Урок литературного чтения. «Создание собственного текста «С чего начинается Родина?» на основе прочитанных произведений и личного опыта». 4-й класс

Разделы: ,

Ключевые слова:, Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику О.В.Кубасовой.

Цели: Создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся, формирования умения составлять сочинение-рассуждение.

Задачи:

  • развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
  • развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;
  • воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества.

1. Мобилизующее начало

  • По словам древнегреческого писателя Лукиана Самосатского, слово, понятие, с которым будет связана тема нашего сегодняшнего урока, даже робкого превращает в храбреца, отвергающего смерть и болезни.
  • У кого-то появились предположения по поводу темы урока?

Слайд № 2

  • Посмотрите на слайд. Назовите, что вы на нем видите?

(на слайде карта России, на которой выделена Оренбургская область, т.к. она является малой родиной учащихся)

  • Каким общим понятием объединены эти объекты? (Родина).

Наш сегодняшний урок будет связан с понятием с «родина».

  • А конкретизировать тему урока поможет домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания

Дома вы учили стихи о родине.

  • Давайте послушаем стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» в вашем прочтении. (Для сокращения времени проверки домашнего задания, ученики могут прочитать стихотворение группами по частям.)

— Прежде, чем ребята начнут читать, я хочу обратить ваше внимание на то, что перед каждым из вас лежит рабочий лист, если при прослушивании стихотворения у вас возникнут вопросы, запишите их, чтобы потом мы смогли на них ответить. (Приложение 1).

3. Анализ прочитанного

  • Появились у кого-то вопросы?
  • Может, вы что-то хотите сказать одноклассникам об их прочтении стихотворения?

Откройте учебники на стр. 124.

  • Как ответил М.Матусовский на свой вопрос? Прочитайте его ответы.
  • Как вы понимаете размышления автора, что Родина начинается со стука вагонных колёс?
  • Каким чувством пронизано это стихотворение? (душевное, сердечное, пронизано теплотой).

    3 стр., 1237 слов

    «Неожиданный Есенин». Лингвокультурологический анализ ...

    ... сочинение – эссе на тему “Мой Есенин”. Далее ученица читает свою работу. Слушатели дают комментарий к сочинению. Следующий слайд обозначает переход ко второй части урока – анализу поэтического текста. Выразительное чтение стихотворения ...

    Это лирическое стихотворение.

Как мы узнаём о чувствах автора к Родине?

  • Говорит ли он об этом прямо?
  • Найдите в стихотворении слова, которые помогают нам понять чувства автора к родине.
  • Какими словами автор начинает и заканчивает стихотворение? (C чего начинается Родина?)
  • Как вы думаете, зачем он использует этот художественный прием? (Чтобы подчеркнуть значимость Родины для каждого человека, трудность ответа на этот вопрос).

  • Почему нельзя дать полный исчерпывающий ответ на этот вопрос, почему каждый может ответить по-своему?

4. Знакомство с темой урока

— Вот мы и подошли вплотную к теме урока. Каждому из вас предстоит ответить на вопрос, поставленный Михаилом Матусовским в своем произведении, для этого нужно будет написать сочинение-миниатюру на основе прочитанных произведений и личного опыта.

Слайд № 3

5. Саморефлексия

Слайд № 4

— Перед началом работы я предлагаю вам оценить свои способности и умения по написанию сочинений. На нашей лестнице самооценки 5 ступеней. Чем выше вы себя ставите, тем легче дается вам эта работа и тем лучше ваше произведение. Чем ниже – тем труднее для вас эта работа. Оцените себя.

У каждого ребёнка рабочий лист с рисунком лестницы самооценки ().

Можно попросить некоторых ребят показать выбранное место на лестнице на слайде и аргументировать свой выбор.

6. Определение целей и задач урока

  • Для того чтобы наша работа была плодотворной и успешной нам нужно определить цель и задачи сегодняшнего урока.
  • Что должно быть итогом нашего урока? (сочинение-миниатюра).

  • Значит как можно определить цель нашего урока? (составить текст).

Слайд № 5

Учитель уточняет: «Написать сочинение-миниатюру «С чего начинается Родина?»

