ему любовь к книгам и искусствам.
Героя интересовало все новое, он умел уверенно двигаться вперед, поэтому после окончания университета с легкостью занял свое место в обществе, став для многих незаменимым человеком. В отличие от Обломова, который любую активность воспринимал как отягощающую необходимость, для Штольца его деятельность была импульсом для дальнейшего личностного, социального и карьерного развития.
Сходства и различия образа жизни героев
Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей.
Оба героя являются “лишними” людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья.
Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за “райскую”, идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.
Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем.
Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным, то чрезмерно ленивым и бездеятельным.
Заключение
На примере образа жизни Обломова и Штольца Гончаров показал, как могут различаться судьбы людей, выходцев из одного социального слоя, но получивших разное воспитание.
Изображая трагизм обоих персонажей, автор показывает, что человек не может жить, спрятавшись от всего мира в иллюзии либо чрезмерно отдавая себя другим, вплоть до душевного истощения, – чтобы быть счастливым, важно найти гармонию между этими двумя направлениями.
Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих.
В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли.
Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.
У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.
В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге.
Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «переползание изо дня в день». Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним.
Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования.
Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос.
В этом заключалось «широкое раздолье барской жизни» с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.
Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья.
Илюша же «воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности.
Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.
Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов».
Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми.
Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.
Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству.
Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и «братец» его квартирной хозяйки.
Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни.
Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.
Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.
Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое.
Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причиной его горького разочарования.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь.
Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца».
Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
[/su_box][/su_box][/su_box]
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов.
От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль».
Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь.
Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца».
Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
[/su_box][/su_box][/su_box]
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов.
От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль».
Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь.
Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца».
Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
[/su_box][/su_box][/su_box]
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов.
От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль».
Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь.
Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца».
Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
[/su_box][/su_box][/su_box]
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов.
От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль».
Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе.
Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.
По мысли автора, личностям типа Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»
Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова.
Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.
В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как «не герой». Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере.
Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопросами», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство.
Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Ссылка на основную публикацию
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Спор Обломова и Штольца.
Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем. Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он «особенно восстал против этой суеты». Обломов беспощадно утверждает, что такая жизнь, в которую его решил вовлечь Штольц, его вовсе не привлекает.»Все,вечная беготня взапуски, вечная игра дряных страстришек, особенно жадности»,-рассказывает Обломов о том, что его не устраивает в общественной жизни. Илья упрекает Штольца в том, что Андрей посылает его в свет и общество лишь за тем, чтобы отбить больше охоту быть там. Очень пренебрежительно Обломов относится к людям, которых он встречает в общественной жизни:»Снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?».Но своими доводами он вовсе не заставляет Штольца принять свою точку зрения.»Это все старое, об этом тысячу раз говорили»,- упрямо отвечает Штольц. «Ты философ, Илья!»,- именно так охарактеризовал Обломова Андрей Штольц, спрашивая о том, каким же он видит свой идеал жизни, и Обломов мечтательно рассказывает ему о своей мечте завести семью, жить в тишине и покое где-нибудь за городом, в своем домике, с утра вставать пораньше,»собирать букет для жены»,завести детей. Покой, спокойствие и мирное лежание на диване, отсутствие труда и всякой деятельности, о которой рассказывает Обломов, не находит отклика в душе Штольца, и он упрямо отрицает:»Это не жизнь…Это…Какая-то…обломовщина».По его мнению, жизнь — это движение и труд, и ему вовсе не нужен покой. Он не собирается переставать трудиться, причем даже тогда, когда «учетверит капиталы». В конце этого эпизода каждый все равно остался при своем мнении, так и не сумевши убедить друг друга в своей правоте, но оба сошлись на идее уехать из города куда-нибудь подальше,»похудеть немного, перестать хандрить». В этом эпизоде сосредоточены духовные пристрастия Штольца и Обломова. Читатели составляют полную картину о том, какой представлялась идеальная жизнь для главных героев романа. Лишь на небольшую долю времени в эпизоде появляется Захар, который просто отвечает на вопрос Штольца о том, кто же перед ним лежит кратким ответом:»Это барин, Илья Ильич».Если Захар и правда воспринимал Илью как барина, то Штольц лишь простодушно рассмеялся этому.
Действия в эпизоде происходят логично и довольно стремительно — ход мыслей Обломова протекает со смыслом, из одного его вывода следует другой, поэтому нить диалога не теряется. Гончаров, настоящий гений по созданию образов и описанию характеров, во всем своем произведении использует большое количество изобразительно-выразительных средств. В его романе много сравнений: «Люди снуют каждый день, как мухи. «,»ты рассуждаешь, точно древний»,эпитетов:»мучительная забота»,»изящная мебель»,гипербол:»чудовищный арбуз».Все это составляет определенные чувства при прочтении романа. Роль этого эпизода во всем романе очень важна для полного представления характеров героев, их мировоззрения, представлении об идеальной жизни для них. Добавил : bellis
|