Россия глазами Есенина

Сочинение

Понятие родины складывается из множества составляющих. Это земля, где жили предки, село или город, где прошло твоё детство. Это близкие и родные люди, дорогие сердцу друзья. Родина – это родной язык с песнями и стихами, которые западают в душу с юности.

Как рождается образ России для поэта? Может, с красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов», — такие строки находим в автобиографии поэта. Так начинался Сергей Есенин. И глаза, и уши поэта жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: внешние зори, бешеный рёв вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копны сена и рыжие стога, горластые гуси и деревенские петухи.

В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где жаловался, что современные ему писатели не используют зрительное восприятие. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом и стал Сергей Есенин.

Первых своих читателей молодой поэт пленил тем, что как бы повёл их по забытой ими земле, заставляя всматриваться в её красоту и вслушиваться в её звоны и тишину. «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь»,- Есенин залил родные пейзажи голубизной, стремясь показать нам просторы Родины. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном холоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга». Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет, голубой считался цветом «божественным».

А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» мœенее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».

3 стр., 1427 слов

А.С. Пушкин — великий русский поэт / Пушкин Александр Сергеевич

... лучшая, потребна мне свобода...». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт имеет право на эгоизм: «Себе лишь одному служить и угождать». Этот ... Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта «отклик», «ответ»: Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт! — заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта- лирика эху. Перечисленные «впечатления»: ...

Ещё Россия глазами Сергея Есенина безотрывно связана с жёлто-золотым цветом. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В его фамилии есть отзвук осени — есень – ясень. Есенин видел в фамилии как бы указания на своё предназначение в мире. А себя поэт мыслил как часть Родины:

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: не надо рая,

Дайте Родину мою!

И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то он употребляет, не жалея, золота: «Луна над крышей, как злат бугор», «Не снились реки златых долин», «Где златятся рогожи в ряд», «Лижут сумерки золото солнца…», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая». Нет ни увядания, ни смерти, осень – золотых дел мастер — «златит холмы». Есенин доказал, что цветовой образ может быть «тучным»; с помощью слов, соответствующим краскам, поэт сумел передать самые тончайшие эмоциональные оттенки души в ощущении образа России. Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, золотые глаза – в «Песне о собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в стихотворении «Не ходить, не мять в кустах багряных..»

Россия предстаёт в лирике поэта не только красочной, есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи у поэта так же вещественны, как и краски. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов, крепость которым придают запахи, простые и сильные, почти грубые: «рыхлыми драчёнами», «укропом вялым», а своеобразие – наличии медовой нотки – «пьяный пах медовых сот». Есенин угадывает медвяное и в запахах вроде бы вовсе не медовых: остром – осиного гнезда («пахнет ромашкой и мёдом от ос»), резком – мужичьего пота («слаще мёда пот мужичий»), «Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас». И такая Русь нам близка, знакома.

Доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху: «Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». Почти в каждом стихотворении Есенина слышны звоны: «Мне навстречу как серёжки прозвенит девичий смех», «Звонно чахнут тополя…»

Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично – яркая, до боли родная, сверкающая цветами всех переливов «страна берёзового ситца»– такой предстаёт Россия глазами Сергея Есенина.