  • Какие задачи – «узелки знаний» нам нужно завязать, чтобы достигнуть этой цели?
  • С чего начинается создание любого текста? (с определения темы).

  • Она у нас уже определена. (С чего начинается Родина?)
  • Что нужно определить после темы? (Главную мысль – то, что мы хотим донести до слушателя).

  • Как вы думаете, нужно ли нам уточнить, осмыслить понятие родины?
  • Значит, что будет нашим следующим «узелком»? (Осмысление понятия родина, уточнение смысла этого слова)
  • Какой вопрос уже возникает из записи темы сочинения?(С большой или с маленькой буквы писать слово «(Р)родина»?)
  • Какой тип текста использовал М. Матусовский при написании своего стихотворения? (рассуждение).

  • Значит какую следующую задачу нам предстоит решить? (выбрать тип текста:
  • Какие типы текста вы знаете? (Описание, повествование или рассуждение).

    9 стр., 4048 слов

    Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» ...

    ... мiровоззрения некоторых людей. О походе князя Игоря мы знаем не только из «Слова…», но и по ... тексту «Слова…». Со всей силой анималистического и языческого мiрочувствия «Слово о полку Игореве» передаёт конфликт между самоволием, самовластием князя и христианством. Игорь ... Уроки Игорева похода 30 апреля 1185 года, 825 лет назад князь Новгород-Северский Игорь Святославович в союзе с другими князьями ...

  • Мы можем использовать любой или ограничены в выборе?
  • Что будет нашим основным инструментом при написании сочинения? (Слово)
  • С помощью чего мы можем свой текст сделать интересным, выразительным, затрагивающим чувства слушающих?
  • Назовите известные вам средства выразительности.
  • Значит какова наша следующая задача? (Подобрать и использовать средства выразительности)

Итогом проведённой работы является запись на слайде.

Тема урока:

Цель: написать сочинение-миниатюру «С чего начинается (Р)родина?»

Задачи:

  • определить главную мысль текста;
  • проанализировать и осмыслить образ родины;
  • определить тип текста;
  • использовать средства художественной выразительности.

7. Мотивация

  • Посмотрите на портреты, знакомы ли вам эти люди, связаны они как-то с темой сегодняшнего урока?

На доске портреты знаменитых оренбуржцев и людей, связанных с нашим городом: П.Рычков, Ю.Гагарин, А. Родимцев, А.Прохоренко, М.Росторопович, О.Федорова, С.Аксаков, В.Комаров. ().

Ответы детей.

  • Судьба этих людей связана с нашим городом, кто-то из них родился, а для кого-то годы, проведённые здесь стали определяющими в судьбе.
  • Я хочу обратить ваше внимание на портрет Мстислава Ростроповича, который считал наш город своей единственной малой родиной, не смотря на то, что родился в Баку.

— Однажды на вопрос одного из журналистов о том сопровождает ли его жена во время гастролей или нет, он ответил, что нет, т.к. устает уже от одного вида того, как он работает. Перефразируя его слова, я желаю вам поработать на уроке так, чтобы от одного взгляда на вас, все бы уставали от вида того, как вы работаете.

8. Словарная работа над уточнением понятия «Родина»

— Давайте мы нашу работу по осмыслению понятия «родина» начнём с работы группами со словарями. (Дети делятся на группы по 4 человека и получают один из словарей: «Толковый словарь» Ожегова С.И, «Синонимов-антонимов», «Этимологический», «Толковый словарь» В.И.Даля).

  • Каждой группе нужно посмотреть какой словарь у неё лежит и определить какую информацию вы можете из этого словаря почерпнуть. (Ответы детей).

  • Сколько объяснений слова родина вы нашли в толковом словаре? (Два.)

(Родина – Отечество, родная страна).

Родина – место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н.).

  • В чем отличие этих объяснений? (Одно объясняет понятие малой родины, другое – большой).

  • Что о происхождении слова родина говорит этимологический словарь? ( Ро́дина .

Общеслав. Суф. производное от род. Исходное значение — «семья», далее «место рождения».)

  • Прочитайте, приведённые в словаре синонимы и антонимы?
  • На какой вопрос мы не нашли ответа в словаре? (посмотрите на запись темы (Р)родина)
  • Прочитайте информацию на слайде.

Слайд № 6

Слово «родина» пишется с маленькой буквы, когда подразумевается какое-то место, географическое местоположение, где родился и вырос человек.

Употребление существительного «Родина» с большой буквы имеет место быть тогда, когда в это слово вкладывают патриотические и высоко-духовные чувства.

  • Он шел на войну сражаться за свой дом, за семью, за Родину!
  • Воевать за Родину – ваш священный долг!
  • С каким словарём мы не работали? (Эпитетов)
  • Где мы возьмём эпитеты для нашего сочинения? (На предыдущих уроках из стихов и произведений о родине мы выписывали определения и эпитеты).

  • Прочитайте выписанные определения и эпитеты? (Ласковая, горькая, далёкая, милая, суровая…)
  • Почему у вас эпитеты-определения родины такие разные? (Поэты и писатели описывают родину, которую они увидели в разное время: в мирное, во время войны, на чужбине)
  • Для того, чтобы мы закрепили различие между понятиями большой и малой родины, я предлагаю провести «Словесную перепалку».

— Ребята с первого ряда будут называть ассоциации-символы, которые возникают у них при упоминании большой родины, а ребята с третьего ряда – ассоциации, связанные с малой родиной. Второй ряд – судьи с колокольчиками. Если не согласны – звонят в колокольчик.

9. Физминутка

«Знай своих».

(У каждого на парте лежит карточка желтого, синего или зеленого цвета с напечатанным словом).

Вы должны образовать цепочки с помощью карточек, которые у вас лежат на парте.

1. Сначала выходят ребята с жёлтыми карточками у них слова – символы родины.

2. К каждому слову символу подбираем и прикрепляем синоним на синей карточке.

3. Ребята с желтыми карточками продолжают получившийся ряд. Определение должно подходить по смыслу к символу и согласовываться с ним по грамматическим признакам.

В итоге на доске должна получиться, приведенные ниже, цепочки слов.

символ

синоним

определение

степь

простор

бескрайняя, цветущая

люди

земляки

талантливые, толерантные

полезные ископаемые

кладовая земли

неисчерпаемые

Оренбуржье

родная земля

многонациональное

Урал

батюшка

седой

поле

нива

золотое, бескрайнее

платок

белое золото

ласковый

хлеб

каравай

ароматный

Волга

матушка

величавая

флаг

стяг

победный

гимн

песня

торжественная

столица

город

златоглавая

  • Проверьте, со всем ли вы согласны?

(В ходе проверки выясняют, что определение торжественная не согласуется со словом гимн, решают создавшуюся проблему; при необходимости корректируют получившиеся цепочки слов).

10. Работа над расширением понятия «Родина»

  • Прежде, чем переходить к следующему заданию, я хочу вам напомнить один из рассказов Василия Александровича Сухомлинского, 100-летие которого мы отмечали в 2018 году. А рассказ называется «Я хочу сказать свое слово».

Сюжет этого рассказ схож с нашим уроком. Ребятам предстояло написать сочинение-миниатюру об осеннем небе, и учительница повела первоклассников в поле, чтобы они смогли подобрать точные красивые слова. Но когда они стали описывать небо, то все говорили, что небо синее, голубое, синее-синее, пока одна девочка тихо не заметила, что небо ласковое. Слова этой девочки помогли почувствовать ребятам, что небо может грустить и трепетать, тревожиться и печалиться как живое существо.

  • Как вы думаете зачем я вам напомнила этот рассказ, который мы читали во втором классе? (Ответы детей).

  • Мне кажется, что родину можно описать не только словами, у нее также могут быть запахи, звуки…
  • Сейчас вы попробуете ощутить предметы, которые являются символами Оренбургского края, а затем описать нам свои ощущения.

Учитель приглашает шесть человек, они должны закрыть глаза. Первому набрасывают на плечи пуховый платок, второму дают понюхать каравай, третьему накидывают на плечи паутинку, следующему дают попробовать кусочек каравая, четвертому, предлагают понюхать тюльпан, последнему дают попробовать немного соли).

После этого ребят просят рассказать какой по ощущениям является их родина.

11. Работа над сочинением

Вот мы и приблизились к самостоятельной работе.

Давайте вспомним наши задачи и определим все ли мы их выполнили?

Слайд № 7

  • Давайте мы снова вернемся к нашей лесенке самооценки.

Слайд № 8

  • Оцените теперь свою готовность к написанию сочинения.
  • Кто из вас поднялся?
  • Кто остался на месте?
  • Есть, кто спустился?
  • Что этому способствовало?
  • Перед началом работы я хочу обратить ваше внимание, что это у вас сочинение миниатюра (по объему должно быть не более половины страницы), поэтому внимание к слову должно быть особенное. И как напутствие привести слова С.Маршака

Слайд № 9

«Чем глубже и сложнее мысль, тем ярче, рельефнее должно быть слово».

  • Желаю вам удачи в вашем творчестве, на которое отводим 10 минут, а сопровождать её будут звуки и мелодия нашей родины.

Обратить внимание, что во время самостоятельной работы можно использовать составленные на доске цепочки слов (символ родины – синоним – определение), заготовки с эпитетами, сделанными на предыдущих уроках в ходе анализа произведений о родине.

Слайд № 10.

12. Прослушивание сочинений

Слайд № 11

  • Следующий этап нашей работы я предлагаю провести под девизом : «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
  • Как вы понимаете эти слова, и почему я их привожу сейчас?
  • Если во время чтения сочинений у вас возникают какие-то вопросы или мысли, пожелания к автору фиксируйте их, чтобы потом сказать об этом автору сочинения.

Прослушивается несколько сочинений. ( 3)

  • Чем отличаются сочинения?

(Если одни написали про большую, а другие про малую родину, можно создать проблемную ситуацию, задав вопрос: Кто выполнил задание верно?)

13. Объяснение домашнего задания

  • Как вы думаете, ваши сочинения уже совершенны или есть над чем поработать?
  • Определите свое домашнее задание. (Отредактировать сочинение).

  • Все ли люди, из нашей портретной галереи знакомы вам.
  • Узнать о них вам помогут книги о родном крае, представленные на нашей классной выставке.

14. Подведение итогов урока

  • В заключение нашего урока, я хочу, чтобы Василина прочитала выбранное ей стихотворение.

Слайд № 12

Игорь Шаферан, Журавлёнок

Ушло тепло с полей,

и стаю журавлей

Ведёт вожак в заморский край зелёный.

Летит печально клин,

И весел лишь один,

Один какой-то журавлёнок несмышлёный.

Он рвётся в облака,

торопит вожака,

Но говорит ему вожак сурово:

— Хоть та земля теплей,

А родина милей,

Милей — запомни, журавлёнок, это слово.

Запомни шум берёз

и тот крутой откос,

Где мать тебя увидела летящим;

Запомни навсегда,

Иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

  • В этом стихотворении дается ответ, что такое родина?
  • Как вы поняли главную мысль этого стихотворения? (Не научившись любить родину, нельзя стать настоящим человеком).

  • Как вы думаете, почему весь урок сегодня у нас связан с понятием Родины? (стихи, сравнения, определения, сочинение?)
  • Какое значение имеет родина в жизни человека?
  • Ребята, я благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/s-chego-nachinaetsya-rodina-stihi-sobstvennogo-sochineniya/

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.
  2. Евгеньева А. П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. М., 2001.
  3. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М. «Русский язык», 1984.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
  5. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999.
  6. СЭС – Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
  7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 2000.
  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2003.
  9. Челпаченко, Т.В. Методы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. — № 4 (58).

    — Волгоград : Изд-во «Перемена», 2011.

  10. Челпаченко, Т.В. Философские аспекты дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГУ. — Оренбург : Изд-во : ГОУ ОГУ, — № 17 (136), 2011.
  11. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.
  12. https://orenweek.ru/16694/Веркашанцева Н. Мстислав Ростропович: «Моя жизнь началась в Оренбурге».
  13. http://deeplyrics.ru/citaty-o-rodine